Семинар-практикум "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка

Червоткина Лариса Сергеевна

Материал предназначен для использования в работе с педагогами с целью повышения образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается  с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,  прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв

Цель: способствовать повышению образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1 часть (теоретическая)

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического и духовного  воспитания детей.

       Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

      Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».

      Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Нравственно-патриотическое и духовное  воспитание включает в себя комплекс задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

-закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно поделить на следующие блоки:

  1. Я и моё ближайшее окружение;
  2. Мой родной город, в котором я живу;
  3. Мой родной  край;
  4. Наша Родина – Россия (символика России: герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение);
  5. Защитники Отечества(памятные даты и люди, прославленные защитники нашей страны);
  6. История России (от былинных богатырей до современности);
  7. Культура русского народа (праздники, традиции, обычаи, промыслы…)
  8. Великие люди нашей страны (жизнь и деятельность выдающихся личностей)

Работа педагогов по формированию нравственно-патриотических чувств у детей проходит в нескольких направлениях:

Воспитательно-образовательное 
Культурно-познавательное 
Нравственно-трудовое
 
Духовно-образовательное

Условия для реализации нравственно-патриотического воспитания

  • Повышение уровня самообразования педагогов. Педагог должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть верным и адаптированным для детского восприятия.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды. Мышление детей дошкольного возраста – наглядно-образное. Поэтому необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
  • Опора на личный опыт, ближайшее окружение.
  • Взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-эмоционального, действенно-практического (узнавать – созерцать – созидать).
  • Организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций.
  • Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

 

         Принципы нравственно-патриотического воспитания:

  • Последовательности и систематичности (от более близкого и знакомого к более сложному)
  • Историзма (реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к таким историческим понятиям: прошлое (давно), настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы))
  • Гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции)
  • Интегративности (реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем…)
  • Дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и волевой сферы)
  • Активности
  • Наглядности
  • Успешности
  • Коммуникативности

2 часть (практическая)

Педагоги делятся на 2 команды, придумывают названия командам.

1.Блиц-опрос. Задаются вопросы по очереди для каждой команды.За правильный ответ – 1 балл.

1.Земля, где ты родился (Родина).

2.Древнее название России (Русь).

3.Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами (гражданин).

4.Сохранение прошлых ценностей в настоящем (культурное наследие).

5.Своеобразие, непохожесть на других (самобытность)

6.Преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу (патриотизм)

7.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом (страна).

8.Кто несет ответственность за воспитание детей? (родители).

9.Символ государства, прикрепленный к древку или шнуру, полотнище установленных размеров и цветов (флаг).

10.Официальная эмблема государства (герб).

11.Сколько голов у орла на гербе Росии? (2).

12.Что расположено над головами орла? (3 короны).

13.Когда мы отмечаем день государственного флага (22.08.).

14.Как выглядит знамя Победы (красное знамя).

15.Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (семья).

16.УНТ, народная мудрость (фольклор).

17.Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, с выводом-моралью (басня).

18.Как называется деталь женского платья, в который помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды.(рукав).

2.Назовите как можно больше пословиц о Родине.

Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

3.Назовите как можно больше русских народных потешек.

4.Разгадайте ребусы.

https://sun9-60.userapi.com/impg/2xvtHpQdch8SGA5xxDrgG66ywlUYw8vHBNMBog/4L2WRgVAbYU.jpg?size=604x242&quality=96&sign=5cb468f1ee6c58b089999c941513ec3f&type=albumгимн

https://i.mycdn.me/i?r=BGEC0yzrBp_3ozlZlXqnSzOwHqq9ANRFkxG36ZAqUcATLvxfborJGv93Cnfdf8mQKRd9T9eJ0sRq0YoMAlDsEtv5LDf7t1fm_USqT6XShzX2EQfCDZydVjYLieYAcDX9sj0герб

https://pandia.ru/text/80/546/images/img5_27.jpgРодина

https://pdnr.ru/studopedianet/baza18/148227219020.files/image045.jpgРоссия

https://myslide.ru/documents_7/ca71d079266755033227833cb8c92553/img7.jpg

                                                                     Береза

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/04/s_615b688900e1f/img26.jpgчесть

5.Скажи иначе пословицу.

Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее(баба с возу, кобыле легче)

Тот не заблудится, кто спрашивает (язык до Киева доведет)

Во рту козла трава сладкая (на вкус и цвет товарища нет)

Полученный уксус лучше обещанной халвы(Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

6. Игра «Построй юрту». Разложить платки на полу. Игроки по 5 человек должны двигаться друг за другом под музыку. Как только музыка остановится – нужно 4м игрокам поднять платок за уголки, а пятому забежать в центр и поднять руками середину платка, это будет дымоход. Чья команда будет дружнее и «построит юрту» быстрее всех, та и побеждает.

7. Песня военных лет делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой, озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных, любимых.

Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.

Песня душа народа. Много песен сложено о великой отечественной войне… Команды по очереди пропевают по строчке из военных песен, кто споет последним, тот и побеждает.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...