Календарно-тематическое планирование на май для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Лихошерстова Ольга Александровна

Планирование на май для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_may_starshaya_gruppa.docx73.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №  7

Месяц: Май

Группа: № 7

Ф.И.О. педагога, ответственного за разработку: Сухова О.Н., Лихошерстова О.А.

Тема 1: «Этих дней не смолкнет слава»

Срок реализации: 2 недели (02.05.2023 г. – 16.05.2023 г.)

Цель:  расширять и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне. Развивать чувство благодарности старшему поколению за победу в Великой Отечественной Войне, гордости за страну,  патриотические чувства к малой Родине

Предполагаемые результаты:

             - расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне;

             - дети испытывают уважение к старшему поколению за победу в Великой Отечественной Войне;

             - у детей развиты патриотические чувства к малой Родине.

Тема 2: «Ура! Каникулы!»

Цель: закрепление элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Знакомство с некоторыми животными жарких стран, насекомыми , формировать представления о школе, готовность учиться в школе.

Срок реализации: 2 недели (17.05.2023 г.-31.05. 2023 г.)

Предполагаемые результаты:

  • у детей сформированы элементарные представления о лете;
  • дети знают особенности поведения лесных зверей и птиц летом;
  • у детей сформированы представления о школе.

МОДУЛЬ 1. «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРОГРАММЫ»

Задачи:

Игровая деятельность: Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт ребенка на основе участия в интегративной деятельности: познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру. Формировать умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Осваивать при поддержке воспитателя организационные умения: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения. Развивать взаимодействие со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Обогащать и закреплять правила и способы безопасного поведения в быту, в природе.

Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.        

  Образовательная область «Познавательное развитие». Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания. Развивать познавательные интересы детей, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Учить умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов. Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая).

Образовательная область «Речевое развитие». Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Развивать умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Учить понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи; замечать в рассказах сверстников. Освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; рассказы по картине или серии картинок. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Развивать умение самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. Учить осуществлять звуковой анализ слов;  интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, характеризовать звуки (гласный - согласный, согласный твердый - согласный мягкий), составлять схемы слова, выделять ударный гласный звук в слове.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения знакомства с репродукциями картин художников, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности. Способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

        Образовательная область «Физическое развитие»:  Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

        Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

        Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре. Формировать интерес и любовь к физической культуре, спорту, желание заниматься физкультурой и спортом. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развивать физические качества: координацию, гибкость, общую выносливость, быстроту реакции, скорость одиночных движений, максимальную частоту движений, силу. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Развивать творчество и инициативность, воспитывать стремление самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры.

Комплекс утренней гимнастики.

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

1. Ходьба и бег по кругу, взявшись за руки, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя. Упражнения без предметов

2. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — шаг вправо, руки в стороны;2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение. То же влево (6-8 раз)

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку вправо (влево); 2 — вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться вперед, коснуться пальцами рук правого носка; 3 — выпрямиться, руки в стороны;4 — исходное положение. То же, но коснуться левого носка (по 6 раз).

5. И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 — поднять прямые ноги вверх - вперед (угол);2 — исходное положение. Плечи не проваливать (5-6 раз).

6. И. п. — стойка ноги вместе, руки на поясе. 1 — прыжком ноги врозь руки в стороны;2 — исходное положение. Прыжки выполняются на счет 1-8 несколько раз подряд в чередовании с небольшой паузой между ними.

7. Ходьба в колонне по одному.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между предметами — змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному. Упражнения без предметов

2. И. п. — основная стойка, руки согнуты к плечам. 1-4 — круговые движения руками вперед; 5-8 — то же назад (5-6 раз).

3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за головой. 1 — шаг вправо; 2 - наклониться вправо;3 —выпрямиться; 4 — исходное положение. То же влево (6 раз).

4. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение. То же в левой ноге (4-3 раз).

5. И. п. — лежа на спине, руки прямые за головой. 1-2 — поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3-4 — исходное положение (6 раз).

6. И. п. — основная стойка, руки в стороны. 1 — прыжком ноги врозь, хлопок над головой;2 — исходное положение. На счет 1-8, повторить 2-3 раза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс гимнастики после сна.

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

Потягивание.

1. «Танки на параде». И.п. сидя, ноги вместе, руки перед собой, сложенные ладонями вместе. Наклоны туловища вперед - назад (5-6 раз).

2. И. п. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.

3. И. п. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).

4. И. п. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и. п.

5. И. п. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.

6. И. п. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

7. «Салют» И. п. - о. с.: ноги вместе, руки вниз, подъем рук через стороны вверх, кричать «Ура»; и. п.(5 раз)

Дыхательные упражнения

«Дерево на ветру»

И.п.- сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Сердитый ежик»

И.п.- Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Волна»

И.п.- лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

«Лягушонок»

И. п. - Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

1. Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка.

Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки.

(Лежа на кровати. Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Мы готовимся к походу разминаем свои ноги

(упражнение «велосипед»)

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг тысяча цветов вокруг!

(Встают с кроватей, ходьба на месте)

Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер и направо и налево.

(Наклоны, имитируют срывание цветов)

Видишь, бабочка летает, на лугу цветы считает.

(Имитируют полет бабочки)

Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!

(руки внизу. 1-2-поднять руки через стороны вверх, потянуться на носках, хлопнуть в ладоши; 3-4-вернуться в и. п.)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули.(Потягивание, руки вверх)

По дорожкам шагают наши ножки(ходьба на месте).

Присядем на пенек, отдохнем чуток(ноги вместе, руки на поясе. Приседания).

2. «Нам весело» И. п. - ноги врозь. руки опущены. Руки в стртроны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. ,на выдохе произнести «Весело!»

Дыхательные упражнения

«Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

 «Лисичка принюхивается».

И.п. – стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 1-2 раза.

                                            «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

«Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

«Боевой клич индейцев»

И.п. - Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Коммуникативная деятельность

Формы реализации

Дата

Содержание

Дата

Содержание

Образовательная развивающая ситуация

(развитие речи)

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель: познакомить детей с рассказом; познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Составление рассказа на тему : «День рождения Мишки»

Цель: учить связно рассказывать сказку по плану, предложенному воспитателем; выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.

Образова-тельная развиваю-щая ситуация

(обучение грамоте)

Заучивание стихотворения Александровского З. «Родина»

Цель: совершенствовать навыки заучивания стихотворения с опорой на наглядность; упражнять в выразительном чтении стихотворения.

 

Тема: «Каникулы. Зачем человеку нужен отдых?»

Цель: сформировать представление у детей понятия «отдых», его необходимость для человека, познакомить с моделями позитивного отдыха.

 

Пересказ латышкой сказки  «Мишка и Проказница Мышка»

Цель: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

 

Сочинение на самостоятельно выбранную тему

Цель: учить связно рассказывать сказку или рассказ на самостоятельно выбранную тему, соблюдая структуру  текста.

«Составление предложений с заданными словами. Звуковой анализ слова «муха».

Цель: учить детей составлять предложения с заданными словами. Упражнять в проведении звукового анализа слова муха. Развивать внимание к слову и его значению.

Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани»

Цель: обогащать активный словарь детей всеми частями речи. Продолжать учить рассуждать, аргументировать, отстаивая свои суждения. Учить составлять предложения с заданными словами

Продолжение «Составление предложений с заданными словами. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

Цель: учить детей составлять предложения с заданными словами. Упражнять в проведении звукового анализа слова муха. Развивать внимание к слову и его значению. Развивать мелкую моторику.

Продолжение. Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

Цель: обогащать активный словарь детей всеми частями речи. Продолжать учить рассуждать, аргументировать, отстаивая свои суждения. Учить составлять предложения с заданными словами. Упражнять в произведении звукового анализа слова сани. Активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутьё. Развивать мелкую моторику  пальчиковыми играми.

Познавательно-исследовательская деятельность  

2. Образо-вательная развиваю-щая ситуация

(познава-тельное развитие) ознаком-ление с окружаю-щим миром

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»                                                                                               

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

Тема: «День Победы»

Цель: познакомить и обобщить имеющиеся знания детей   о ветеранах, о героических подвигах солдат и страницами истории России.

 

Тема:  «Кто главный в лесу?»

Цель:  продолжать знакомить с дикими животными и их повадками; учить называть животных (бурый медведь, лев, олень); расширять представление об особенностях внешнего вида животных, о жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни; рассказать о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.

 

 

 

 

Тема: «Скоро лето»

Цель:  продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи : наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.

Систематизировать знания детей о луге

Уточнить представления о насекомых, населяющих луг; Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы

 

 

3. Образо-вательная развиваю-щая ситуация

(матема-тическое и cенсорное развитие)

 Тема: “ Повторение. Измерение длины ”

Цель: закреплять умения измерять длину предметов с помощью мерки, сформировать представления  о зависимости результата измерения длины от величины мерки.

Тема: «Повторение. Сравнение по объёму»

Цель: повторить и закрепить непосредственное сравнение предметов по высоте, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счётные умения.

Тема: “Повторение. Объёмные и плоские фигуры”

Цель:  сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры. Повторить  названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, закрепить умение сравнивать группы  предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки  больше, меньше.

Тема: «Повторение. Измерение объёма»

Цель: закрепить и повторить представления о сравнении чисел, тренировать счётные умения. Закрепить представления о сравнении по объёму с помощью измерения, сформировать представление о зависимости результата измерения объёма от величины мерки.

Изобразительная деятельность

Образова-тельная развивающая ситуация

(Рисование)

  Образо-вательная- развивающая ситуация

  (Аппликация)

 

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

 

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

Тема: « Родная страна»

Цель: закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Воспитывать любовь к Родине.

Тема: « Хохломские узоры»

Цель:  расширять знания о хохломском промысле. Учить выделять растительно-травный орнамент. Продолжать учить составлять узор. Закреплять умение подбирать ограниченную цветовую гамму, соответствующую фону. Упражнять в рисовании всем ворсом и концом кисти.

Тема «Цветок победы»

Цель:  учить детей вырезывать округлые  формы из бумаги, сложенной несколько  раз; совершенствовать умение вырезывать тонкий стебель с листьями из бумаги сложенной два раза пополам (гармошкой);

 

Тема: «Перо Жар –птицы»

Цель: учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и каллиграфические элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно – выразительных средств. Продолжать освоение художественного приема «наложение» при создании накладной

многоцветной аппликации.

Образо-вательная- развиваю-щая ситуация

 ( Лепка)  

Тема:  «Салют ко Дню Победы»

Цель:  закреплять навыки аккуратного наклеивания пластилина, учится делить пластилин на части. Развивать мелкую моторику кистей рук. Изобразить салют с помощью размазывания пластилиновых шариков разных цветов на картонной бумаге.

Тема: «Черепаха»

Цель:  учить детей лепить животное с натуры, передавая пропорции и характерные особенности формы, частей  тела. Закреплять умение применять

знакомые приемы лепки (лепка по частям, нанесение рельефа стекой, при лепке одинаковых

частей (лапы и др.) сначала вылепить все части,

установить их одинаковость, а затем закрепить на

изделии).

Образо-вательная- развиваю-щая ситуация

(художественный труд)

Тема «Тюльпан»

Цель:  развитие у детей познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса в процессе совместной элементарной трудовой деятельности по изготовлению поделки «Тюльпан» в технике «оригами».

Тема: «Лягушки – попрыгушки»

Цель:  расширять знания детей о различных земноводных, в частности о лягушках. Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «Оригами». Продолжать совершенствовать навыки детей, делать правильные

четкие сгибы, складывать по диагонали.

Продолжать учить выполнять поделки, используя схему.

Музыкальная деятельность

Музыкаль-ное занятие

 

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

По плану музыкального руководителя                                                                                  

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

По плану музыкального руководителя

Физическая деятельность

Физкуль-

турное занятие

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

По плану инструктора по физической культуре

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

По плану инструктора по физической культуре

Совместная образовательная деятельность и культурные практики  

воспитателя и детей в режимных моментах

Формы образова -

тельной деятельнос-ти

Дата

прове -

дения

Содержание

Дата

прове -

дения

Содержание

ОБЩЕНИЕ

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

                                                                                               

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

Ситуации общения

 

«Как нужно обращаться с книгой»

«Наша дружная семья»

«Я на улице»

«За закрытой дверью»

«Берегите воду»

«Как люди обустраивали свой дом раньше»

«Кого называют скромным»

«Учимся проявлять доброжелательность»

 

«Полезные привычки»

«Улица, на которой ты живешь»

«Безопасность у водоемов»

«Как вы провели выходные?»

 «Надо вещи убирать – не придется их искать»

 «Путешествие в страну дорожных знаков»

Беседы и разговоры с детьми

 

Беседа «День Победы»

Цель:  рассказать детям о Великой Отечественной войне, о том, какой ценой досталась победа над фашизмом. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Беседа «Безопасность в лесу»

Цель: познакомить детей с правилами поведения в лесу, обсудить их, пояснить смысл. Предложить ребятам рассказать, что случиться, если будет нарушено то или иное правило.

 

Беседа «Что такое героизм?»

Цель:  формировать представления детей о лучших качествах человека, рассказать о героизме, вызвать стремление подражать героям. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам.

Беседа «Давай мириться»

Цель: Развивать у детей способность к пониманию других людей, учить видеть мотивы, не обижаться по пустякам. Поощрять миролюбие, отзывчивость.

Беседа  «Река нашего края»

Цель:  предложить детям рассказать о знакомых им реках, рассмотреть фото- и видеоматериалы, посвященные рекам родного края. Охарактеризовать реки, рассказать каково их значение в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Беседа  «Мы - часть природы»

Цель: формировать у детей природоведческие и здоровье сберегающие компетенции: расширять опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде, (в лесу, в поле, на водоемах и др.).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сюжетно-ролевая игра

 

«Улица»

Цель: создание условий для закрепления представлений о правилах дорожного движения, профессиях, умения реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

«Банк»

Цель: систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний; расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения;

формировать умения развивать сюжет на основе полученных знаний; развивать умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.

 

«Армия»

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

 «Школа».

Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, обязанностями учеников. Напомнить детям о том, что учитель учит ребят читать, писать, рисовать и т. д., ученики выполняют домашнее задание. Воспитывать чувство уважения к труду учителя.

Режиссер-кая игра

 

«Специальное зеркало»

Цель: учить проигрывать различные эмоциональные состояния.

 «Телефонная станция»

Цель: совершенствовать знания детей по теме, развитие диалогической речи, умения выслушивать друг друга.

 

«Сюжеты в играх».

Цель: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра.

Игра «Интересные эпизоды из сказки».

Цель: учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра.

Игра  -драмати-зация

 

«Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспи­татель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

Рассказ стихотворения «Убежало молоко» (М. Боровицкая) с помощью мимики и жестов.

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

 

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М. Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две под­группы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

«Моя Вообразилия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разы­грывание по ролям мини-  сценки «Рак-бездельник».

Игра – театрали - зация

 

«Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Ход игры. А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Игра: «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3. Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5. Как падает снежинка.

6. Как ходит тишина.

7. Как скачет солнечный зайчик.

8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим и т.д.

 

«Превращение комнаты»

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

«Не ошибись»

Цель: Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Строитель-но- конструк -

тивная игра

 

« По замыслу» (из строительного материала)

Цель: Формировать умение  детей распределять работу, подбирать материал в соответствии с задуманной постройкой. Продолжать развивать у  детей  умение  доброжелательно и объективно оценивать постройки других детей, совместно находить причины неудач. Воспитывать умение строить по парам, обговаривать свои действия.

 

«Красивые здания».

Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

Подвижные игры

 

 

Цель: развивать у детей умение ориентировку в пространстве; выполнять правила игры.

«Где звенит колокольчик»

«Краски»

«Чья колонна быстрее построится»

«Всадник»

«Перемени предмет»

«Скульптор»

 

Цель: развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

«Мы веселые ребята»

«Пустое место»

«Пятнашки»

«Белки, шишки и орехи»

«Чародей»

«Обезьянки»

 

 

 

Цель: закреплять у детей умение  бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу.

«Ловишки»

«Коршун и наседка»

«Самолеты»

«День - ночь»

«Найди свой домик»

 

 

 

Цель: закреплять у детей умение  бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу.

«Пустое место»

«Шустрый заяц»

«Попади мячем»

«Защита крепости»

«Не попадись»

Игры-экспериментирования

«Чем ближе, тем быстрее»

Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Игровой материал: Пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Ход игры: Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика размером с грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой — на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик, прикрепленный к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий — за 88 земных дней, Плутон — за 250,6 земных лет). Дети делают вывод: чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.

«Как обнаружить воздух»

Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Ход игры: Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него         действует поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Пальчи-ковые игры

«Наша Армия»

Ровным строем мы идём -раз, два, три (Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)

В барабаны звонко бьём- раз, два, три (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

Мы летим, как самолёт-раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)

Ускоряется полёт-раз, два, три (ускоряем движение)

Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)

Поднимает в верх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)

На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)

И всех-всех опередим- раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)

Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

«Дождик»

Что делать, если дождик? (пальцы обеих рук соединяются подушечками).

По лужам поскакать (хлопки ладошками).

Что делать, если дождик? (хлопки ладошками).

Кораблик запускать (руки соединятся вместе, в воздухе рисуем восьмерку).

Что делать, если дождик? (хлопки).

По радуге кататься (руки выставлены перед грудью, каждая рука черти круг поочередно).

Что делать, если дождик? (пальцы соединяются в замок)

Давайте улыбаться! (руки разводятся по сторонам на уровне груди, дети улыбаются широко).

Дидакти-ческие и развиваю-щие игры

«Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

«Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

«Отгадай-ка!».

Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

 «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

        Иней летом… (не бывает).

        Снег зимой… (бывает).

        Мороз летом… (не бывает).

        Капель летом… (не бывает).

«Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

«Расскажи без слов».

Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

«Лесник».

Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена).

«Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Наблюде-ния за природой

02.05. - 16.05   

«Этих дней не смолкнет слава»

17.05-31.05

«Ура! Каникулы!»

 

«Наблюдение  за растениями»

Цель: предложить детям сравнить растения, растущие в тени и на солнечных местах. Предложить понаблюдать, какие из них быстрее зацветут. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

«Наблюдение за муравьям»

Цель: закреплять знания о муравьях.

«Наблюдение за одуванчиком»

Цель: учить сравнивать одуванчик в начале и конце цветения, знать изменения, произошедшие с цветком; развивать познавательную деятельность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

«Наблюдение за радугой»

Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

«Наблюдение за грозой»

Цели: знакомить с понятием «гроза»; формировать реальные представления о явлении природы.

 

«Наблюдение за транспортом»

Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении; отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта и грузового; формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения; воспитывать интерес к разным видам транспорта.

«Наблюдение   за солнцем»

Цель: продолжать знакомство с природными явлениями; развивать внимание, наблюдательность.

«Наблюдение за майским жуком»

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;

воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

«Наблюдение за бабочкой»

Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.

Чтение литератур-

ных произведе-

ний

 

 

В. Бианки « Май»

И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

С. Аксакова « Аленький цветочек».

Баруздин С. « Шел по улице солдат»

Драгунский В.  «Арбузный переулок»

Гайдар А. «Клятва Тимура», « Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева.

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

Лавренев Б. «Большое сердце»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

 

 

Былина « Илья Муромец и Соловей – разбойник».

А.Плещеев «Весна», «Дети и птичка»

В. Берестов «Читалочка».

С. Я. Маршак «Первый день календаря».

В. Осеева «Волшебное слово».

 Л. Н. Толстой «Филлипок».

В.Драгунский «Еде это видано, где это слыхано».

Л. Пантелеев «Буква ТЫ».

В Катаев «Цветик - семицветик»

З. Александрова «Сарафанчик».

Е. Благинина «Одуванчик».

Ю. Мориц «Счастливый жучок».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Трудовые поручения

(индивид. и

подгруппа

ми)

Полив и мытье комнатных растений.

Подкормка комнатных растений.

Мытье поддонов для цветов.

Дежурство по столовой.

Дежурство в уголке природы.

Дежурство в учебной зоне.

Наведение порядка в личных шкафчиках.

Протираем от пыли полки для игр и игрушек.

Поддержание порядка в «Игротеке».

Поддержание порядка в учебной зоне.

Мытье игрушек в игровой зоне мальчиков.

Помощь в смене постельного белья.

Реставрация коробок для карандашей и фломастеров.

Стирка салфеток, используемых на изобразительной деятельности.

Очистка от пластилина досок для лепки.

Трудовые поручения

(общий и совместный

труд)

Реставрация книг.

Мытье стульев и подоконников.

Мытье столов.

Влажная уборка модулей для конструирования.

Мытье строительного материала (конструктор.)

Заправляем постели.

Смена грязных полотенец.

Помощь в уборке веранды от пыли.

Помощь в уборке песка вокруг песочницы.

Уход за огородом.

Уборка игрушек после прогулки.

2.3. Индивидуально-ориентированное взаимодействие

Дата проведения

Ф.И. ребенка

Содержание

Развитие мелкой моторики рук, воображения, усидчивости.

«Кто знает, пусть дальше считает» закрепление порядкового счёта

«Успей вовремя» ориентировка во времени

Подбери узор», «Четвёртый лишний» — развитие восприятия, внимания, логического мышления, умения сравнивать и обобщать;

«Коснись мяча» — закрепление умения бросать и ловить мяч;

«Кто в доме живёт», «Профессии» — развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире;

«Упражнение с воланом» — обучение умению перебрасывать волан из правой руки в левую и обратно.

«Назови одним словом» — развитие аналитической и синтетической функций мышления, пополнение словарного запаса словами-обобщениями;

«Математическое лото» — упражнение в счёте;

«Найди картинку» : учить детей подбирать иллюстрацию к образному описанию.

«Хорошо – плохо»: рассмотреть различные ситуации, оценить поступки героев.

Модуль 3. «Самостоятельная  деятельность детей»

3.1.        Организация развивающей предметно-пространственной среды

Игровой центр

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

Дидактическая кукла. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр: куклы, коляска, кроватки, кухня, посуда, овощи, фрукты, продукты питания, корзины, наборы медицинские, гладильная доска, утюг. Машины разных размеров. Строительные наборы (кубики) пластмассовые, конструкторы типа лего с крупными деталями

Центр художественно-продуктивной деятельности

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Альбомы, раскраски, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти,  пластилин (стеки, доски для лепки)

 

Центр двигательной активности

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Кольцеброс, кегли, мячи разного размера, обручи, маски для подвижных игр, разноцветные косички

Центр настольно-печатных и развивающих игр

Расширение познавательного и сенсорного опыта детей

Дидактический материал по сенсорному воспитанию, игры-вкладыши, шнуровки, мозаика, пазлы

Центр книги

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Книги, музыкальные книги,  сказки ,потешки, стихи по возрасту

Центр музыки

 Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

Детские  музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчики, барабан, дудочка  Музыкальные игрушки.

 

Центр театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей у детей;

Развитие воображения, умения импровизировать;

Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;

Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке

Реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, бибабо, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

Центр ряженья

Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

 костюмы для обыгрывания сюжетов, деревянный домик - ширма.

«Центр воды и песка»

Расширение познавательного опыта

Игрушки и орудия для экспериментирования: комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, ведра, лопатки).

3.2. Оборудование для проведения прогулки

Познавательные, дидактические, подвижные игры

Песочные наборы, веники, лопатки, мешочки с песком, обручи, мячи, маски, веревка

Наблюдение

Флюгер, лупа, флажки

Трудовая деятельность

Метелки, лопатки, ведерки

Самостоятельная деятельность

Мячи, кегли, лопатки, ведра, формочки, обручи, скакалки, ракетки.

МОДУЛЬ 4. Взаимодействие с родителями воспитанников

Педагогический мониторинг (изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи, выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании детей удовлетворенности деятельностью педагогов, анкетирование беседы, диагностические игры)

Педагогическая поддержка (мероприятия, способствующие сплочению родительского коллектива. Детей родителями, совместная деятельность на темы совместных путешествий, увлечений, творческой деятельность, формирование традиций группы)

Выставка рисунков, поделок «Весна пришла, пришла победа»

Челлендж «Свой герой» 02.05. - 08.05.2023 г.

Фотокросс «День Победы» 05.05 - 10.05.2023 г.

Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» 05.05.2023 г.

Бессмертный полк 05.05.2023 г.

«Волна памяти» возложение цветов к памятникам ВОВ 05.05.2023 г.

Педагогическое образование (удовлетворение образовательных запросов родителей, семинары творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги родительские клубы)

Онлайн - консультация «День Великой Победы».

Онлайн - консультация «Финансовая грамотность».

Онлайн - консультация на тему: «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс».

Онлайн - консультация «Почему ребенку нужна игра?».

Онлайн - консультация «От игры к учебе».

Совместная деятельность педагогов и родителей (совместные праздники и досуги, детские дни рождения, формирование групповых традиций, совместные с детьми формы деятельности)

Выставка «Военные реликвии моей семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на сентябрь для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"

Планирование на сентябрь для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"...