Новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в холлах и рекреациях ДОУ
материал

Кузьменко Оксана Петровна

В материале представлен опыт организации среды в холлах и рекреациях МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Сообщение на тему

«Новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в холлах ДОУ»

Подготовила: старший воспитатель

Кузьменко О.П.

Рубцовск, 2021

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию хотелось бы представить опыт организации предметно-пространственной среды в холлах нашего учреждения. Мы постарались задействовать имеющиеся в детском саду пространства, за пределами групп, для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовно-нравственном развитии.

Следует отметить, что стенды, игровые уголки и панели расположены на уровне глаз детей, материал представленный на них предназначен для детской аудитории. Содержание стендов обновляется ежемесячно.

Условно предметно-пространственную среду коридоров можно разделить на несколько блоков:

- cтенды по безопасности;

- стенды познавательной направленности;

- бизиборды;

- игровые панели, изготовленные по принципу настольных игр.

Стенд «Пожарная безопасность».  Материал, представленный на нём – это загадки, ребусы, стихи и др.

Рядом вы видите бизиборд в виде лабиринта «Помоги человечку». Ребёнок ищет путь эвакуации из горящего здания. В процессе игры дошкольник знакомится с общепринятыми обозначениями: огнетушитель, лестница, телефон и др. При этом на пути могут встретиться препятствия в виде огня или сильного задымления. Элементы бизиборда являются подвижными. Создавая различные варианты заданий, ребёнок, сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно находит возможные пути эвакуации из здания.

Ещё один стенд из данного блока - «Твоя безопасность на улице и дома». Чаще всего здесь располагаются картинки для рассматривания, обсуждения и закрепления представлений о правилах и нормах безопасного поведения.

Стенд «Правила дорожного движения». Здесь дети знакомятся с дорожными знаками; решают логические задачи; с помощью картинного материала находят ошибки, допущенные водителями и пешеходами.

Рядом бизиборд «Автомобиль» - это развивающий модуль со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими элементами, развивающими мелкую моторику.

Одним из наиболее ценных элементов блока по безопасности является магнитная-маркерная дока «Азбука дорожного движения». В комплекте к ней есть три набора магнитов: машины, дорожные знаки и человечки.

С помощью магнитов можно моделировать различные ситуации на проезжей части и тротуарах и, через игровые упражнения, отрабатывать и закреплять с детьми правила безопасного поведения на улицах города.

Ещё один блок – это игровые панели, созданные на основе настольных игр.

Перед вами магнитные основы для игр. В комплекте к ним имеется набор магнитов в виде шахмат и шашек. Не только дети, но и их родители, могут позволить себе сыграть партию в интеллектуальную игру.

В соседнем холле развлечение могут найти любители игр в крестики-нолики и домино. Здесь же есть игровая панель, изготовленная по принципу игры в «пятнашки».

К стендам познавательной направленности можно отнести магнитный модуль «Карта мира». С его помощью педагоги могут знакомить дошкольников с названием и расположением континентов и океанов. А благодаря комплекту магнитов с изображением животного мира и жителей разных стран, дети в самостоятельных играх закрепляют, какие виды животных проживают в разных климатических зонах и как выглядит одежда жителей разных стран. Дошкольники часто между собой устраивают соревнования, кто быстрее найдёт место жительства животных.

Аналогично проводится работа по ознакомлению дошкольников с жителями разных стран. Эскимосы, мексиканцы, китайцы и другие национальности имеют особенности внешнего вида и традиционной национальной одежды. В игровой форме дошкольники легко запоминают эту информацию и учатся ориентироваться на карте. Оформляя холл в морской тематике, мы расположили здесь бизиборд «Корабль», модель маяка и ростомер в виде подводной лодки.

Следующий модуль называется «Наша Родина – Россия». Это географическая карта на магнитной основе, с нанесёнными столицами Федеральных округов России. Так же на карте представлена столица Алтайского края и наш родной Рубцовск. Ещё отмечены моря, реки, озёра и горы, расположенные на территории нашей Родины.

В комплекте к карте есть набор магнитов с изображёнными гербами городов-столиц Федеральных округов и набор с изображением людей в национальных костюмах. Старшие дошкольники учатся ориентироваться на карте России, получают первые представления о многонациональности нашей Родины, рельефе, закрепляют знания о растительном и животном мире нашей страны.

Ещё один холл в детском саду имеет тематическую направленность. Оформление стен, бизиборды, детский диван, ростомер – всё объединено темой «Космос».  Бизиборды «Космонавт», «Комета», «Ракета», «Солнечная система» дают возможность дошкольникам играть с застёжками, замочками, задвижками, шестерёнками.

Предметно-пространственная среда тематического холла позволяет формировать у дошкольников первоначальные представления о космосе, закреплять названия планет, их расположение в солнечной системе.

Следующий стенд «Планета Земля в опасности». В руках у Земного Шара Красная книга Алтайского края. Педагоги подготовили картинки животных и растений и информационный материал к ним. Кроме того, к стенду имеется набор магнитов, на которых изображены правила поведения в природе. Дети не просто узнают животных и растения, занесённые в Красную книгу Алтайского края, у них закладываются первоначальные элементы экологической культуры.

В данной зоне так же размещена сенсорно-музыкальная панель «Лесная полянка» для детей раннего и младшего возраста. Элементы панели выполнены в основных цветах. Они сделаны из различных материалов и разные на ощупь. Каждый элемент можно трогать, двигать, открывать и закрывать, проводить дорожки. Таким образом, задействуя слуховой, тактильный и зрительный анализаторы малышей, мы развиваем у них сенсорные способности, слуховое и зрительное восприятие, координацию движений и мелкую моторику.

В заключении хотелось бы рассказать о результатах внедрения элементов предметно-пространственной среды ДОУ в воспитательно-образовательный процесс. Воспитатели детского сада Трусова Ю.М. и Смолина А.В. в 2020 году приняли участие в краевом конкурсе методических разработок и лучших практик проведения мероприятий экологической направленности «#ЭКООБРАЗОВАНИЕ22». Конкурс проходил среди молодых педагогов Алтайского края. Мероприятия, проведённые в рамках конкурса, были разработаны педагогами, в том числе, с учётом имеющейся в холлах ДОУ предметно-пространственной среды.

В перспективе мы планируем оформить лестничные пролёты детского сада. Хотим сделать их такими же эстетичными, современными, креативными, а главное развивающими!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ХОЛЛАХ ДОУ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада

Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже ...

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Гендерный подход при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского садаЭффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-про...

Мастер-класс «Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды»

Материал для воспитателей, организующих развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС....

Инновационные подходы в организации РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Данный материал содержит инновационные подходы  в организации РППС В ДОУ...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

"Новые подходы к формированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций"

Использование образовательного пространства учреждения в работе педагога-психолога с дошкольниками....