Участие в конкурсном движении педагога как средство развития профессионализма
статья на тему

В статье рассматривается  роль конкурсного движения в ДОУ, даются методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; показано обновление содержания и технологий образовательного процесса.  Система работы предназначена воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям; может вариативно использоваться учителями  начальной  школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация  -  роль конкурсного движения в ДОУ, методические рекомендации при организации и проведении конкурсов в дошкольном образовательном учреждении; обновление содержания и технологий образовательного процесса.  Продукт предназначен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям; может вариативно использоваться учителями  начальной  школы.

 «Конкурсное движение в дошкольном образовательном учреждении как средство развития воспитанников»

Модернизация системы образования меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют к нему все более серьёзные требования. Вступил в силу приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  В связи с этим одной из главных задач развития системы образования остается раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности.  В ее решении важную роль играет конкурсное движение, которое направлено на поддержку и поощрение творческих педагогов, выявление талантливых детей, распространение передового педагогического опыта и повышение престижа педагогической профессии.

Конкурсы, соревнования являются важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера. Через такие состязания ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать,  приобретает уверенность в своих силах, первый опыт "разумного авантюризма". Это именно те качества, которых необходимы современным детям.

Участие в различных конкурсах позволяет детям проявить себя, развить свои таланты, а также получить педагогу определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.  

Участие в конкурсном движении способствует эффективному развитию отечественной системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к воспитанию и обучению, развитию профессиональны компетенций.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования разносторонней и полноценной личности  ребенка, развитие его творческих способностей.

Конкурсное движение решает  задачи воспитания разностороннего и своевременного развития детей, способных к самоуправлению  в условиях современного  дошкольного образования.

Цель конкурсного движения – повышение самооценки детей, уверенности в своих силах, удовлетворение познавательных, художественно – эстетических потребностей, выходящих за рамки образовательной программы ДОУ.

Цель организации конкурсного движения в дошкольном образовательном учреждении -  расширение социального и образовательного пространства для ребенка – родителя - педагога, создание условий для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении.

Цель внедрения конкурсного движения в дошкольные учреждения - развитие и выявление талантливых детей,  взаимодействие с семьей.

Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:

- развитие личностных качеств детей – любознательности, самооценки, внимательности, находчивости, воли, коммуникативности, креативности.

- стимулирование познавательного интереса воспитанников, повышение  престижа знаний, интеллектуального и творческого потенциала детей.

-  формирование у дошкольников культуры участия в конкурсах разного уровня и направленности;

-  создание условий и мотивации у воспитанников для решения развивающих и интеллектуальных задач в конкурсном движении;

Конкурсное движение как инновационный фактор развития в образовании направлен на формирование разносторонней и полноценной личности  ребенка, развитие его творческих способностей, повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога.

       Личностные и профессиональные качества современного педагога:

  •  четкое видение современных задач образования;
  • потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;
  • создавать и постоянно обогащать культурно – информационную и предметно – развивающую среду;
  • умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий и инновационных методов воспитания и обучения дошкольников;
  • способность к самообразованию и личностному росту.

При выборе конкурсов педагог ориентируется на его уровень (статус), для учета индивидуальных возможностей детей, а так же методических задач образовательного процесса.

            В конкурсное движение входят не только непосредственно конкурсы, но и фестивали, соревнования, турниры, выставки, которые бывают разной номинации: творческие (рисунок, поделка, декоратвно – прикладное творчество, фотография, видеопрезентация, цифровой мультфильм); интеллектуальные;  литературные; танцевальные; музыкальные; спортивные.

Участие в конкурсном движении  зависит от:

  •  инициативы педагога;
  • творческого потенциала педагога и воспитанников;
  • индивидуальных возможностей детей;
  • изучения  положения о конкурсе;
  • тематического направления;
  • статуса конкурса (уровень)

При организации и проведении конкурсов необходимо учитывать следующие критерии:

  • мотивация для участия в конкурсе (значимость мероприятия,  желание ребенка участвовать в мероприятии, победить в конкурсе, получить признание, похвалу и награду)
  • материально – техническое оснащение (зависит от направления и тематики конкурса)
  • стимулирование  интереса воспитанников к конкурсу
  • поддержка воспитанников и родителей во время участия в  конкурсе
  • подарки,  призы,  дипломы для всех участников конкурса.

Конкурсы на уровне дошкольного образовательного учреждения направлены на  создание условий для развития творческого потенциала дошкольников.

При организации и проведении конкурсов в ДОУ необходимо учитывать оснащение материально-технической базы образовательного учреждения; индивидуальные возможности каждого ребенка; привлечение родителей к поддержке детей;  план воспитательно- образовательного процесса.

В результате участия в  конкурсах ДО№ у детей развиваются  творческие способности,  проявляется собственный интерес к участию в выставке, конкурсе рисунков, плакатов, аппликаций и поделок; воспитывается  командный  дух,  чувство товарищества, стремление к победе; ведется пропаганда здорового образа жизни.

Конкурсы на муниципальном, областном, международном уровне направлены на выявление талантливых детей,  развитие личностного  потенциала дошкольников.

При организации данных конкурсов учитываются: индивидуальные возможности каждого ребенка; привлечение родителей к поддержке детей; готовность педагогов  работать в новых условиях; мотивация детей к выступлению на публике.

В результате участия в конкурсах муниципального, областного, международного уровня  у детей  наблюдается развитие  умения вести диалог не только со сверстниками, но и с другими участниками конкурса; повышение самооценки,  воспитание соревновательного духа; повышается  творческий поиск совместно с родителями  решения проблемы; умение быть общительным и уверенным в себе.

Участие в интернет – конкурсах направлено на  раскрытие духовного, интеллектуального, культурного потенциала детей в разных образовательных областях.

При  участии в данных конкурсах учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка; владение педагогом интернет – ресурсами; привлечение родителей к поддержке детей (оценивание детских работ на сайте).

Отличительные особенности интернет – конкурсов:  большой выбор сайтов с  конкурсами разной тематики; не требует личного присутствия ребенка; в конкурсе принимает участие продукт (фотография, выполненные задания).

В результате участия в интернет – конкурсах появляется возможность ребёнка  попробовать себя в разных областях знаний; раскрытие творческих, интеллектуальных способностей воспитанников; стимулирование мотивации развития способностей.

Участие в конкурсах  – это серьёзное увлекательное испытание, которое становится для  каждого ребенка  новым этапом в жизни на пути к новым победам.  На протяжении нескольких  лет педагоги и  воспитанники  МДОУ «Детский сад №22» города Кириши являются активными участниками конкурсов муниципального, областного,  международного уровней.

Главная направленность конкурсной деятельности - развитие творческой личности обучающегося, но менее важным является вовлечение в этот процесс родителей. Один из актуальных вопросов для преподавателей - вопрос подготовки ребенка к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: выбор потенциального конкурсанта, определение конкурсной программы, расчет времени для подготовки и определения работы, правильная, всесторонне продуманная психологическая “ тактика и стратегия” педагога, а также верный настрой родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс.

Участие в конкурсе – это способ самореализации. Ребенку необходимо быть востребованным окружающими, получать от них моральную поддержку, которую сироты не дополучают в детском доме. Детям важно дать возможность сравнить свои достижения с успехами других, ощутить дух соревнования для того, чтобы воспитанники могли адекватно оценить свои силы и способности.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. 

Список литературы

            *http://ds-petushok.edu22.info/data/documents/Konkurs-kak-effektivnoe-sredstvo.docx

*http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/12/vzaimodeystvie-dou-i-semi-posredstvom-konkursnogo

*http://www.imc-eduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2129:2015-09-03-07-42-40&catid=1:2010-02-17-12-12-09

*http://www.myshared.ru/slide/609021/

*http://detsadik3.ru/wp-content/uploads/2015/12/konkyrsnoe_dvigenie1.pdf

*https://infourok.ru/prezentaciya-adresnoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-v-detskom-konkursnom-dvizhenii-988943.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Современный педагог дошкольного учреждения должен обладать особыми профессиональными и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с поставленными задачами, чутко реаги...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Проблема развития профессионализма воспитателей....

"Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с родителями"

В презентации рассматриваются основные направления работы во взаимодействии с родителями, а также формы работы по каждому направлению. Представлен примерный кодекс общения во взаимодействии с родителя...

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»

Методические разработки по теме: «Повышение профессионализма педагогов в организации позитивного взаимодействия с семьями воспитанников»Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка  ст...

«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».

Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....

«Конкурс как механизм роста профессионализма педагогов».

Конкурс – уникальный по эффективности инструмент педагогической поддержки личностного развития....

ИКТ-компетентность педагога важная составляющая его профессионализма

Для повышения качества дошкольного образования в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий сферы образования фундаментальное значение приобретает проце...