Анализ системы образовательной деятельности
учебно-методический материал

Ольга Михайловна Соловьёва

Цель: выявление качества организации образовательной деятельности по формированию экологической культуры дошкольников.

Методы проверки:

  1. Анализ комплексно-тематических и календарных  планов работы воспитателей.
  2. Беседы с педагогами. Опрос «Оценка профессиональных знаний педагогов по экологическому воспитанию детей».
  3. Анализ организации образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
  4. Анализ РППС.
  5. Анализ работы с родителями к экологическому воспитанию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по итогам тематической проверки

«Анализ системы образовательной деятельности

по экологическому воспитанию дошкольников»

Согласно годового плана работы МБДОУ д/с № 423 на 2022-2023 учебный год

был проведен анализ системы образовательной деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель: выявление качества организации образовательной деятельности по формированию экологической культуры дошкольников.

Сроки проведения: 20 февраля по 7 марта 2023 года

Методы проверки:

  1. Анализ комплексно-тематических и календарных  планов работы воспитателей.
  2. Беседы с педагогами. Опрос «Оценка профессиональных знаний педагогов по экологическому воспитанию детей».
  3. Анализ организации образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
  4. Анализ РППС.
  5. Анализ работы с родителями к экологическому воспитанию детей.

Итоги тематической проверки:

  • Планирование образовательной  деятельности  по экологическому воспитанию.

Комплексно-тематические планы отражают тематику времен года и связанные с ними изменения по наблюдению за объектами живой и неживой природы и не только. В ДОУ разработано перспективное планирование по экологическому воспитанию, согласно авторской программе коллектива «Юные знатоки родной природы» для всех возрастных групп. В методическом кабинете имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, гербариев, в группах большое количество детских работ из природного материала.

В календарных планах расписаны наблюдения на утренним и вечернем кругах, на прогулке: за состоянием снега, сосульками, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с увеличением светового дня, температурой воздуха. В группах имеются картотеки прогулок по временам года: В целях и задачах организованной, самостоятельной  и совместной деятельности с детьми прослеживается системный подход, возрастные особенности детей дошкольного возраста. Например, для старшего возраста - это установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. Также планируются беседы, пальчиковый тренинг, дидактические и подвижные  игры, природоведческого характера, дежурство в уголке природы. В системе планируются дидактические (настольные, словесные) игры природоведческого характера.  Педагоги планируют индивидуальную работу с детьми по экологии. Недостаточно планируется работа с родителями и создание условий для самостоятельной деятельности.

  • Опрос по теме «Экологические знания о природе» выявил высокий уровень педагогических компетенций воспитателей по организации экологического воспитания дошкольников.

Старшими воспитателями, в течении года, проводится организационно-методическая работа с кадрами:

- семинар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»;

- консультации по организации прогулок и разработке проектов экологической направленности;

- мастер-классы «Квест на природе», «Экологический маршрут»;

- запланирован педагогический совет по экологическому воспитанию дошкольников.

Благодаря повышению квалификации воспитателей на вебинарах, курсах повышения квалификации по теме: «Экология», проведению мероприятий по изучению природы родного края, создание библиотеки методической литературы и обзору книг природоведческой направленности, на еженедельных планерках, специалисты ДОУ владеют методикой экологического воспитания дошкольников и умело используют ее в работе с детьми.

  • Организация образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Педагоги используют в своей работе инновационные технологии: проектная деятельность, квесты, экологические маршруты и т.д. В рамках реализации тематических проектов в группе № 5, согласно комплексно-тематического планирования были реализованы детские проекты: «Овощи на нашей грядке», «Фрукты нашего сада», «Домашние животные в моей квартире», «Дикие животные зоопарка», «Домашние птицы у бабушке в деревне», «Деревья нашей улицы», «Цветы на клумбах детского сада».

При организации НОД используются разнообразные формы проведения занятий с учетом возраста детей и решаемых задач. В основном - это игровые формы. В совместной деятельности  воспитатели  играют с детьми в различные подвижные игры природоведческого характера, такие как: «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса», в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая радость способствует повышению интереса к природе.

Во второй половине дня проводились дидактические игры, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.

Дети часто выбираю игры: «Где какой цветок?», «Когда это бывает?», «Посади бабочку на нужный цветок», «Какая природа весной?», «С какого дерева детки?», «Мы были в лесу», «Кто, что ест?», «Когда это бывает?», «Угадай по описанию», «Собери цветок», «Назови весенние месяцы», «Весенние первоцветы», «Краски весны», «Кода это бывает?», «Приметы весны», «Что лишнее?», «Найди различия», «У кого какое жилье?», «Найди по описанию».

В течении дня с детьми проводятся беседы по экологическому воспитанию:

  • «Опасность в природе», «Съедобное – несъедобное».
  • Лекарственные растения НСО, животные, живущие в нашем лесу и другие.

С детьми проводились ситуативные разговоры на темы:

«Расскажи медвежонку, почему нельзя рвать цветы на клумбе», «Осторожно насекомые» - «Почему змеи – опасно!», «Что мне нравится весной?», «Хороши поступила Юля, сорвав цветок?», «Если вы раздавили божью коровку», «Почему нужно поливать огород?»

Большое значение для воспитания у детей любви к родной природе, развитие речи, имеет ежедневное общение с книгами о природе. В группах традиционно планируется и проводится ежедневное чтение.

А также воспитатели, ежедневно, наблюдают вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. В процессе игровой деятельности дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. 

По результатам посещений НОД, бесед с детьми можно сделать вывод о том, что дети успешно осваивают ОП МБДОУ д/с № 423 и на высоком уровне организована деятельность со старшими дошкольниками в рамках программы «Юные знатоки родной природы». Благодаря организованной образовательной деятельности дети (100%) с желанием рассказывают о богатстве природы НСО, знакомы с многообразием животного и растительного мира родного края. 89% детей знают правила поведения в природе, на практике (из наблюдений за детьми) 47% - соблюдают правила поведения в природе. Дети общеобразовательных групп (67 %) отвечают на вопросы педагога полными ответами. Старшие дошкольники групп комбинированной направленности (45%) затрудняются в полных ответах на вопросы взрослого.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Во всех группах создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с возрастными особенностями детей ФГОС ДО, происходит обогащение среды согласно ФОП ДО.  В экологических центрах групповых комнат имеются календари природы, где дети фиксируют сезонные изменения в природе и погоде, рисуют схемы-изображения погодных условий, помещают тематические рисунки и поделки из природного материала. Также имеется наличие художественной и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей и наличие иллюстративного материала (картины, фотографии т.д.).

В центрах природы, в каждой группе, имеются инструменты для ухода за растениями (рыхления, мытья, полива). Комнатные растения в группах старшего возраста разнообразны, они представлены разными экологическими группами: растения засушливых мест – алоэ, кактусы (старшая группа), влажные районы – бальзамин, традесканция, бегония (младшая, средняя группа), умеренного пояса – фиалка, хлорофитум. Для наблюдения за ростом растений в каждой возрастной группе планируется в марте «огород на окне», где будут высаживаться растения в соответствии с программой и возрастом детей. Подготовлены дневники наблюдения и схемы роста растений в 6, 8, 7 и 2 группах.

Во всех группах имеется центр экспериментирования в соответствии возрастным особенностям детей данных возрастных групп. Не во всех группах в достаточном количестве имеются разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д.; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д. Имеются картотеки опытов и экспериментов в 8,6,2,7 группах.

  • Анализ работы с родителями по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников – это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, праздники, размещаем стендовую информацию и нетрадиционные: квесты, экологические маршруты, акции и т.д.

Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, создании экологической тропы на территории ДОУ, сбору природного материала для гербария.

В ДОУ проведены с детьми праздники и развлечения на темы, связанные с природой (Праздники Осени, фольклорные праздники «Проводы зимы» и др.). С родителями проведены собрания, экологические квесты, экологические маршруты, викторины, экологические акции ДОУ «Чистая территория», «Посади цветы» и ежегодно организуется участие семей в городских акциях «Добрый урожай», «Школы и садики за раздельный сбор отходов» и другие.

Наглядная информация, книжки-раскладушки природоохранного содержания располагаются во всех приемных групп.

Для родителей воспитанников был организован конкурс по изготовлению леп-буков по теме экология. По итогам конкурса, семьи воспитанников 9, 5 и 6 групп были награждены грамотами и наборами по уходу за комнатными растениями.

Родители (57%) отмечают праздники и развлечения, как одну из эффективных форм воспитания экологической культуры детей. 87% выделяют квесты и экологические маршруты.  Большинство родителей (98%) считают, что совместные мероприятия педагогов с семьями воспитанников воздействуют на эмоциональную сферу личности ребенка. Проблемные квесты, по их мнению, позволяют эмоционально вовлечь ребенка в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Выводы:

Системные занятия по экологическому воспитанию способствуют формированию экологической культуры дошкольников.

  • У 65% детей существует интерес к объектам и явлениям природы, к природе своего края.
  • 56% детей старшего возраста стали бережнее относиться к природе, стремятся к правильному и культурному поведению.
  • у 63% детей появилось желание к исследованию объектов природы, они научились проводить несложные опыты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
  • 59% детей могут объяснить взаимосвязи в природе,
  • у 63% детей старшего дошкольного возраста повысился лексический запас, в речи воспитанников появились предложения более сложной синтаксической конструкции.
  • Семьи воспитанников (65%) стали активными участниками природоохранных акций и конкурсов

Анализируя работу с семьей было отмечено, что наиболее часто используемыми формами взаимодействия являются: совместные мероприятия: квесты, экологические маршруты, индивидуальные беседы, консультации.

Анализ наглядной информации для родителей в группе показал, что наглядная информация меняется систематически в соответствии с планом работы.

Рекомендации:

  • Обогатить центры экспериментирования современным оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности;
  • Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера, викторины, КВН;
  • Использовать в работе с детьми по экологическому воспитанию современные образовательные технологии: экологический маршрут, технологии проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии моделирования, кейс – технологии.

Старший воспитатель ________________________________  О.М. Соловьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ранний возраст)

для проведения проверки в группе раннего возраста "Анализ НОД" ...

Критерии психологического анализа воспитательно-образовательной деятельности

Критерии и диагностические карты для проведения педагогом-психологом ДОУ психологического анализа воспитательно-образовательной деятельности....

Сравнительный анализ мониторинга образовательной деятельности в динамике за три года.

Представлена диаграмма результатов освоения обучающимися воспитанниками образовательной программы и показатели динамики их достижений в динамике за  три года....

Анализ воспитательно - образовательной деятельности за 2012-2013г

В 2012- 2013 учебном году были поставлены следующие задачи: 1.Охрана жизни и укрепления физического и психологического здоровья детей.                ...

Анализ непосредственно образовательной деятельности

Воспитательно-образовательное значение непосредственно образовательной деятельности определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соо...

Анализ воспитательно-образовательной деятельности

В данном анализе указано содержание той воспитательно-образовательной деятельности,которая была проведена с детьми подготовительной группы за 2014 -2015 учебный год....

Анализ воспитательно-образовательной деятельности В 1 младшей группе «А» МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» за 2012-2013 учебный год.

Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детск...