Инклюзивное образование
методическая разработка

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становление и развитие. В современных  образовательных организациях создаются условия для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от образовательной организации предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в образовательных организациях общеразвивающего вида - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода - инклюзивное образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _inklyuzivnoe_obrazovanie.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Обучение и воспитание в инклюзивных группах»

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становление и развитие. В современных  образовательных организациях создаются условия для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от образовательной организации предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в образовательных организациях общеразвивающего вида - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода - инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а также основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Термин «инклюзия» введен в 1994г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия - вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях - в таких школах и детских садах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства.

Задачи государственной политики в сфере образования

Задачи, направленные на решение задач государственной политики

«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» ст.3, п.27  №273-ФЗ

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

«Каждый имеет право на образование» ст. 43 Конституции РФ.

Обеспечение полноценного образования детям с ОВЗ.

«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» 181-ФЗ ст.19 (ред. от 21.07.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (24 ноября 1995г.)

Обеспечение гарантии создания  необходимых условий для детей с ОВЗ.

«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» 273-ФЗ, ч. 4 ст. 79

Обеспечение на базе неспециализированного ДОУ дифференцированного обучения и воспитания детей с  ОВЗ, исходя из потребностей и психологических особенностей ребенка: коррекционная группа с возможностью интеграции детей в общеобразовательную группу, инклюзивное образование.

         Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в образовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам (маршрутам) с учетом его особых образовательных потребностей.   Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе (группе), а не в специально выделенной помещении при образовательной организации.

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать обучающихся с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной образовательной организации, а реформировать школы и детские сады и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех обучающихся, у которых они возникают.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении обучающихся с особыми образовательными потребностями:

- барьеров «архитектурного» окружения обучающегося - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в образовательной организации, недоступность транспорта между домом и образовательной организацией, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в образовательную организацию и т.д.).

- финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;

- барьеры, возникающие в результате взаимоотношений обучающихся и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений («отношенческие» или социальные барьеры).

Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры. Поэтому образовательная организация, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять, как свою культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, и способах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа (маршрут) обучающегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио обучающегося - ребенка с ОВЗ;

- компетентность педагога в области образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации педагогов образовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда - доступность классов (групп) и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении реализуется через следующие модели:

1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе.

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе дошкольного образовательного учреждения создают психолого-педагогический консилиум, куда входят следующие специалисты: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, медицинская сестра.

Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенности его поведения, корректируют индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида (ребенка с ограниченными возможностями здоровья), план работы воспитателя и группы в целом. Заседания психолого-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения проходят как планово (в начале учебного года, середине и в его конце), так и внепланово (по запросу).

Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Управление дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзии.

Для управления инклюзивными процессами создают командные формы работы, проектные формы организации деятельности, проводится диагностика и мониторинг инклюзивных процессов, реализуются формы работы, направленные на согласование интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации).

Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом:

- методический совет ДОУ;

- психолого-педагогический консилиум ДОУ;

- педагогический коллектив инклюзивной группы;

- родительский комитет.

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОУ зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:

- более успешной работе ДОУ;

- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса;

- модернизации организационной системы управления при переходе от функционально-линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления.

Формой командного управления ДОУ является методический совет, который решает стратегические и оперативные задачи. В методический совет входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб ДОУ (консультативный пункт, служба ранней помощи, лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР)), старший воспитатель, ведущие специалисты.

Методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОУ, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОУ. Кроме того, совет решает оперативные задачи:

- анализ ситуации в ДОУ и оперативное реагирование на нее;

- обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОУ;

- контроль и анализ деятельности психолого-педагогического консилиума ДОУ;

- определение ценностей, цели, принципов и направлений работы учреждения (эти вопросы обсуждаются всем коллективом на командных тренингах, проходящих 2 раза в год).

Планы, намеченные советом, обсуждаются и корректируются на собраниях педагогического коллектива и принимаются к исполнению. Вопросы оперативного управления решаются на еженедельных совещаниях, проводимых заведующим.

Для решения методических и организационных задач обеспечения инклюзивных процессов создаются проектные группы для решения конкретных задач, например, создания методики работы «детско-родительской группы», разработки критериев эффективности работы воспитателей, организации праздника или подготовки участков к весеннему периоду.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ППк) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ.

Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. Также обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или старший воспитатель, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ. Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования.

Цель работы этого коллектива – организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.

Основные направления деятельности педагогического коллектива:

– разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ;

– проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы;

– разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы;

– реализация, с опорой на решения ППк, действий по включению детей в группу в начале учебного года;

– планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе;

– обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями;

– планирование, организация и реализация событий и праздников;

– анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению.

ППк назначает каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста (в зависимости от образовательных потребностей) из числа специалистов педагогического коллектива группы.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов фиксируется в процессе профессиональных супервизий. Супервизия – вид психолого-педагогического сопровождения работников помогающих профессий. Супервизия направлена на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания. В ДОУ супервизии проводятся (по запросу) как коллегами из учреждения, так и приглашенными из других организаций специалистами в соответствии с решениями методического совета.

Таким образом, эффективность пребывания детей с ОВЗ в условиях детского сада предполагает создание социальных и психологических условий сопровождения дошкольников, которые обеспечиваются факторами: качество ресурсов социальной среды для познавательного, физического, социального и эмоционального развития; готовность здоровых детей толерантно воспринимать сверстников с ОВЗ и продуктивно взаимодействовать с ними; способность педагогического коллектива обеспечить соответствующий психологический комфорт всем участникам образовательного и воспитательного процесса, совершенствовать свои профессиональные профильные навыки, быть готовыми к инновациям в области инклюзии. Кроме того, совместное обучение детей ставит целью всестороннее развитие всех воспитанников ДОУ — и здоровых, и с ОВЗ, инклюзия исключает доминирование интересов одних детей над другими.


Список литературы

  1. Данилова Е.В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия // socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065.shtml (20.09.10).
  2. Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: Авт. дис… д-ра пед. наук. – Новосибирск, 2009.
  3. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. - М.: «Экзамен», 2003.
  4. Малофеев Н.Н. Особый ребенок – обычное детство // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. - №1. – С. 3-7.
  5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: «Научная книга», 2006.
  6. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 100-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...