Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы."
материал

Чубукова Елена Михайловна

Анализ работы по теме: "Развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheska_zapiska.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

Составитель: Чубукова Е.М.

Введение.

      Государственный стандарт дошкольного образования определяет важнейшей целью преобразований в сложившейся педагогической практике, является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей по воспитанию, обучению и развитию личности ребёнка. Каждому из родителей, безусловно, хочется, чтобы их ребенок с желанием пошел в школу и успешно обучался. Часто родители думают, что главное – научить ребенка читать, а еще лучше – писать, и успех обеспечен. На самом деле очень важно, чтобы ребенок был коммуникабельным, здоровым и познавательно активным. Готовность ребенка к получению новых знаний, а так же легкость и быстрота их усвоения зависит в первую очередь от развития умственных способностей, а богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности.          Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. В  нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных  терминов из иностранных языков. Появилась проблема потери многими представителями подрастающего поколения правильного литературного языка и уникальных, национальных, глубоких,    общечеловеческих ценностей. В сфере дошкольного образования одним из основных целевых приоритетов образовательной политики определена коммуникативность ребёнка. Ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Художественная литература является одной из тех областей, в которой  наиболее успешно могут решиться все эти проблемы.     Поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста средствами художественной литературы имеет особую актуальность. Таким образом, актуальные проблемы педагогической   запрашиваемости и необходимость их решения определили

Тему: развитие речи дошкольников средствами произведений художественной литературы.

Цель: определить влияние произведений художественной  литературы на развитие речи дошкольников.

Гипотеза: развитие речи детей будет наиболее эффективным, если использовать произведения художественной литературы, но при этом соблюдать следующие условия:

  • если произведения будут использоваться в соответствии с психолого-возрастными особенностями детей;
  • если произведения будут использоваться во всех видах детской деятельности.

Для достижения поставленной цели были намечены и реализованы следующие задачи:

  • Определение условий развития речи дошкольников через произведения художественной литературы.
  • Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта.
  • Определение и содержание методов, технологий эффективного использования произведений  художественной литературы для развития речи дошкольников.
  • Организация работы с родителями по развитию речи.
  • Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по познавательно-речевому развитию.

Для реализации  методической темы использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

1. Особенности развития речи дошкольников средствами произведений художественной литературы и создание  условий  для речевого развития.

        Обращение к художественной литературе как к «учебнику жизни» является  одной из педагогических стратегий в решении задач речевого развития. Через произведения художественной литературы решаю главную задачу развития речи – это формирование речевой компетентности, то есть умение дошкольников пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Формирование речевой деятельности дошкольников средствами  произведений художественной литературы осуществляю в процессе взаимодействия правильно организованной речевой среды, которая даёт образцы языка, речевой активности и речевой практики самих детей.

      Речевая среда включает в себя речь окружающих взрослых, детей, театр, чтение произведений художественной литературы и т.д.

Эта работа в комплексе всех участников образовательного процесса.

В первую очередь это родители, воспитатели, младшие воспитатели, музыкальный руководитель, медицинская сестра, учитель-логопед. Дальше идёт сотрудничество с учителями начальных классов, с реабилитационным центром «Полянка»,  работниками культуры, сотрудниками библиотеки.

      Под речевой активностью рассматриваю творческий процесс, когда на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых (в основном это педагоги и родители) и литературного языка, ребёнок строит свои высказывания. Это вселяет в дошкольников уверенность в своих силах, делает инициативным, открытым, эмоционально благополучным.

      Речевая практика развивает творческий потенциал каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, и  самим собой. Сохраняет и поддерживает его индивидуальность. У ребёнка в процессе работы сначала развивается познавательная активность, дальше появляется стремление к самостоятельному познанию и размышлению, поиску ответов на возникшие вопросы, развивается умение свободно общаться с окружающими его людьми, формируются коммуникативные навыки.

2. Структура программно-методического комплекта.

        Комплект программно- методического обеспечения образовательного процесса является одним из средств обеспечивающих качество образования детей. Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи познавательно-речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает  в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

3. Предметно-развивающая и речевая среда.

     Возможности организации и обогащения опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками расширяются при условии создания и обогащения предметно-развивающей среды.  Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов и объектов, направленных, в том числе на речевое развитие. А для обогащения сюжетов игр, поддерживания уверенности в собственных возможностях усвоения правильного литературного языка и поведения использую различные художественные произведения. Все компоненты связаны между собой по содержанию. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи опыта,  имеет большое развивающее значение. Чем бы ни занимались дети в группе: играли, ставили спектакли, слушали произведения художественной литературы, смотрели сказку, всегда идёт общение детей друг с другом и воспитателями. Предметно – развивающая среда несёт функцию речевой. А чтобы она была благоприятной мы всегда готовы оказать ребёнку необходимую помощь, поддержку, создать определённые условия, дать совет, подвести детей на придумывание чего-то необычного, оригинального.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

В  группе созданы следующие центры развивающей активности детей:

  • центр «Здоровья»;
  • центр «Художественного творчества»;
  • центр «Мир книги»;
  • центр «Коммуникации и кругозора»;
  • музыкальный центр;
  • конструктивный центр;
  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • центр «Безопасности»;
  • экологический центр;
  • театрализованный центр.

При насыщении некоторых центров активными участниками становятся сами дети. Например, когда меняется материал в центре книги, всегда советуюсь с детьми: какие книги они хотели бы прочитать, увидеть и о каком писателе услышать. Для театрализованной деятельности вместе с детьми изготовляем разные атрибуты к сказкам, потешкам. Активное участие в организации предметно-развивающей среды принимают родители. Они с удовольствием оформляют группу, обогащают игрушками и пособиями.

Предметно-развивающая среда, направленная на развитие речи посредством художественной литературы в нашей группе способствует развитию мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, что является подготовкой речевого аппарата к правильному произношению звуков. Так же развивается связная речь, грамматический строй, образная речь, формируется словарь, ребёнок развивается творчески. Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр. С большим уважением дети относятся к книге.

4. Организация образовательного процесса.

4.1 Основные этапы работы:

В основе моей организации работы по развитию речи средствами произведений художественной литературы лежит комплексный подход, включающий в себя три основных этапа работы.

  • Ознакомление детей с художественной литературой.
  • Освоение с помощью воспитателя специальных средств литературно-речевой деятельности дошкольников.
  • Развитие познавательных, творческих способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

4.2 Технологии, методы и приёмы работы по развитию речи средствами произведений художественной литературы.

В процессе непосредственного общения с детьми в разных видах деятельности использую в своей работе элементы педагогических технологий:

  • здоровьесберегающие  технологии;
  • личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, помогающее сформироваться ребёнку как личности, самореализоваться;
  • индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
  • игровые технологии;
  • интегрированное обучение;
  • взаимодействие с семьёй;
  • творческой технологии – ТРИЗ (творческое решение изобретательских задач).

При ознакомлении детей с литературными произведениями учитываю их возрастные особенности восприятия художественной литературы.

  • Для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, доступно установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, при этом дети чаще всего пока не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа.
  • В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-м году появляется реакция на слово и интерес к нему, стремление неоднократно производить его, обыгрывать, осмысливать. Дети уже способны дать анализ произведения с помощью воспитателя.
  • В старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. У детей усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

     Таким образом, умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

В результате проделанной работы по развитию речи, используя произведения художественной литературы, я овладела следующими методами:

  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • проблемный метод обучения;
  • метод противоречий и доказательств;
  • метод ассоциаций;
  • коммуникативные технологии (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • организация творческого поиска;
  • метод аналогий;
  • просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • метод проектов;
  • хоровое и индивидуальное пение.

    Знакомя детей с литературным произведением, убеждаюсь в том, что текст ими понят в полной мере. Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста, стала применять прием с использованием  мнемодорожек (элементы мнемотехники), а затем  уже и мнемотаблиц. Эта технология хорошо изложена в разработке Т.В. Большовой “Учимся по сказке”. Этот прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования  дополнительных ассоциаций у ребенка, помогает упорядочить пересказ.              Развивая воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, учу детей “читать” графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать, каким – либо одним символом реальный образ, отражая ими общие признаки объекта, и замещать предметы. (Л. Венгер). Этот прием дает хорошие результаты именно при пересказе, так как позволяет, не теряя логической связи, рассказать произведение.

Дети получали «письма», которые нужно было «прочитать». Читая «письмо», дети составляли небольшие по содержанию, но связные по изложению и последовательности рассказы по мнемодорожкам.

      Использовала методику развития творческого воображения под редакцией О.М. Дьяченко, начиная с младшей группы, потому что именно с трех лет появляются первые проблески  направленного воображения. Моя задача состояла в том, чтобы не растерять свои творческие возможности тем, у кого они  уже проявляются, и главное, развить эти возможности у тех, чье воображение еще спит. Работа проводилась с использованием заместителей (кружков разного цвета). Играли в  игры типа «На что похож мой волшебный кружок?»

При работе со сказками использовала прием «проживания сказки». Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. При  «проживании»  сказок в словарь ребенка входили уже новые слова, обозначающие качества личности, характера, (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный).

В процессе этой работы ввела еще один прием – картинки - схемы - загадки. Знакомя детей с очередным произведением, вместе с детьми замещали ее персонажей символами – кружками – заместителями. На листе бумаги размещались персонажи – заместители по цвету и размеру, из какой – ни будь сказки (медведь - большой, коричневый; мышка – маленькая, серая).  Детям давалось задание найти  нужное произведение. А также играли в игры – «Угадай сказку», «Разложи по порядку», «Герой какой сказки?». Дети учились описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводилось «словесное рисование».

Проводилась большая работа по воспитанию любви к книге, бережному отношению к ней.

Кроме этого учили много стихов, песен, игр с пальчиками, речевых игр, разучивали подвижные игры.

Если произведение воспринималось тяжело, то старались воспользоваться видеозаписью. Некоторые произведения при знакомстве озвучивались не педагогом, а прослушивалась аудиозапись.

Значительная часть нашей работы по художественной литературе была посвящена развитию воображения, фантазии и речи детей и моей собственной, так как все время приходилось сочинять и выдумывать часто прямо по ходу занятия. Детям давала задания, направленные на представления и придумывания целостной ситуации с опорой на наглядную реальность, при этом использовала прием: вы будете придумывать, а я буду рисовать. Здесь к нам в гости приходил  забывчивый художник, который всегда рисовал очень интересные и красивые картины, но часто торопился и забывал их дорисовать и просил ребят помочь ему. И начиналась  работа по созданию какого-то определенного образа. Для ребят было главным – придумать и видеть воплощение своей выдумки. И у нас в результате развивался целый сюжет. В итоге развивались воображение и связность высказываний, умения строить предложения.

Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью, поэтому использовала и другие интересные приемы - сочинение небылиц и цветных сказок.

 Также использовала прием: перенос персонажей  на другое место действия. Для этого использовала игру- сказку “Клеящийся театр”, где герои переносились в совершенно другую обстановку, персонаж переклеивался с привычной декорации, и попадал совершенно на другое место действия, и с ним естественно должна была произойти совершенно другая история - происходил процесс развития творчества: мышления, воображения, рассказывания.

Использовала приемы: “перевирание” сказки по технологии Дж. Родари.

События в сказке излагались в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводились новые персонажи или другие объекты.

А из данного приема вытекает следующий прием - начало после конца, где дети  с теми же героями сказки развивают новый сюжет. Использовала игры: “Разложи по порядку”, «Угадай героя сказки».

Большое внимание уделяла составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Эта работа проходила в играх “Книжка рассыпалась”, «Угадай картинку» из пособия «Как научить ребенка говорить, читать и думать» А.Н.Корнева.

Обогащала лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами, образными признаками, сравнениями. Тренировала детей в подборе слов-признаков и слов-действий к предметам. При этом использовала игру: «Расскажи Незнайке о любимых предметах».

 С помощью игры «Найди названный предмет» закрепляла умение группировать предметы по назначению, учила по описанным признакам находить предмет, связно излагать свои мысли. Использовала игру «Диктор». Один ребенок по желанию описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают, игры-пантомимы «Где вы были, кого видели?», «Изобрази героя», «Угадай, кого встретил?»

К применению следующего приема меня подтолкнуло чтение детям сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш». В этой сказке рассказывается о том, как карандаш, под страхом того, что его съест мышонок, начинает создавать рисунок постепенно по отдельным элементам. А мышонок в процессе рисования старается угадать конечный результат, и при этом выдвигаются различные версии. В процессе чтения  дети тоже вместе с мышонком выдвигали свои версии, а в итоге получился совершенно неожиданный  объект – кот, которого мышонок испугался и убежал.

Мой же прием заключается в следующем: вместе с детьми начинали совместное рисование, при котором никто изначально не знает конечный результат: сегодня мы с вами нарисуем кого-то, а кого вы каждый придумаете сами. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и рисовать то, что вам хочется, то, что вам нравится, но при этом, рассказывая, что вы рисуете и для чего это нужно. Например, я нарисую большие глаза, чтобы он хорошо видел, а я нарисую длинные ноги, чтобы он (она) быстро бегал. Так, характеризуя частичное рисование, создается некий объект (при этом по ходу рисования, дети  выдвигают свои версии, предположения, кто бы это мог быть) – человек, животное или совсем непонятное существо, которое в итоге, конечно же, всем очень симпатично, какое бы оно ни было, так как это продукт совместной деятельности. И далее конечно у всех возникает желание рассказать, придумать историю про это существо, которая также создается коллективно. В процессе использования данного приема происходило обогащение словаря ребенка, развивалась связность изложения событий, а также развивалось творческое воображение и даже мелкая моторика и изобразительные навыки. Посвящали и вовлекали в эту деятельность конечно и родителей. Предлагали их вниманию придуманные рассказы в записи, рисунки выдуманных персонажей. Провели викторину по сказкам с участием родителей. Родители видели результат работы и активно помогали.

Очень часто использую в работе метод проектов. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий. Этот метод способствует усилению позиции «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». Дети с большим удовольствием в них участвуют. Старшие дошкольники даже сами предлагают вопросы, на которые мы все вместе находим ответы. Например, в проекте «Сказка своими руками» участвовали все: дети, родители, педагоги. Были изготовлены не только персонажи сказок, но и атрибуты к ним. Результатом проекта было инсценирование готового театра ребёнком. А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя героев и обстановку.

Также интересный метод модификации сюжета. Суть его заключается в том, что воспитатель предлагает вниманию детей карточки с буквами или же дается задание придумать слова на определенный звук.   Дети придумывают разные слова, затем из данных слов выбираются, наиболее понравившиеся и с их помощью составляем какой-нибудь сюжет.

В целях формирования навыков описательной связной речи у детей использовала игру «Угадай картинку», цель которой: научить детей в диалоге с взрослым задавать вопросы, логически, последовательно строить умозаключения.

Очень хорошо применять “Волшебную палочку”. Обученный владению этой палочкой, ребенок сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героя из беды. Возникает так называемая связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

 Для отработки звукоподражания использую упражнения на сочетание хорового пения с индивидуальным.

Литературному образованию детей также способствует и проведение праздников, досугов, вечеров сказок по мотивам известных произведений, литературные викторины. Например: на районном методическом объединении мы с детьми показали спектакль «Кошкин дом». Дети с огромным удовольствием, используя и мимику, и жесты проигрывали свои роли, и получили эмоциональное  удовлетворение, как и педагоги, которые его смотрели. Отзывы педагогов были только положительные. Они отметили, что у детей речь яркая, выразительная, правильная, дети эмоциональны и отзывчивы,  коммуникабельны  и   уверенны  в  себе.

       В работе по развитию речи старшего дошкольного важно, чтобы на занятиях ребенок занимал позицию активного творца, созидателя. Самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Поэтому я часто играю с детьми в путешествия и походы: поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверей, стать ожившими деревьями, повстречаться с лесными жителями. Наиболее ярко этот метод выявляется на примере игры “Чудесные вещи”, по условиям которой, дети самостоятельно придумывают необычные, удивительные, чудесные вещи (посуду, автомобили, животных). Этот прием хорошо развивает не только речевое творчество и креативность ребенка, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Старалась вовлекать всех детей трудиться на занятиях, даже тех, которые выполняют пассивную  роль слушателей. Им предлагала участвовать в качестве воспитателей или друзей, которые замечают речевые и логические ошибки, дополняют рассказы товарищей, или доброжелательно, в тактичной форме, исправляют их. Выступающие с пересказом дети отмечают тех, кто их внимательно, доброжелательно слушал. Немаловажное значение для развития творческих способностей, познавательной активности, играет то, что всегда стараюсь создать непринужденную, доверительную обстановку, в которой бы дети чувствовали себя комфортно, раскрепощено. Создаю ситуацию успеха, что способствует еще более высокой активности, хорошему настроению, желанию общаться.

В образовательной деятельности использовала следующие творческие приёмы работы с литературным произведением:

  • знакомые герои в новых обстоятельствах;
  • коллаж из сказок;
  • проживания сказки;
  • спасательные ситуации в сказках;
  • сказки от просто стишков;
  • сказка продолжается;
  • изменение ситуации в знакомых сказках;
  • перевирание сказки;
  • эксперименты в сказках;
  • решение противоречий в сказке;
  • сказки о любимых игрушках;
  • сказки от одного слова;
  • моделирование сказок;
  • сказки с новым концом;
  • сказка к волшебным рисункам.

        Подводя итог своей работы за эти три года можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны. Это проверено на практике, свидетельствуют результаты диагностики, представленные ниже, и прослеживается динамика роста качественных показателей не только по коммуникации, но и развития в целом.

В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности  считаю важным и обоснованным, так как время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый  результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

5. Организация  работы с родителями по развитию речи

средствами художественной литературы.

Важным условием при реализации задач познавательно-речевого  развития (сейчас коммуникативно-личностного) играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.

Родители – главные воспитатели ребёнка, обязанности которых закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании».

Опыт показывает, что если родители не являются активными участниками образовательного процесса, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, будут эффективны. Для вовлечения родителей в жизнь детского сада, их участие в развивающей образовательной работе с детьми, мной был разработан перспективный план работы с родителями по развитию речи. А так же для повышения компетентности родителей, искоренения ошибок, которые допускаются родителями при использовании информации из разных окружающих источников и деление опытом компетентных родителей.

      Перспективный план реализуется через следующие формы работы:

Использование «Почтового ящика» с целью: собрать банк данных о проблемах детского развития. Дать возможность родителям задать вопросы на волнующие их темы.

Родительские собрания («Ребенок и книга»). На собрании по теме «Речевое развитие ребенка на этапе завершения дошкольного возраста» были приглашены учитель из школы и логопед. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, и получили рекомендации по развитию речи.

Была организована встреча с родителями в форме круглого стола по теме «Развитие речи детей 3 – 4 лет через сюжетно – ролевую игру в детском саду и дома». Практически ни один родитель не остался в стороне, каждый принял активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Одна из встреч была организована в форме вечера вопросов и ответов по теме: «Как отвечать на детские вопросы?» Родители с удовольствием обсуждали самые разные вопросы, которые задают их дети и находили пути решения как на них нужно отвечать. Эта встреча проходила как непринуждённое, равноправное общение родителей и педагогов.

Анкетирование проводим для осуществления организации деятельности нашей работы. В анкетах содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопроса организации  воспитательно-образовательной работы в детском саду.

День открытых дверей. Даёт возможность родителям посмотреть, как на практике идёт развитие речи, порадоваться успехам детей, перенять у педагога приёмы обучения и воспитательное воздействие на детей.

Проекты: «Театр своими руками», «Моя семья», «Где я живу», «Огород на окне», «Прогулочный участок», «Кто живёт в аквариуме?» и другие.

Доверительное отношение устанавливается в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - помощь в создании книжного уголка, оформлении группы, помощь в обогащении предметно – развивающей среды и прогулочного участка.

Проводя  консультации, знакомлю родителей с нормами развития речи на определённом возрастном периоде, рассказываем о влиянии некоторых видов деятельности на речевое развитие, нацеливаю на активную, совместную и педагогически правильную работу. («Влияние скороговорки на развитие речи», «Возрастные возможности развития речи» на определённый период, «Речевое дыхание»)

Большое внимание уделяется оформлению информационного стенда. Это способствует повышению педагогических знаний родителей, настраивает родителей быть терпеливыми к детям. («Как читать детям», «Речь на кончиках пальцев», «Уважайте и любите своих детей»).

Для того чтобы повысить компетентность родителей, в работе с детьми, мы оформляли папки-рекомендации для родителей. (Игра «Живые камни», «Прочитай стихи и обсуди с детьми», «Домашний кукольный театр своими руками»).

Создание буклетов и брошюр. Это помогает осуществлять педагогическую поддержку в виде практических предложений. («Сказки оживают» - игры для пальчиков с разными предметами; «Как заниматься дома с детьми»).

Выставка книг – методическая литература по вопросам воспитания.

Индивидуальные беседы помогают повышению родительской компетентности в коррекционной работе с детьми, знакомству с успехами детей, формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Досуг. Совместные мероприятия развивают взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащают отношения через эмоциональное общение (КВН «Родители и дети», «Посиделки в весеннем кафе «Ромашка» – праздник с участием мам) и другие.

Выставка фотографий («Мы занимаемся», «Наши игры», «На прогулке – наблюдаем»), родители могут посмотреть, какими  видами деятельности заняты их дети в детском саду.

Фотовыставки с рассказом («Играем дома»), родители делятся опытом воспитания и обучения детей в семье.

Творческие совместные выставки: «Яркие краски осени», «Мы с бабушкой творим чудеса» и другие.

       Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Создана благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями педагогами и детьми, атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями. Значительно повысилось педагогическое воздействие на детей со стороны родителей. Это позволяет преодолеть всем вместе многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в области развития речи с использованием средств художественной литературы.

6. Подходы к оценке результатов деятельности, анализ уровня речевого развития посредством произведений  художественной литературы.

       Чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, на развитие ребенка и правильно организовать коррекционную работу, провожу два раза в год мониторинг детского развития.

При организации мониторинга учитываю положение Л. С. Выготского. Он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляю через отслеживание результатов освоения образовательной программы. Сбор информации основываю на использовании множества методик (А.И.Запорожца, О.М. Дьяченко, Н.В.Вераксы, Д.Б. Эльконина, Л.П. Стрелковой, С.В. Малановой)- систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

Мониторинг развития интегративных качеств осуществляется для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Особое внимание уделяется  межличностным отношениям внутри группы.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием  метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов (Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Р.Р. Калининой, И.Е. Валитовой) Форма организации мониторинга – индивидуальная диагностическая карта.

Когда дети в 2018 году дети пришли в нашу группу, то высокий уровень, если рассматривать все критерии познавательно-речевого развития, не превышал 20%, а низкий доходил до 50%. А интегративные качества – высокий уровень- 15%, низкий- 50%. Большинство детей затруднялись в оформлении предложений, помогали себе жестами, многие дети не могли ответить на заданные вопросы, в общении были малоактивны, не эмоциональны, дети понимали речь, но словарь недостаточно богат, неохотно сообщали о впечатлениях, не могли договориться о совместной игре. Из-за недостатка развития речи дети стеснялись, боялись отойти от взрослого, часто капризничали.

К началу второго года обучения в речевом развитии высокий уровень поднялся до 45%, а низкий опустился до 25%. Интегративные качества - низкий уровень опустился до30%, высокий поднялся до 45%.

    К концу третьего года по познавательно-речевому развитию низкий уровень -10% (причём один ребёнок из 10% к нам пришёл в середине третьего года обучения), а высокий- 60%. Интегративные качества тоже изменились: высокий поднялся до 65%, а низкий- 0%.

7. Вывод.

      Подводя итог своей работы за эти три года можно смело сделать следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики.

     Речь детей стала содержательной, грамматически правильной, связной, точной, у детей повысился интерес к художественной литературе, они стали сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, научились фантазировать.

У детей развивается выносливость в различных видах деятельности, повышается  умственная работоспособность, усидчивость, они становятся  выдержаннее и внимательнее. Дети в любых видах деятельности получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания.  Дети научились дружить и чувствуют себя комфортно не только в группе, но и в детском саду в целом.

       Дети активно принимают участие в театрализованных представлениях на различных праздниках в группе ДОУ, участвуют в конкурсах чтецов в ДОУ и на базе реабилитационного центра « Полянка», с удовольствием участвуют в проектах и презентуют свои работы, в фестивале «Пусть всегда будет солнце» в рамках ДОУ.

         В своей работе развивала речь детей средствами произведений художественной литературы, так как они написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. Можно сделать вывод, что, используя произведения художественной литературы можно решать все задачи   развития речи, достигая при этом эффективных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности. Описание работы воспитателя за межаттестационный период....

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Представлен  результат педагогической деятельности...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка  о результатах педагогической деятельности за период 2012 - 2017гг. для участия в районном этапе городского конкурса "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевск...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка  для участия в городском конкурсе "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевский район г. Екатеринбург в номинации "инструктор по физической культуре"...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»....

Инновационный педагогический опыт "Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности"

Приобщение старших дошкольников к произведениям  художественной литературы средствами театрализованной деятельности...