"Методика руководства наблюдения на прогулке в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (старшая группа)

Данная методика рассказывает о роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

629828, ЯНАО,  г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82

E-mail:yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП  8905026722/890501001

Городское методическое объединение воспитателей:

секция «Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста»

«Методика руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте»

Подготовил: воспитатель  

        Шилец Татьяна Сергеевна

2024

        Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений на прогулке за природными объектами. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Классифицируют наблюдения по продолжительности  кратковременные и длительные. В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение  частей, характер         поверхности. Для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. По форме организации наблюдений: существуют индивидуальные, подгрупповые и  фронтальные. Основная задача воспитателя — сформировать у детей  элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки.

        Остановимся более подробно на методике руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте. 

        В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом объекте. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, педагог  читает отрывки из художественных произведений.

        При наблюдении за ростом и развитием растений или сезонными изменениями природы воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения.  В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим миром. У детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.

        В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, лес зимой и осенью). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на некоторых отражены         существенные         их         стороны.
Например, наблюдая за разными деревьями, они обнаруживают, что у лиственницы иголки осенью желтеют или не все деревья осенью становятся желтыми. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в своих рисунках, поделках.

        Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.        
        Таким образом, руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя к проведению самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать познавательную деятельность детей, и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Спасибо  за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Изобразительную деятельность  детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

система наблюдений на прогулках(для детей дошкольного возраста).

                                 Пояснительная записка.Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциа...

система наблюдений на прогулках(для детей дошкольного возраста).

                                 Пояснительная записка.Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциа...

Условия руководства с-р-и детей старшего дошкольного возраста

В данном материале рассказывается об условиях, необходимых для руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ и основных задачах руководства...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.

В моем материале содержится методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Пожарные" для детей 5-7 лет по четырем разделам:1. Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.2.Пер...

Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста по сезонам (осень, зима, весна, лето и целевые прогулки)...