Авторская статья.Результативность участия в конкурсном движении как фактор профессионального роста педагогов
статья

Петрова Инна Васильевна

Результативность участия в конкурсном движении как фактор профессионального роста педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._petrova_i.v._konkursnoe_dvizhenie.docx170.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

И.В. Петрова,

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

Кемеровская обл.,

E-mail: invas07@mail.ru

Результативность участия в конкурсном движении как фактор профессионального роста педагогов

В статье представлена модель организации и проведения мероприятий, направленных на подготовку к конкурсам профессионального мастерства. Автор представляет опыт работы по подготовке конкурсантов, так как           участие в конкурсном движении предоставляет возможность для профессионального и карьерного роста педагогов.

        Конкурсное движение, профессиональное мастерство, мотивация.

I.V. Petrovа,

MADOU "Tyazhinsky kindergarten No. 3" Golden Key "

urban-type settlement Tyazhinsky, Tyazhinsky municipal district,

Kemerovo region.,

E-mail: invas07@mail.ru

The effectiveness of participation in the competitive movement as a factor in the professional growth of teachers

      The article presents a model for organizing and conducting events aimed at preparing for professional skill competitions. The author presents the experience of training contestants, since participation in the competitive movement provides an opportunity for professional and career growth of teachers.

     Competitive movement, professional skill, motivation.

      Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.  Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы [3]. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.

Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, повышения профессионализма педагога, выявления и распространения передового опыта этого достичь невозможно. В решении задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.  

Что заключает в себе это красивое слово «конкурс»? Что оно значит для педагога? Праздник или тяжёлый труд? Море позитива, новые встречи с интересными необычными людьми – профессионалами своего дела или дефицит времени и величайшее нервное напряжение? Для чего педагогу участвовать в конкурсах профессионального мастерства? Признание ребят, слова благодарности от родителей — это дорогие для каждого из нас мгновения жизни и, безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — признание в среде коллег, победы на конкурсах мастерства. Профессиональные конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Задачи конкурсов направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики образования, поддержку инновационных разработок и технологий.

Участие в конкурсах профессионального мастерства - это не только демонстрация своего мастерства, но и возможность получения новых знаний, умений, идей. Совершенно очевидно, что участвуя в профессиональных конкурсах, учитель получает огромное количество новой информации, приобретает новые умения, а самое главное - прирастает личностно, так как любой конкурс заставляет взглянуть на себя и свою деятельность совершенно иначе [2]. Кроме того это и уникальная возможность общения высококвалифицированных специалистов и обмен опытом с коллегами; это повышение самооценки педагога, вселение уверенности в своих силах, при любом исходе дела.    

Участие в конкурсах, очных или заочных, дистанционных, заставляет пересмотреть, проанализировать свою деятельность, побуждает искать, находить и применять новые идеи. Конкурсы дают вдохновение, стремление к новому, блеск в глазах и радость в душе.  

Конкурсы профессионального мастерства требуют много времени на подготовку и заставляют понервничать даже педагога с опытом. Но участвовать в таких конкурсах всё равно стоит.

Таким образом, конкурсы педагогического мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Но каким образом достичь максимально положительные результаты в конкурсном движении, как мотивировать педагогов на участие и качественно их подготовить? Наше образовательное учреждение – МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», имеет положительный опыт в подготовке конкурсантов и ряд высоких достижений в конкурсах регионального и муниципального уровней. Мною апробирована  Модель организации и проведения мероприятий, направленных на подготовку к конкурсам профессионального мастерства:

Каждому уровню Модели соответствуют свои функции в организации и проведении мероприятий:

  1. Нормативно-правовая база. Издание распорядительных и нормативные актов дает старт подготовке к мероприятиям, определяет условия и правила участия.
  2. Мотивирование педагогов на участие в конкурсах. Любой конкурс - это работа внеурочная, требующая много времени на подготовку, а зачастую – и серьезных денежных вложений. Не каждый педагог готов свое свободное время, оторвав себя от семьи, переступив через свои желания, различные искушения, ежесекундно думать и готовиться к конкурсу. Педагога для участия в конкурсе необходимо замотивировать таким образом, чтобы предстоящий, творческий период в его жизни стал личным желанием, намерением, «жизненным кредо».

Но наиболее действенным стимулированием, по опыту нашего учреждения, является мотивация «рублем», а именно - накопительный принцип оценочного листа (это касается пунктов конкурсов муниципального и областного уровня). Исходя из формы участия и результатов складывается количество баллов.  Комиссия по распределению стимулирующего фонда  собирается ежемесячно. Если педагог в прошлом месяце получил какой - то результат в конкурсе, то это тут же отражается в его оценочном листе.

  1. Комплекс онлайн-семинаров, вебинаров КРИПКиПРО, постоянно-действующих семинаров ИМЦ по вопросам подготовки к конкурсам профессионального мастерства. Вполне логично, что без дополнительного обучения, консультирования невозможно качественно подготовиться к конкурсам.  Педагоги-конкурсанты нашего детского сада перед участием в конкурсах, предполагающим выход на областной этап (такие как «Лесенка успеха», «Педагогические таланты Кузбасса» и др.) обязательно посещали курсы повышения квалификации, семинары КРИПКиПРО в г.Кемерово. Куратор конкурсного движения в детском саду (старший воспитатель) систематически посещал постоянно-действующие семинары по конкурсному движению, проводимых в МБУ «Информационно-методический центр».   Полезны и содержательны вебинары и онлайн-семинары КРИПКиПРО на тему подготовки к конкурсным испытаниям (написание эссе, научной статьи и др.). Благодаря данным мероприятиям  педагоги знакомятся с инновационными методами,  тонкостями прохождения конкурсных этапов,  учатся правильно и в логической последовательности излагать свои мысли, раскрывать цели и задачи работы, демонстрировать все «выигрышные» стороны конкурсной работы.
  2. Проведение конкурсов в образовательной организации. Внутри образовательного учреждения конкурсы проводятся с целью выявления перспективных лидеров. Традиционно  в нашем детском саду конкурс профессионального мастерства среди педагогов проходит 1 раз в год в конце ноября (приурочен ко Дню Матери). Главное условие – участие всех педагогов. В 2017 году был проведен конкурс на лучший лэпбук «От идеи до воплощения», в 2018 году -  конкурс «Самый классный мастер-класс», в 2019 году – «Моё ноу-хау в работе с детьми». Участие всех педагогов в конкурсе позволяет предоставить всем равные условия и перспективы. Подготовленные и разработанные материалы (мастер-классы, презентации, описание опыта) конкурсанты успешно используют в течение года: выступают на областных семинарах, печатаются в журналах «Дошколенок Кузбасса» тем самым распространяют свой опыт работы и повышают свой профессиональный уровень.
  3. Творческая группа по подготовке конкурсанта. Положительные результаты участия  в конкурсах профессионального мастерства получены благодаря командному принципу работы. Конкурсант не остается один на один с конкурсом, особенно если это касается очных мероприятий. Всегда работает команда. Приказом руководителя создается творческая группа по подготовке к конкурсу, делается протокол поручений. Члены творческой группы рассматривают конкурсные задания, критериальную базу, обсуждают процедурные вопросы конкурсов. Работа в команде позволяет проработать детальные вопросы организации и проведения мероприятий.
  4. Система распределения обязанностей между членами творческой группы. Создание творческой группы  не означает, что члены творческой группы все делают за конкурсанта, они являются помощниками в реализации его идей (один помогает сделать фильм для презентации опыта, другой  - подготовить конспект занятия, третий – написать эссе и т.д.) Главное, чтобы конкурсант знал, что он остался не «один на один» со своей проблемой, что за его плечами стоит команда.  Коллеги не отказываются помогать, т.к. есть мотивация – все задействованные в подготовке педагоги поощряются.

     Сложившаяся модель способствует эффективной подготовке к конкурсам профессионального мастерства и позволяет оптимально решать проблемы профессионального  роста педагогов.

Основные эффекты данной модели отражаются в следующих результатах:

-  высокая включенность (100%) педагогов в мероприятия;

- положительная динамика участия образовательной организации в конкурсах

- положительная динамика побед на конкурсах

Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование педагогов, как развивающуюся практику, как полимотивированную индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников  и их саморазвитие [2]. Конкурс педагогического мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества педагогов. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека [4]. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. А. Дистервег писал, имея в виду педагога: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1].

Реализация  модели организации и проведения мероприятий, направленных на подготовку к конкурсам профессионального мастерства позволяет  мотивировать педагогов на участие, качественно их подготовить и достичь максимально положительных результатов в конкурсном движении.

Литература

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В.П. Беспалько – М.: Республика, 1989. – 190 с. Текст : непосредственный

2. Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество / Н.Д. Никандоров. М.: Магистр, 1999. – 200 с. Текст : непосредственный

3.  Подунов,  Л.С. Слагаемые мастерства педагога / Л.С. Побунов. – М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с. Текст : непосредственный

4. Стекленева, С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3522/ (дата обращения: 02.12.2020).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсном движении педагога как средство развития профессионализма

В статье рассматривается  роль конкурсного движения в ДОУ, даются методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; показано обновление сод...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Профессиональный рост педагогов – фактор улучшения качества дошкольного образования»

Повышение  качества  дошкольного  образования  находится  в  прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования  образования рад...

Конкурсное движение, как условие совершенствования профессионализма педагогов и фактор стимулирования к самообразованию.

В направлениях ВСОКО есть критерии, результаты которых напрямую зависят от нашей деятельности. Например, кадровый потенциал, в рамках которого оцениваются различные показатели непосредственной ра...

КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов  является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества тр...

Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"

Семинар " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста педагогов"...

Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития

Наш  быстро  меняющийся  окружающий   мир  требует  постоянного  повышения   квалификации  от  многих  специалистов,  в  том ...

«Конкурсное движение, как двигатель профессионального мастерства педагогов»

Эффективному развитию отечественной системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику современных методик и подходов к воспитанию и обучению, и развитию профессиональных компетенций спосо...