Взаимодействие ДОУ с Семьёй
статья

Кондратьева Елена Сергеевна
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Взаимодействие с семьёй19.54 КБ

Предварительный просмотр:

От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого        

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

                                                                               В.А.Сухомлинский

 

     Главная проблема большинства детских садов – это Отсутствие взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

     Если нет этого взаимодействия, значит, и не будет результативной деятельности, позволяющей выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей.

    От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит, будет ли успешным всестороннее и полноценное развитие ребёнка. Интересы ребёнка для нас на первом месте, следовательно, решение данной проблемы в этом дошкольном учреждении играет важнейшую роль. Масштабы проблемы весьма велики, поэтому следует  приступать к её разрешению незамедлительно.

     Проблему взаимодействия детского сада и семьи, единства в подходах к  общественному и семейному воспитанию  я считаю одной из самых актуальных  на сегодняшний момент. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно - образовательную микросреду и только  в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.   Центральное место в этой системе занимает ребёнок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и конечно социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит развитие ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.

           Мы сталкиваемся с проблемой недостаточного взаимодействия с семьёй каждый день, час…. Как следствие происходит недопонимание и жалобы, зачастую  выходящие за пороги образовательного учреждения.

           Данная проблема с взаимодействием не даёт возможности развиваться ребёнку, педагогу, всему учреждению…

           Если семья не довольна в чём-то  дошкольным образовательным учреждением или конкретно каким-либо действием воспитателя или любого сотрудника, то это обязательно отразится на поведении, отношении ребёнка к детскому садику.

           Например, сейчас актуальна такая проблема - родители не понимают или не хотят понимать, зачем нужен субботник, испытывают злость, негатив (у них забирают выходной, сон, отдых, время…), это настроение и отношение   обязательно передаётся ребёнку. А ведь субботник – это и общение и трудовая деятельность, игра, праздник,…! А потом, когда появляется фотоотчёт по субботнику,  ребёнок там не найдёт себя и спросит у мамы почему его нет на фотографиях …. Что ответит мама? Как себя будет чувствовать ребёнок?  Это лишь один пример,  когда полностью отсутствует взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй. Такого не должно быть!!! Мы все  «органы» одного мощного организма, одной системы и должны работать как одно целое.

  Если проблему взаимодействия семьи ребёнка  с дошкольным образовательным учреждением упустить, не решать, не предпринимать никаких действий, то теряется всякий смысл существования  образовательного учреждения, его сотрудников.

           Данная проблема затрагивает всех и исходит как   от родителей,  так и от воспитателей. И источников этой проблемы два - ДОУ И СЕМЬЯ.            

      Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями, так как не знаем какую выбрать форму взаимодействия.

          Из всего выше сказанного ясно, что данная проблема важна как для дошкольного учреждения, так и для семьи дошкольника. Если ничего в этом направлении не делать, не менять, то страдает весь образовательный процесс.

         Одна из причин отсутствия взаимопонимания и взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй  - это отсутствие единого образовательного пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье - и это необходимо менять, так как  с этой проблемой мы сталкиваемся каждый час и каждую минуту.

     Еще  одна причина возникновения данной проблемы - это Не затрагивание учета в образовательном учреждении стратегии семейного воспитания (необходимо учитывать историю развития семьи)- а это важный момент в данной ситуации.

   Решение проблемы.

            Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

  2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, будет осуществляться работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Положительные результаты в воспитании и развитии  детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения с семьей дошкольников.

     Наши варианты решения проблемы:

  •Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

  •Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через еализарцию двух направлений работы;

   •информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;

   •обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация  детско-родительских отношений;

  •Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников  имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

        Во-вторых, учитывается  индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

        В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что ДУ является лишь помощником в важнейшем деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность к  реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

                                                                 Выводы

             Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения - мы начинаем работу над исправлением данной ситуации.

        Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое, а так же интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей

        На данном этапе понятно, что при максимальном  вложении  трудовых ресурсов всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения   и минимальных финансовых затратах и рисках,  мы можем достигнуть максимального взаимодействия с семьёй.

        Семья и детский сад – это  два общественных института, они стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать, понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать друг с другом в интересах ребёнка. Главное. Что мы можем сделать - это установить доверие между семьёй и детским садом, что  позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

           Работая над решением данной проблемы взаимодействия ДУ с семьёй, можно добиться того, что значительно улучшаются взаимоотношения  с детьми, родителями и воспитателями, что инициирует подъем в развитии таких функций, как охрана и укрепление здоровья наших детей, развивающая (воспитывающая и обучающая) и профессиональное самосовершенствование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда с семьёй

Материал создан, как напоминание родителям о их роли по выполнению домашних заданий с детьми. Можно использовать для информационного стенда или как памятку в папку для домашних заданий....

Взаимодействие ДОУ с семьёй

Материалы для стенда...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зави...

"Особенности взаимодействия с современной семьёй"

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая...

Особенности взаимодействия с современной семьёй.

Сегодня, в работе с детьми  встречаютя самые разные семьи. Чтобы грамотно вести с ними работу нужно использовать такие методы и приёмы чтобы родители не усомнились в праве выбра как детского сада...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы. Взаимодействие ДОУ с семьёй.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к познанию окружающего мира природы.  Взаимодействие ДОУ с семьёй....