Сообщение на тему:«Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию»
материал

Рязанова Светлана Федоровна

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые и дидактические игры на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

 

Сообщение на тему:

«Дидактические и пальчиковые игры с детьми младшего возраста по речевому развитию»

Подготовил: воспитатель

                        I кв. категории

                         Рязанова С.Ф.

г. Оренбург, 2022г.

«Истоки способностей и дарования детей –

                                               на кончиках их пальцев.

От пальцев образно

                                                                       говоря, идут тончайшие ручейки, которые

                                                                питают источник творческой личности»

                                                                                                   В.А.Сухомлинский

             

 Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей.

     С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии

речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов

развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и

этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

  В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются пальчиковые и дидактические игры на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

C:\Users\Фотина\Downloads\shema-receptorov-na-kistyah-ruk-600x259.jpg

Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе всего организма

        Задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

Возрастная группа

1,5–4 года (первая и вторая младшие группы)

4–5 лет (средняя группа)

5–7 лет (старшая и подготовительная группы)

Задачи

  • Развитие координации движений;
  • формирование чувства ритма;
  • развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их.
  • Совершенствование мелкой моторики;
  • формирование способности соотносить слово с действием;
  • развитие внимания и памяти (непроизвольной);
  • обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.).
  • Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;
  • развитие двигательных способностей кисти;
  • развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Виды пальчиковых игр

Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строится на характере воспроизводимых движений:

  • Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.

C:\Users\Фотина\Downloads\opisanie-igr-600x414.png

В этой игре по команде меняется положение кистей рук

  • Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами.

Описание упражнений «Сарай» и «Дом»

Описание упражнений «Сарай» и «Дом»

В статических упражнениях необходимо точно изобразить «фигуру» при помощи пальцев

  • Пальчиковые упражнения динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

В динамических упражнениях пальцами и кистью имитируются движения птиц

По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на 3 вида:

  • Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.

Пальчиковая игра «Ножки»

Дети выполняют движения ладонями и пальчиками под стихотворение про ножки

  • Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.

Пальчиковая игра «Повстречались»

В игре «Повстречались» пальчики представляются различными зверятами

  • Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет.

Пальчиковая игра «Репка»

В пальчиковой игре инсценируется часть сказочного сюжета про репку

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

  • мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
  • специальные полотна и досочки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

     Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:

- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;

- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст;

- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст;

- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

- Используйте максимально выразительную мимику.

- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

- Постепенно заменяйте упражнения новыми.

- Проводите занятия весело.

- Не принуждайте ребёнка

       Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.

    Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов  и воспитателей. Чтобы маленькие  дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

    Для обучения через игру, кроме пальчиковых игр, созданы еще дидактические игры и упражнения. Главная их особенность  состоит в том, что задание  ребёнку предлагается в игровой  форме. Дети играют, не подозревая, что  осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными  предметами, учатся культуре общения  друг с другом.

   Формирование дидактической игры у детей раннего  возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей  с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

   Дидактические речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный характер. Такие игры не требуют глубоких знаний в области педагогики, поэтому с большим успехом могут быть использованы родителями. Благодаря таким играм у малышей развивается тяга к словотворчеству, они с успехом овладевают родной речью.

   Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий.

В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:

1.        Обогащение словаря

2.        Формирование грамматической культуры

3.        Формирование звуковой культуры

4.        Оформление связной речи

Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:

     • Значительно увеличивают словарный запас;

     • Способствуют развитию связной речи;

     • Учат составлять рассказ;

     • Позволяют формировать правильное произношение звуков;

     • Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.

           Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире. Они не требуют специальных дорогостоящих материалов. А в словесные игры можно играть в любом месте. Главное в таких играх – владение речью. Если родители с ребенком едут в транспорте или стоят в очереди, то в это время могут поиграть в данные игры. Тогда время будет проведено с огромной пользой.

Основные виды дидактических игр.

      В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры  с предметами.

     В играх  с предметами используются игрушки  и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в  играх усложняются: ребята упражняются  в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что  очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. 

      В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят. 

    В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

    Настольно-печатные игры.

    Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие  задачи, которые решаются при их использовании.

    Подбор  картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

    Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. 

         Словесные игры.

    Словесные игры построены на словах и действиях  играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретённые ранее  знания в новых связях, в новых  обстоятельствах.

    В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в  пространстве.

Структура  дидактической игры.

    Независимо  от вида дидактическая игра имеет  определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

    Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными  игровыми действиями. Например, на  занятии с игрушками, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе. На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; 

- на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс;

- на третьемсобака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; 

- на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

    На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать;

- на второмрубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень;

- на третьемстол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо:

- на четвёртомсуп, каша, хлеб;

- на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.

    Обязательным  компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в  ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.

    Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

    Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

   Игровые действия.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

    Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

    Пальчиковые и дидактические игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Список литературы:

1. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

2. Алексеева М.М., В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. « Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

4. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва

5. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.                                  

6. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1986, - 128 с.

7. Зворыгина Е.В. и др., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада..; Под ред. Новоселовой С.Л.. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.

8. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста: Метод. Пособие / Г.М. лямина – М.: Айрис-пресс, 2005

9. Сорокина А.Н. «Дидактические игры в детском саду», 1982 г. Москва

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

Картотека пальчиковых игр по

развитию речи в младшей группе детского сада

Приложение 1

Детские пальчиковые игры про семью

Пальчиковая игра «Семья»
А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)
«Моя семья»
Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Пальчиковая игра «Моя семья»Реклама

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальчиковая игра «Пальцы гуляют»
(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)
Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Игры про домашние заботы и обязанности

Пальчиковая игра «Помогаю маме»
Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Пальчиковая игра «Мамины помощники»
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

Игры про тело ребенка

Пальчиковая игра «Гармонь»
Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
- Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
- Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
- Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Пальчиковая игра «Лицо»
Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

Пальчиковая игра «С добрым утром»
Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

Пальчиковая игра «Часы»
(Имитировать движения по тексту).
Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

Пальчиковая игра «Обновка»
Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Пальчиковая игра «Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.
Как у нашей кошки(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.
Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Разные детские пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Комнатные растения»
Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!
«Мак»
На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками).

Картотека дидактических игр по

развитию речи в младшей группе детского сада

Приложение 1

1. "Что звучит"

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их.

Содержание: Вариант №1. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочерёдно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

Вариант №2. Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему.

2."Вот так произносят звуки"

Цель: Учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.

Оборудование: "Говорящий куб" - где меняются карточки, на которых изображены то насекомые, то животные. то различные предметы.

Содержание: Ребёнок кидает куб говорит слова "Кубик ты катись, катись и скорей остановись" Кубик падает, какая картинка окажется сверху(например лягушка, или комар и т.д.) , ребёнок произносит звуки

3. "Громко - тихо"

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов ( большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т.д.).

Содержание: Воспитатель оказывает 2 машины и говорит: " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите. А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит: "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.

4. "Лошадки цокают копытцами"

Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.

Содержание: воспитатель показывает картинки , дети произносят звуки, которые издают животные, когда идут или бегут. (Лошадки - цок, цок, цок. Слоны - бам, бам, бам. Медведь - топ-топ-топ. Поросята чух-чух-чух. Ёжих пых-пых-пых и т.д.)

5. "Сдуй пёрышко"

Цель: Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.

Содержание: 1вариант Воспитатель предлагает ребёнку взять пёрышко , положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.

2 вариант Можно предложить подуть на маленький кусочек ваты, лежащий на столе на столе и воздухом загнать его в ворота(кубики)

6. "Шар лопнул"

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш).

7. "Летят снежинки" , "Вьюга"

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка " Вьюга".

Содержание: Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга.

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят: у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят: у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.

8. "Назови ласково"

Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"

Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.

9. "Помоги найти маму"

Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

Содержание: У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных.

Воспитатель: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица) . Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т.д.

10. "Эхо"

Правило. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход. Педагог громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи

"Чего не стало?"

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Гномик.

Ход игры: Перед детьми появляется Гномик с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

Вариант 2

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа

единственного числа

Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

Ход игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.

Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.

Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята- утенок.

«Чудесный мешочек»

Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование: Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ход игры. Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

назвать слова на данную букву;

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

"Что где лежит"

Цели:

- закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;

- уточнить знания о расположении предметов в группе;

- закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

"Помоги найти маму"

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов

Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.

Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш или птенец произносит звуки и ставит картинку.

Со старшими детьми можно перевернуть все карточки другой стороной и предложить открывать по две карточки по очереди, кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.

Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей.

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

«Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Оборудование: картинки с изображением различных действий.

Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.

1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).

2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок!

Возьми, Леночка, флажок.

Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.

«Части суток»

Цель: создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.

Игру обычно проводим утром, на ковре. Как дополнительный, стимульный материал сделаны картинки с изображением деятельности детей в различное время суток (ночь – малыш спит, утро – малыш умывается, потягивается или делает зарядку, день – малыш играет или гуляет, вечер – играет дома или идет с мамой домой) .

Начинаем игру с вопроса: Когда мы спим? (после ответов детей, первый ребенок получает картинку «Ночь», одевает ее на себя) .

Продолжаем: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Мы просыпаемся, потягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и идем в детский сад. (Второй ребенок получает картинку «Утро», одевает ее на себя). ДНЕМ все ребята играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). (Третий ребенок получает картинку «День», одевает ее на себя) Ну, а ВЕЧЕРОМ, все ребята бегут к маме! (дети раскрывают руки к объятьям). Потом снова наступает НОЧЬ (дети складывают ладошки под щечку, и закрывают ненадолго глаза). Когда дети научились по картинкам определять части суток и правильно выполняют соответствующие движения.

«Части суток»

Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.

Игровое действие: поиск нужной картинки.

На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки.

Почему ты показал эту карточку?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

«Скажи какой?»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) .

Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание».

Ход: Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).

Усложнение: ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).

«Какое время года?»

Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.

Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста.

Во время сомоизоляции предлагаю вам поиграть с ребенком в пальчиковые игры, для развития мелкой моторики рук....

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста осенью

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста осенью...

Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста, как средство развития речи»

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр....

Презентация для родителей «Пальчиковые игры с детьми младшего возраста»

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук.- Пальчиковые игры способствуют:...

Презентация "Пальчиковые игры с детьми младшего возраста".

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка....

Консультация для педагогов ДОУ "Пальчиковые игры с детьми младшего возраста".

В. А. Сухомлинский сказал: Ум ребёнка находитсяна кончике его пальцев»....