Конспект семинара-практикума «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»
методическая разработка

Сластихина Ирина Юрьевна

В разработке описывается виды здоровьесберегающих технологий которые успешно реализуются в работе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_praktikuma_na_sayt.docx673.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»

Участники: педагоги, старшие воспитатели

Оборудование и материал:

Мультимедиа, презентации: «Здоровьесберегающие технологии», «Кинезиологические технологии»; памятка « Современные здоровьесберегающие технологии».

Цель: Привлечение молодых педагогических работников к применению здоровьесберегающих технологий в практике своей работы.

Задачи:

1.Познакомить участников семинара со здоровьесберегающими технологиями.

2. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

3. Содействовать распространению профессионального опыта педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

План проведения семинара

I блок семинара - теоретический

1.Психологический настрой, игра «Приветствие».

2.Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ: определение понятий «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Здоровьесберегающие технологии».

3.Презентация: Кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками при реализации ОО «Физическое воспитание».

II блок семинара - практический

1.Игра «Фонарики».

2.«Глаз путешественник».

3.«Игровой массаж».

III блок семинара – заключительный

1.Рефлексия «Гусеница интереса и настроения»

Ход семинара

I блок семинара – теоретический (играет музыка)

Психологический настрой, игра «Приветствие».

Слайд 1 Ещё раз Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. И позвольте мне начать наше мероприятие с небольшой игры – настроя. Которая в первую очередь создаёт благоприятный и комфортный настрой на само мероприятие, а так же упражнение которое мы будем с вами выполнять, поможет повысить мыслительную деятельность.

Игра-сонастрой

Как мы знаем, общение комфортно тогда, когда мы хоть немножко знаем друг друга. Когда люди встречаются впервые, они приветствуют друг друга по - разному. Но, как правило, начинают знакомиться с имени. Итак, представляемся своему соседу и произносим слова: Здравствуйте, меня зовут ……..

В общении очень важна энергия. Сейчас мы поможем друг другу настроится на положительные энергии. Я озвучу и покажу упражнение. Прошу всех встать. Вытягиваем руки вперёд, ладони смотрят в центр круга, сжимаем их в кулаки. На каждое моё слово разгибается один пальчик, начиная с большого. (Здравствуйте, желаю, большого, успеха, во всём)

Теперь все вместе проговариваем слова, отводя пальчики.

(Здравствуйте, желаю, большого, успеха, во всём)

Здорово, отлично. Мы познакомились, настроились на общение и разучили упражнение. Прошу присаживайтесь!

«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ».

Хочется озвучить слова советского педагога - новатора, детского писателя, создателя педагогической системы Василия Александровича Сухомлинского. «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

Эти слова используются очень часто на педагогических мероприятиях, согласитесь со мной, что они очень точно определяют вектор стремлений ДУ.

Ведь сегодня тема здоровья, здоровьесбережения актуальна. А особенно актуальна в детских учреждениях. Мы как педагоги, мамы, понимаем, что именно дети определяют будущее страны.

Это и понимает и наше правительство, так в частности Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей ещё в 2011 году. Где, президент особо подчеркнул, что важно усилить внимание к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей и педагогов, а помощь специалистов должна быть доступной, эффективной и своевременной. Основным направлением заседания стали охрана и укрепление здоровья подростков, прозвучали такие ориентиры: От сохранения здоровья детей зависит будущее нации нашего государства. Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития общества.

Ещё раз повторюсь, обеспечение, и регламентирование таких ориентиров закреплено в нормативно-правовых документах: Закон РФ: «Об образовании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указ президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.)

        А что же включает в себя понятие здоровье? Как вы думаете? Предлагаю сформулировать своими словами определение понятия «Здоровье». (отвечают)

Вот несколько определений этого понятия:

«ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние   организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой  и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (Большая советская энциклопедия)

«ЗДОРОВЬЕ» - нормальное состояние, правильное функционирование неподвижного организма.  (Толковый словарь Ушакова)

«ЗДОРОВЬЕ» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном. (Словарь психологических понятий)

«ЗДОРОВЬЕ» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)

которые приняты в научном мире. Каждый найдёт в данных определениях свою мысль. Это и естественное состояние организма, и правильное функционирование неподвижного организма, состояние целеполагающей жизнедеятельности, отсутствие болезней и так далее.

Обращаю ваше внимание на указ президента от 01.06.2012 года за номером 761. Пункт 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни

детей. Речь далее идёт о реализации здоровьесберегающих технологий обучения детей. Конечно, детские учреждения реализуют этот пункт указа, и педагоги применяют их в своей практике. Давайте вспомним, а что же такое здоровый образ жизни. Своими словами. (ответы коллег)

Распространено следующее определение «Здоровый образ жизни» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.  И конечно, во всех детских дошкольных учреждениях отбираются, внедряются, здоровьесберегающие технологии. «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии используют в различных видах деятельности с детьми. Делятся на три группы:

*технологии сохранения и стимулирования здоровья

*технологии обучения здоровому образу жизни

*коррекционные технологии

Так, в технологии сохранения и стимулирования здоровья включаются: ритмика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна.

II блок семинара - практический

Каждый из вас ориентируется в определении назначений каждой из этих технологий. У вас находится табличка «Здоровьесберегающие технологии», находим раздел технологии сохранения и стимулирования здоровья. Задание: следует подобрать соответствующую технологию и заполнить первый столбец таблицы. Вы можете объединяться парами, мини подгруппами. Приступаем. (музыка) Кто готов озвучить результат. Все согласны? (ответы педагогов)

Подробней мы остановимся на пальчиковой гимнастики и гимнастике для глаз. (Педагогам предлагается видео материал из цикла видео-консультации для родителей, упражнения для развития мелкой моторики). Предлагаю разучить упражнения из предложенного цикла.

Первое упражнение. Дождик

Дождик, дождик, поливай-будет хлеба каравай,

(пальчик стучит по ладошке)

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

(ладошки показывают как пекут, затем обе руки всеми пальцами показывают круглешки)

Второе упражнение. Козочка

Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую,

(2 пальца опущены вниз, шагают)

Давай, коза, попрыгаем, ножками подрыгаем.

(2 пальца стучат по двум пальцам другой руки)

А коза бодается, а дедушка ругается.

(рожки вверх, по 1 пальчику на руке, которые грозят)

Здорово, отлично! Следующие упражнения направлены на профилактику нарушений зрения и снятия напряжения мышц глаз. Смотрим, а затем выполняем.

Упражнение. Нарисуем яблоко.

Нарисуем яблоко круглое и сладкое. И большое-пребольшое, очень вкусное такое. (1 раз) А теперь в другую сторону. Нарисуем яблоко круглое и сладкое. И большое-пребольшое, очень вкусное такое. (1 раз)

Уважаемые коллеги, для вас в дополнительных материалах для нашего мероприятия мы подготовили интересную мини картотеку пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз. (обращаю внимание на раздаточный материал)

Ну, а мы, переходим к следующему блоку здоровьесберегающих технологий технологии обучения здоровому образу жизни, в них включены: физкультурные занятия, игровые образовательные ситуации, самомассаж, активный отдых, прогулки.

Итак, поработаем с таблицей раздел технология обучения здоровому образу жизни. (приложение №1) Цель такая же, как в работе с первой таблицей. Кто готов озвучить результат. Все согласны?

Подробней мы остановимся на самомассаже. Благодаря упражнениям для массажа восстанавливается и нормализуется кровоснабжение мышц и кожи, ускоряется обмен веществ, расслабляется тело, проходит усталость и улучшается настроение.

Сейчас мы с вами выполним упражнения. Я буду зачитывать слова, и показывать правильное выполнение действий.

Массаж лица. Летели утки.

Слова

Действие

Летели утки

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести

пальцами по лбу 6 раз

Задели ели

Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка

Ветками качала.

Указательными пальцами

массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

Здорово!  А теперь попробуем выполнить самомассаж кистей рук. 

Слова

Действие

Где ладошка? Тут?

Тут!

Показать правую ладошку.

На ладошке пруд?

Пруд!

Круговые движения левым

указательным пальцем по ладони.

Палец большой – гусь молодой. Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.

А оттуда в живот! Вот!

Махи кистями рук.

Двумя ладонями погладить живот

Здорово, такие с виду несложные упражнения очень важны для организма, но всегда нужно соблюдать принципы: правильного выполнения упражнений, целесообразность, системность.

Переходим к следующему блоку здоровьесберегающих технологий коррекционные технологии, в них включены: артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, фонетическая ритмика.

Итак, поработаем с таблицей, раздел коррекционные технологии.

Приступаем. (музыка) Кто готов озвучить результат. Все согласны?

В памятке вы видите технологическую карту педагога, следует заполнить второй столбец таблицы (приложение №1), записав те технологии, которые вы используете и добавите сегодня в свою работу. Хочу рассказать об одной из педагогических здоровьесберегающих технологий - фонетической ритмике, которую

применяет музыкальный руководитель с детьми разного возраста на своих индивидуальных, подгрупповых занятиях. Данные упражнения развивают межполушарное взаимодействие. (Предлагается видео с комплексом упражнений «Игра с ладошками»)

Мы предлагаем попробовать с вами фонематическую ритмику, и начнем с простого варианта их выполнения. Попрошу всех встать. Будем произносить интонацию удивление: звук О.  Нужно, соединить опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произносится гласный о-о-о, в это время руки поднимаются через стороны вверх и соединяются в кольцо над головой. Приступаем. Повторим 2 раза.

Сейчас мы с вами будем произносить интонацию утверждения: звука У. Руки согнуты на уровне груди, ладони повёрнуты от себя. Произносится гласный звук у-у-у, давящим движением выпрямляем руки вперёд. Приступаем. Повторим 2 раза.

Здорово!

Все представленные технологии направленны на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Но ещё и направлены на улучшение нейронных связей между двумя полушариями головного мозга. А синхронные и несинхронные движения языка и глаз направлены на активацию межполушарного взаимодействия и повышения общего жизненного тонуса, способствуют снятию напряжения и расслабления. Об интересной здоровьесберегающей технологии - Кинезиологии, которая набирает популярность, вызывает интерес у детей, расскажет наш инструктор по физической культуре. (Выступление инструктора)

Как вы поняли кинезиологические упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, профилактику, просты и интересны в применении. И кинезиология относится к коррекционным технологиям. На первый взгляд кинезиология проста в применении и не требует глубоких знаний. Но как оказывается, в этом направлении работает целый ряд медицинских и профессиональных учреждений. Которые подготавливают специалистов – кинезиотерапевтов. Кинезиотерапевт – это специалист, который с помощью воздействия на мышечную ткань может оказывать терапевтическое воздействие на состояние всего организма человека и отдельных его частей. Использует в своей работе лечебную физкультуру, изометрическую гимнастику, электромиостимуляцию и ряд других методик.

III блок семинара – заключительный

Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»

        

Уважаемые коллеги, наше мероприятие подошло к концу. Ну а завершить его я предлагаю созданием гусенечки - интереса и настроения. Гусеница очень перспективное насекомое, ведь рано или поздно она трансформируется в прекрасную бабочку. Так и для нас тема сегодняшнего мероприятия очень перспективная. Мы изучали, отбирали те технологии, которые удобны в работе, пользуются спросом у детей и родителей. Пока гусеничка имеет только голову и выражает настроение и интерес нашего учреждения. Теперь вы подумайте и проанализируйте своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме и выразите его с помощью цветовых маркеров. Обозначения цветовых маркеров:

Красный – всё понравилось, буду использовать в практике

Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно

Синий – понравилось

Чёрный - было скучно

Ну а мы благодарим вас за сотрудничество, и от всего коллектива педагогов нашего учреждения, желаем: пусть ваша ежедневная педагогическая доблесть не опустошает вас, а вливает в вас новые силы, ведь жить здорово – это здорово!!!

Литература:

1.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 48 с.

2.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с.

3.Прокудин Ю.П., Дидоха А.Б. Россия, Тамбовский Государственный университет имени Г.Р. Державина «Проблемные аспекты реализации здоровьесбере-гающих технологий в дошкольном образовании» (tsutmb.ru)

                                                                                                Приложение №1

Памятка «Современные здоровьесберегающие технологии»

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по ФИЗО

Муз-ый рук-ель, Воспитатели

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по ФИЗО Психолог

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели

Логопед

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели Психолог

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа

Элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении

Воспитатели

1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут

Культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели  Инструктор по ФИЗО

Коррекционные технологии

Входит во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут

Должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному

Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО Логопед

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели

Психолог

2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка

Воспитатели

Психолог

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл.возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели,

Инструктор по ФИЗО Логопед

                                                                                        Приложение №2

Памятка «Современные здоровьесберегающие технологии»

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по ФИЗО

Муз-ый рук-ель, Воспитатели

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по ФИЗО Психолог

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели

Логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 

Все педагоги

Гимнастика после сна

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

Игровые образовательные ситуации

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели Психолог

Прогулки

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа

Элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении

Воспитатели

Активный отдых

1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут

Культурно - досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка

Воспитатели

Инструктор по ФИЗО

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели  Инструктор по ФИЗО

Технологии сохранения и стимулирования здоровья это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Направлены на: снижение утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность

Ритмика

проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка

Динамические паузы

проводятся во время НОД, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включаться элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности

Релаксация

задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. Проводятся в помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Пальчиковая гимнастика

проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции

Гимнастика для глаз

проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз

Дыхательная гимнастика

проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом

Гимнастика после сна

проводится ежедневно после дневного сна 7 -10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание, полоскание горла отваром трав.

Технологии обучения здоровому образу жизни - это технология воспитания культуры здоровья детей. Направлена на формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний по безопасному поведению, а также умение оказывать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь

Утренняя гимнастика

проводится ежедневно 7-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки

Физкультурные занятия

проводятся 3 раза в неделю по 25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные оздоровительные)

Серия игровых образовательных ситуаций

направлены на формирование представлений о здоровом образе жизни. Проводятся 1 раз в неделю в свободное время.

Самомассаж

это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм. Проводится ежедневно в течение дня

Активный отдых, прогулки

(физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). Прогулки проводятся ежедневно в первой и второй половине дня.

Коррекционные технологии направлены на снятие психоэмоционального напряжения, призваны мягко влиять на поведение ребенка

Артикуляционная гимнастика

упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения

Технология музыкального воздействия

используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия

позволяет быстро победить стресс. Лечит застарелые обиды, не дающие развиваться дальше. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми

Цветотерапия

воздействие разнообразно окрашенным светом с целью смены настроения, снятия эмоционального напряжения

Фонетическая ритмика

это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)

                                                                                        Приложение №3

Виды кинезиологических упражнений для рук

«Гусь»

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать к друг другу. Указательный палец согнуть и примкнуть к большому.

«Курочка»

Ладонь немного согнуть. Указательный палец упереть в большой. Остальные полусогнутые пальцы примыкают веером к указательному.

«Петух»

Ладонь поднять вертикально. Указательный палец опереть о большой. Остальные пальцы расставлены и подняты вверх. Это «гребешок».

«Лошадка»

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя гриву лошадки. Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши. Затем ладони поменять.

                                                                                        Приложение №4

Картотека гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо.  (Часто моргают веками.)

Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше. ( Встают и глаза поднимают вверх.)

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.  (Поморгать глазками)

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. ( Смотрят вверх.)

Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз.)

Только нас не замочи. ( Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Литература:

1.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 48 с.

2.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с.

3.Прокудин Ю.П., Дидоха А.Б. Россия, Тамбовский Государственный университет имени Г.Р. Державина «Проблемные аспекты реализации здоровьесбере-гающих технологий в дошкольном образовании» (tsutmb.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми с нарушением зрения...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное ра...

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний...

Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

quot;Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...

Семинар - практикум «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ».

Суть здоровьесберегающих технологий.Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образов...