Семинар обучающий. "Процесс формирования вежливости у детей 4-5 лет
методическая разработка

Семинар обучающий. "Процесс формирования вежливости у детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Семинар практикум

«процесс формирования вежливости у детей 4-5 лет»

Составитель:

Максудова У.И.,

воспитатель

г. Мегион

12.10.2021г.

ПЛАН СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

  • Нравственное развитие личности дошкольника
  • Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет
  • игры по обучению детей вежливости;
  • Подведение итогов семинара – практикума.

Воспитатели получают памятку:

Как воспитать ребёнка вежливым

1.Нравственное развитие личности дошкольника

Нравственному воспитанию вообще и формированию вежливости в частности всегда отводилась серьезная роль в отечественной педагогике. Р. С. Буре и С.В. Петерина отмечали, что процесс формирования вежливости не может протекать стихийно, он должен быть целенаправленно организован.                            Нравственное воспитание – это «целенаправленный процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества». С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Научно-теоретические основы нравственного воспитания в отечественной педагогике были заложены в трудах К. Д. Ушинского. В его работах сформулированы основные принципы нравственного воспитания:

– воспитательный процесс должен быть тесным образом связан с жизнью народа, его характером и историей;

– система нравственного воспитания должна учитывать психологические характеристики возрастов и, прежде всего, психологический механизм образования у человека собственных убеждений;

– суть воспитания заключается в том, чтобы наполнить сознание воспитанника такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нём добрые плоды.

Следовательно, нравственное воспитание личности К.Д. Ушинский рассматривает как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. Задача нравственного воспитания заключается в необходимости приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д. Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности: «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» .

На уровне личности нравственное воспитание трансформируется в нравственное развитие. Нравственное развитие – это «динамичная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности».

2.Психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет

Для более правильного построения процесса формирования вежливости у детей 4-5 лет необходимо понимать и учитывать психолого-педагогические особенности их развития. Возможности ребенка велики, но не безграничны, нельзя форсировать развитие без учета возрастных психологических возможностей ребенка.

Период среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) имеет особое значение развитии ребенка и обусловливает специфику нравственного развития вообще и формирования вежливости в частности.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и ребенок начинает осваивать окружающий его мир предметов и вещей, а самое главное, мир человеческих отношений.

Формированию вежливости в возрасте 4-5 лет способствует и благоприятствует и возрастная динамика различных психических функций. Так, к концу среднего дошкольного возраста у детей становится более развитым восприятие. Дети могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты, способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Зрительная и слуховая координация помогает улавливать и фиксировать вежливые формы коммуникации в визуальной и звуковой их подаче.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Значение улучшения памяти для формирования вежливости состоит в том, что с развитием памяти дети способны запомнить образцы вежливого поведения, простые формы речевого этикета. Дети 4-5 лет способны запомнить определенный ряд коммуникативных действий, который бы позволил им получить желаемое или договориться со сверстником.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако с точки зрения восприятия и осмысления форм вежливого поведения детям пока трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. При этом появляется тенденция к осознанию своих действий, и как эти действия могут повлиять на собеседника.

В то же время продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, например, воплотить в ней ситуацию нравственного выбора, морального поведения героев. Это позволяет детям быстро находить различные способы привлечения внимания сверстника и решения конфликтных ситуаций.

В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения) и стремятся получить от взрослого информацию, которая бы удовлетворила их познавательный интерес.

В возрасте 4-5 лет формируется моральная оценка на основе правил. Особое значение для ребенка 4-5 лет имеют правила. Правила, подкрепленные положительной оценкой взрослого, становятся для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение в аспекте этих правил. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов между детьми среднего дошкольного возраста. Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях.

Игры по обучению детей вежливости;

Игра: «Телефон».

Цель: выявить уровень сформированности информационного компонента вежливости (знание правил вежливости).

Организация: специально организованная игра с двумя детьми.

Материал: два игрушечных телефона.

Ход: педагог предлагает ребенку проиграть следующую ситуацию: «Поиграем в телефон?»

– Ты когда-нибудь разговаривал по телефону? А с друзьями говорил?

– А хочешь сегодня поговорить с Ваней?

– А что нужно сказать сначала?

– Как нужно представиться, чтобы друг тебя узнал;

– Как узнать, есть ли у друга время для разговора, не занят ли он?

– О чем будешь разговаривать с другом?

– Какую тему ты выберешь, интересную тебе или другу? Или вам обоим? О чем вы поговорите?

– Как нужно заканчивать разговор?

Игра: «Попроси о помощи друга».

Цель: выявить уровень сформированности  когнитивного компонента вежливости (понимание разумности и необходимости правил вежливости).

Организация: имитация строительной игры.

Материал: конструктор, игрушки робот, медведь и заяц.

Ход:

– Давай для твоего робота построим большой дом.

– А справишься ли ты один или тебе понадобится помощь, дом ведь большой? Нужно, наверное, попросить кого-то о помощи?

– Давай позовем мишку и зайку. «Эй, вы, ну-ка быстро идите к нам!» – Не идут... А почему они не идут? Не хотят?

– Тогда давай попробуем позвать иначе: «Мишенька, заинька, идите с нами играть!» – Смотри, они заинтересовались. «Помогите нам, пожалуйста, построить дом!»

– Как ты думаешь, почему мишка и зайка не откликнулись сначала?

– Как мы попросили сначала? А как потом?

– Давай позовем кого-нибудь из ребят играть с нами. Кого попросишь?

– Как нужно обратиться, чтобы тебе помогли?

– Если он не захочет помочь, то как нужно попросить?

Игра: «День рождения».

Цель: выявить уровень сформированности деятельностного компонента вежливости (умение применять правила вежливости).

Организация: ролевая игра.

Материал: не требуется.

Ход: педагог предлагает детям разыграть следующую ситуацию: «Поздравляю с днем рождения!». Дети распределяют роли в паре: один ребенок будет «именинником», а другой – «гостем», который пришел поздравить и вручить подарок. «Гостя» от «именинника» отделяет входная дверь. «Гостю» предлагают взять подарок (книгу) и постучать в дверь. Когда дверь откроется «гость» должен вручить подарок, а «именинник» принять его. Затем дети меняются ролями. Взрослый наблюдает за поведением детей во время разыгрывания ситуации по следующим показателям: поведение гостя – вручение подарка; поведение именинника – принятие подарка.

Игра: «Какое настроение у твоего друга?»

Цель: выявить уровень сформированности аффективного компонента вежливости (эмоциональное переживание от выполнения правил вежливости).

Организация: свободная деятельность детей

Материал: не требуется.

Ход:

– Посмотри на…(одного из ребенка в группе).

– Какое у него сейчас настроение? Как ты думаешь, почему он себя так ведет?

– А давай у него спросим, такое у него настроение, как ты подумал?

– Посмотри на ... (другого ребенка из группы). Ему грустно. Давай пожалеем его, попытаемся развеселить.

«Я и мои друзья»

«Общий круг»

Воспитатель собирает вокруг себя детей. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня и чтобы я могла видеть каждого их вас» (Единственным верным решением здесь является создание круга). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

«Прекрасные черты»

«В каждом человеке есть много прекрасных черт, — обращается воспитатель к детям. — Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же... (умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

«Комплименты»

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Спасибо»

«Сегодня в нашей группе — говорит воспитатель, — объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за что-нибудь. Вы можете подходить, к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить других за что-нибудь, — это очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

- Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо тогда, когда я назову «волшебное слово». Встаньте, пожалуйста, руки вперед и т. д. Пожалуйста, добавьте строки «волшебными словами» (с мячом).

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Можно провести игры «Вежливый ручеек», «Вежливый стул».

Путешествие продолжается, звучит музыка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука нравственного взросления / Под ред. В. И. Титова. – СПб.: Питер, 2007. – 301 с.
  2. Азова, Г.М. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у дошкольников / Г.М. Азова. – Астрахань: Спутник +, 2014 – 420 с.
  3. Бархатова, Н.Н. Воспитание культуры поведения / Н.Н. Бархатова. – М.: Просвещение, 2015. – 138 с.
  4. Белокурова, Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.В. Белокурова. – Ульяновск; М.: РГБ, 2012. – 246 с.
  5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Метод. пособие / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 78 с.
  6. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых / И. Н. Курочкина. – М.: Педагогика, 2010. – 148 с.
  7. Ларина, Т.В. Категория вежливости / Т.В. Ларина. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. – 516 с.
  8. Леушина, М.М. Воспитание культуры поведения у дошкольников / М.М. Леушина. – М.: Педагогика, 2007. – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"

Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Конспект семинара-практикума по формированию самостоятельности у детей "Я уже не малыш"

Конспект семинара-практикума по формированию самостоятельности у детей "Я уже не малыш"...

Семинар для родителей «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста»

помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе....

Семинар - практикум «Доброжелательность и вежливость - важные качества педагога»

Семинар для педагогов ДОУ о доброжелательности как родителям, так и коллегам...