Формы и методы привлечения внебюджетных средств (из опыта работы)
проект

Наталья Владимировна Самсонова

Материал содержит основные этапы процесса получения и распределения доходов от внебюджетной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_privlechenie_vnebyudzhetnyh_sredstv.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы

привлечения внебюджетных средств

(из опыта работы)»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Для решения основных задач государственной политики в сфере образования по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг необходимы значительные ресурсы и прежде всего финансовые, образуемые как за счет бюджета, так и внебюджетных источников.

Современная экономика создает возможности осуществления многоисточникового, многоканального поступления средств в организации системы образования.

Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию отрасли образования, укреплять материальную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных организаций и закреплять кадры в системе образования.

Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:

- в образовательных организациях:

  • четко определить направления и записать это конкретно в свои уставы; установить перечень привлекаемых и используемых внебюджетных средств;
  • подготовить и утвердить подробные локальные нормативные акты по этим вопросам, формы заключаемых договоров;
  • составлять сметы доходов и расходов, отчеты об их исполнении;
  • закрепить кадры за каждым видом внебюджетной деятельности;
  • организовать обучение этих кадров, обращая особое внимание на изучение нормативных правовых требований;
  • организовать регулярный внутренний контроль на всех стадиях получения и расходования внебюджетных средств, обеспечить целевое, эффективное использование денежных средств и материальных ценностей.

Обобщая наш опыт, мы можем выделить

  1. Четыре основных этапа процесса получения и распределения доходов ДОО от внебюджетной деятельности.


1)
Планирование — разработка сметы доходов и расходов внебюджетных средств — обязательный элемент организации внебюджетного финансирования.

Смета разрабатывается и утверждается до начала осуществления внебюджетной деятельности. В лицевом счете ДОО появляется новый код субсидий по учету операций с внебюджетными средствами.

2) Процесс осуществления внебюджетной деятельности.

Без этого процесса внебюджетные доходы не могут быть получены. В данном случае, речь идет не о пожертвованиях, хотя, и для их получения какая-то деятельность необходима.
3)
Распределение доходов от внебюджетной деятельности
важная составная часть описываемого процесса, поскольку
связана с движением средств внутри образовательной организации, их распределением, возмещением расходов, понесенных в ходе осуществления внебюджетной деятельности, распределением накладных расходов, определением сумм налогов, оформлением документов для
применения налоговых льгот и др.
4)
Осуществление расчетов с налоговой системой можно было
бы и не выделять в качестве отдельного «подпроцесса». В данном случае ставится задача показать, что без выполнения этой операции финансовый результат внебюджетной деятельности не может быть получен. Если даже налоги платить не нужно (такое тоже возможно), то и этот вариант должен быть соответствующим образом документально оформлен, урегулированы отношения с налоговой системой.
Еще раз отметим, что вся внебюджетная деятельность направлена на получения финансового результата, на получение дохода. К тому же финансовый результат это и
налоги, в получении которых заинтересовано государство.
Разумеется, каждый этап может быть представлен в виде последовательности еще более мелких этапов вплоть до отдельных операций, в этом и состоит содержание примененного в данном случае подхода — анализа и моделирования процесса осуществления внебюджетной деятельности, называемого «анализ бизнес-процессов».

  1. Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера.

Источники внебюджетных
средств

Источники внебюджетного
финансирования

Спонсорские средства, пожертвования

Спонсорские средства, пожертвования

Доходы от самостоятельной деятельности

Часть доходов, остающаяся в распоряжении
образовательного учреждения после возмещения издержек, связанных с получением
этих доходов, т. е. прибыль после уплаты налогов


  1. Необходимость ресурсного обеспечения любого процесса представляется по меньшей мере очевидной. Но, как ни странно, об этом часто забывают. Особенно когда дело касается внебюджетной деятельности.
    В этом смысле таблица является очень полезной, поскольку позволяет представить, для какого вида деятельности ресурсы необходимы, какие именно ресурсы и в каких объемах с тем, чтобы в дальнейшем определить необходимые для этого финансовые затраты и заложить их в смету. Кроме того, такое представление позволяет «вписать» эти виды деятельности в структуру образовательной организации. В упрощенном варианте структура потребности в ресурсах может быть представлена
    следующим образом.
    Ресурсное обеспечение осуществления внебюджетной деятельности представлено в таблице на слайде

Этап

Необходимые ресурсы

Разработка сметы внебюджетных доходов и расходов

труд работников, осуществляющих
данную деятельность;
необходимые материалы;
услуги;
содержание помещений, в которых
осуществляется деятельность;
и т. д.

Осуществление внебюджетной деятельности

Распределение доходов от
внебюджетной деятельности

Осуществление расчетов с
налоговой системой


И все необходимые ресурсы должны быть качественно и количественно определены и учтены, а в смете доходов и расходов предусмотрены средства для их оплаты. Чем точнее это будет сделано и чем лучше обосновано, тем меньше вопросов возникнет и у проверяющих учреждений, и у работников образовательной организации, которые должны будут взять на себя дополнительную нагрузку в связи с осуществлением внебюджетной деятельности вместе с бюджетной.

  1. Для того чтобы весь процесс внебюджетной деятельности функционировал правильно и не вызывал дополнительных вопросов, он должен соответствовать действующему законодательству, подзаконным актам и быть соответствующим образом оформлен необходимыми решениями в пределах компетенции образовательной организацией. Следует иметь в виду, что самостоятельное «распоряжение», о котором упоминается в связи с внебюджетными средствами, означает «самостоятельное принятие решений» о распоряжении этими средствами. А раз решения должны приниматься, то должен быть установлен порядок их принятия: кто принимает, куда могут быть направлены средства, какова процедура принятия, как оформляется решение и т. д.

Считаем важным, что для нормальной организации внебюджетной деятельности должны быть приняты решения, как минимум, по следующим вопросам:
1) в уставе образовательной организации должны быть указаны те виды внебюджетной деятельности, которые может осуществлять организация;
2) должен быть установлен порядок разработки сметы доходов
и расходов по внебюджетной деятельности;
3) должно быть разработано и утверждено положение о порядке
осуществления внебюджетной деятельности в образовательной организации;
4) должен быть определен порядок распределения доходов от
внебюджетной деятельности, в том числе отражающий установленные ограничения;
5) должен быть установлен порядок оформления документов
для взаимодействия с налоговой системой в части внебюджетной деятельности и т. д.


Мы выполнили, указанные требования на основе следующей нормативной базы, которую вы можете видеть на слайде.

Трудового Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона РФ от № 2300-1 «О защите прав потребителей», СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Мы приняли необходимые решения и теперь можем утверждать что:
осуществляемая внебюджетная деятельность является уставной;
смета доходов и расходов разрабатывается, утверждается и
корректируется;
доходы от внебюджетной деятельности распределяются обоснованно;
ресурсы, расходуемые на осуществление внебюджетной деятельности, учтены верно;
труд работников, осуществляемых внебюджетную деятельность, оплачен в соответствии с принятым порядком;
все необходимые документы, подтверждающие принятие решений по указанным направлениям, приняты в рамках прав образовательной организации и в соответствии с уставом.

Важно и то, что самостоятельно распорядиться прибылью можно также только в соответствии с уставом образовательной организации и принятыми на его основе положениями. Такие документы в нашем детском саду, утверждаются Советом образовательной организации, и за их исполнением осуществляется строгий контроль. Впрочем, вся финансовая сфера деятельности образовательных организаций является объектом строгого контроля со стороны многочисленных контрольных и надзорных органов.
В заключение следует отметить, что прибыль, полученную в результате осуществления самостоятельной уставной деятельности, мы используем по нескольким направлениям:
для развития внебюджетной деятельности, т. е. расширения
базы для ее осуществления;
для восполнения недостатка бюджетного финансирования,
инвестирования доходов в обеспечение и развитие образовательного процесса;
на иные, предусмотренные уставом образовательной организации цели.
Таким образом, самостоятельное распоряжение доходами от
внебюджетной деятельности предполагает определенную организацию внебюджетной деятельности, ее всестороннее ресурсное обеспечение и установление порядка осуществления различных видов
деятельности в рамках ее осуществления.

Остап Бендер знал 400 относительно честных способов отъема денег у населения, я попыталась представить 401, который может применить каждая образовательная организация, т.к. современная экономика позволяет действовать в рамках законодательства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. Из опыта работы.

Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи."Встреча с интересным человеком"....

«Роль семьи в реализации проектного метода в специфике ДОУ». (из опыта работы)

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

Метод сказкотерапия в доу. (из опыта работы)

Эффективность метода сказкотерапии я определила по следующим показателям:— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;— они научились снимать физическое и психическое напряжение;—...

Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности"

Консультация для педагогических работников "Формы и методы привлечения родителей  к участию в  образовательной деятельности"...

Доклад к педсовету на тему: Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться...

Образовательный проект с использованием современных форм и методов привлечения дошкольников к чтению

В наш век новых информационных технологий  книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютер...