Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
консультация

Оськина Наталья Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_konsultatsiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

        В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях. И главной целью воспитателя становится правильный подбор дидактического материала и организация игрового пространства для детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

        Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого: его пояснения, обозначения качеств, сравнения. Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер. Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними.

        В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска – дети чувственно воспринимают различные цвета. Большинство народных дидактических игр имеет сенсорное содержание, так как народная педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете. Дидактическая игра характеризуется определенной структурой:

- наличием дидактических задач, без чего она теряет свой обучающий характер, а следовательно, и целенаправленность;

- наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя;

- и наконец, правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути.

        Но игра эта своеобразна – она требует от ребенка овладения правилами и необходимости руководствоваться ими в ходе игры.

        Именно правила игры имеют дидактическое значение. Существуют дидактические игры и игрушки, отвечающие решению многих задач сенсорного воспитания: усвоению формы, пространства, цвета, величины, звука. Значительное число таких дидактических игр представлено в работах Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой. На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка, ей первой предоставлено право ознакомить его с формой, цветом, звуком, пространственными признаками. В этом выражена потребность ввести ребенка в понимание свойств и качеств окружающих его чувственно воспринимаемых вещей, предметов и явлений природы. В существующих дидактических играх заметно стремление давать обобщенные знания, не подготавливая к этому сенсорный опыт ребенка. Этим как бы обходятся те сложности, которые в действительности существуют. Заключаются они в следующем: если ребенок не действует с формой, цветом и другими чувственно воспринимаемыми свойствами самих предметов, вещей, то когда ему предлагается для усвоения обобщенные знания о цвете, форме и т. д., он не видит в них ничего «общего», не воспринимает их как выражение общей меры, а соотносит с предметами, сливает с ними.

        Сенсорное воспитание, осуществляемое в процессе продуктивной детской деятельности, такой, как рисование, лепка, конструирование, пение, движение и т. д., также связано с организацией сенсорного опыта ребенка и предложением детям мер для познания наиболее общих качеств (свойств) внешнего мира. Здесь ребенок воспринимает разнообразие свойств форм предметов, цвета, пространственных отношений в их конкретных проявлениях и затем действует, также сообразуясь с реальными качествами, формой, цветом. Для того чтобы вполне конкретно определить роль дидактических игр и тем самым их дидактические задачи, содержание необходимо прежде всего посмотреть, что же накапливает ребенок в рисовании, конструировании и как этот опыт формируется не только в чувственном, но и в умственном плане.

        По мере накопления опыта познания свойств формы, цвета в их жизненном выражении – в предметах, явлениях – у детей обнаруживалось стремление к обобщению. Это стремление ярко выражается в речи. Большую пользу в этот период могут принести дидактические игры, в которых на материале разных жизненных форм, цвета, пространственных отношений предметов, вещей (или их изображений), дети получают возможность почувствовать многообразие конкретных свойств предметов и то общее, что есть между ними. Дидактической задачей таких игр является выделение формы различных предметов, чувственное соотнесение этой формы с соответствующими геометрическими фигурами – кругом, овалом, квадратом и т. д. Или группировка вещей и предметов по их цвету, соотнесение жизненной окраски с мерой цвета – основными цветами.

        Под влиянием практики дидактических игр, направленных на формирование общих представлений о мерах, происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей. Возрастает не только точность различения, называние форм, цвета и т. д., о чем уже упоминалось, но можно заметить и увеличение объема сенсорной памяти. Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет). Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Можно думать, что одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными. Вместо обычно применяемых детьми способов прикладывания, обведения контура рукой в воздухе, переведения пальца с одной фигуры на другие, а иногда и стремление еще раз посмотреть предложенный образец задача решается в основном зрительным путем.         Прежде всего, дидактические игры должны помочь завершению процесса отделения собственного сенсорного опыта ребенка по восприятию им качеств предмета от общественно принятых мер, которыми производится измерение этих качеств. Затем дидактические игры должны выполнить задачу ознакомления с мерами как обобщенными знаниями. Дидактические игры могут расширять практику жизненного использования знаний мер, расширять практические ориентировки. В связи с этим возникает необходимость оценить существующие в практике дидактические игры, их дидактическую направленность, систематизировать наиболее отвечающие поставленным задачам и содействовать созданию новых игр.

        Есть еще одно важное назначение дидактических игр в сенсорном воспитании: они могут помочь обнаружить состояние сенсорного развития, констатировать, чем же ребенок владеет в данный момент, для того чтобы целесообразно организовывать его сенсорное воспитание; дидактические игры могут помочь определить, чего достиг ребенок в своем сенсорном развитии.

Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

        В дидактических играх перед детьми ставятся иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

        Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

        Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от обучающей сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

        Учебно-познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

        Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

        Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

        Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

        Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

        Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика).

        Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

        В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому разви...