ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМИ ПРОЕКТАМИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
статья (подготовительная группа)

Сысоева Оксана Павловна

В статье представлен эффективный опыт управления развитием сетевыми межрегиональными проектами гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи в рамках реализации деятельности сообщества «#ПедагогиПатриоты». Раскрыты основные принципы и механизмы сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями культуры, спорта, науки, образования и бизнеса

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 37.035.461

 «ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМИ ПРОЕКТАМИ

ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

О.П. Сысоева – педагог-организатор

1ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ», г. Санкт-Петербург, Россия

gorlizza@mail.ru

Аннотация. В статье представлен эффективный опыт управления развитием сетевыми межрегиональными проектами гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи в рамках реализации деятельности сообщества «#ПедагогиПатриоты». Раскрыты основные принципы и механизмы сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования с учреждениями культуры, спорта, науки, образования и бизнеса.

Ключевые слова: сетевое сообщество, проект, инновационный продукт, дорожная карта, преемственность, событийность, модель управления, патриотическое воспитание.

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы связано с решением важнейшей задачи современной государственной политики Российской Федерации: обеспечение высоконравственного развития и воспитания личности гражданина. Роль воспитания в этой связи исключительна и уникальна. Воспитание является важным социальным институтом, через который возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. Патриотическое воспитание стало фундаментом для системы образования. А сетевое взаимодействие является важнейшей составляющей реализации программ основного и дополнительного образования! Это отражено в нашем законодательстве и в повседневной жизни общества.

Основным направлением деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности» является дополнительное образование и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи.

Важнейшей задачей образования является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе объединяющей роли традиционных ценностей народов Российской Федерации, российской самобытности, развития национального самосознания и культурной идентичности [1].

Понимание значимости этой задачи, важности ее реализации через развитие межведомственного взаимодействия, объединение учреждений, реализующих сетевые формы взаимодействия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание, а также накопленный опыт сотрудничества с регионами страны и городами стран ближнего зарубежья стали стимулом для реализации программы деятельности сетевого сообщества «#ПедагогиПатриоты», https://vk.com/pedagogipatrioty.

Современные исследователи констатируют некоторые вызовы отечественного общественного развития, которые оказывают непосредственное влияние на воспитание детей:

  • специальная военная операция и нестабильность политического и экономического развития;
  • интенсификация процессов миграции;
  • кризис традиционной семьи;
  • стремительное развитие потребительского общества;
  • возрастание роли СМИ, «информационные войны»;
  • проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни;
  • деструктивное идеологическое воздействие на граждан России [2].

Даже анализ этого далеко не полного списка современных вызовов отечественного общественного развития показывает в какой противоречивой и сложной обстановке происходит развитие личности современного ребенка и подростка. Следует отметить, что некоторые из названных вызовов существуют уже продолжительное время, другие проявили себя в своей полноте лишь недавно.

Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования привели к изменениям ценностных ориентаций и сформировавшихся ценностей у подрастающего поколения, запустив тем самым процессы развития нового ценностного сознания и поведения личности. С ростом информированности подрастающего поколения отмечаются определенные трудности в понимании современными подростками сущности гражданско-патриотических ценностей.

Не секрет, что в длительное время патриотическое воспитание происходило весьма формально, да и термин этот был не популярным. Мы получили поколение, не знающее свою историю и своих героев. Объединяя активных, думающих педагогов патриотов страны, партнеров стран ближнего зарубежья, управляя сетевым сообществом удалось реализовать практику управления сетевыми проектами, создать условия преемственности детского сада, школы и учреждений дополнительного образования, транслировать инновационные идеи и решения.

В основу была положена идея сетевого и межведомственного взаимодействия. Мы создали сетевое сообщество на паритетном принципе управления, где все участники на равных разрабатывают сами или совместно с партнерами социально-значимые проекты, а также поддерживают проекты, которые предлагают наши коллеги. В основе деятельности лежат договора сетевого взаимодействия между организациями и совместная реализация Дорожной карты, совместного плана действий, который ежеквартально обновляется. Роль Центра гражданско-патриотического воспитания, находясь наравне со всеми партнерами, быть чуть впереди, координировать и подавать пример, обучать, оказывать методическую поддержку, проводить круглые столы, рефлексивные группы, семинары-практикумы.

Выстраивая горизонтальные и вертикальные связи с учреждениями культуры, спорта, науки и образования, бизнеса были использованы механизмы управления, которые составляют Программу деятельности сетевого сообщества по реализации патриотических межрегиональных проектов «Что мы Родиной зовем?» для дошкольников, «МЫ граждане большой страны!» для школ. Сотрудничая с фондами и бизнесом, мы приступили к реализации всероссийского проекта «Дорогами войны к Великой Победе!», посвященного прославлению машин Победы.

Важными партнерами стали семьи, являясь постоянными участниками всех событий. Каким увидели дети символ нашего сетевого пространства? В фокусе внимания цветок, символизирующий мир, добро и домашнее тепло, жизнь как колос, дающий побеги и плоды, свет и дружбу. Взрослые выбрали сильное и говорящее название сетевое сообщество «#ПедагогиПатриоты»!

Организационной особенностью стал принцип событийности. Находя отклик в своем сердце, сетевые партнеры создают значимые проекты и события, которые подчеркивают их индивидуальность и особенность! Это конкурсы, телемосты, фестивали, марафоны, акции и другие простые и понятные практики.

Например, по просьбе Центрального музея железнодорожного транспорта РФ для экспозиции, посвященной Блокаде Ленинграда, мы совместно организовали конкурс «Макет блокадного зоосада», лучшие макеты в уже сейчас помогают начать экскурсии для детей и на понятном уровне раскрыть сложную тему блокады. А коллеги из Луганска организовали и провели акцию «Дети за Мир, дети против войны». В ней наши коллеги хотели выразить свою боль, и стремление к миру.

Участвуя в различных событиях Дорожной карты сообщества, каждый примеряет на себя различные роли: Можно быть «Участником» сетевых проектов по выбору. «Организатором» или «Экспертом» в комиссиях различных конкурсов и диагностических исследованиях.

Для осуществления проектов важно материально-техническое оснащение образовательного процесса компьютерными технологиями, владение ими и готовность обучаться[3]. При реализации управленческих задач по оптимизации собственных ресурсов мы пришли к решению проведения совместных мероприятий и событий находя баланс между собственным финансированием и распределением материальных затрат организаций – партнеров, что является важным экономическим преимуществом по сравнению с традиционной реализацией программ. Например, методические семинары и конференции проходят на базе наших партнеров, а наш Центр ведет онлайн трансляцию в прямом эфире, подключая участников из разных городов, осуществляет функцию председателя оргкомитета конкурсов.

Создание и развитие единого информационного пространства является связующим звеном деятельности сетевого сообщества и пронизывает все направления деятельности. Сайт, социальные сети, профессиональный чат являются нашими помощниками и инструментами. Для нас важно не просто привлечь к нашим событиям как можно больше участников, а создать уникальный продукт сетевого взаимодействия. Каждое событие заканчивается значимым действием, выставкой, концертом и награждением участников, видеороликом совместно проведенных телемостов, марафонов и челленджей.

Поддерживая проекты партнеров, сетевое сообщество является продюсером инноваций наших партнеров. В последствии они сами становятся ресурсными сетевыми центрами в своих городах. Мы уже сейчас имеем устойчивые связи с различными городами нашей страны от Уссурийска до Калининграда. Это города ДНР и ЛНР, Крым, и города республика Беларусь и Приднестровья.

Имея многолетний опыт управления сетевыми проектами за год реализации деятельности сообщества «ПедагогиПатриоты» в Центре патриотического воспитания мы создали устойчивую модель управления. За счет уникальности содержания событий, вовлечение в работу целых инновационных команд, детального планирования от идеи до продукта, а также перераспределения ролей в организационной структуре, обеспечено высокое качество деятельности сообщества. Увеличен охват участников событий сообщества и сетевых партнеров. Появились и успешно внедрены инновационные продукты: новые воспитательные практики и педагогические проекты, методические разработки и единое, постоянно развивающееся информационное пространство. Педагоги взвешенно предлагают новые идеи, оценивая их актуальность и реалистичность. Обеспечен достаточный выбор траекторий содержания сетевого взаимодействия, вариативности и доступности в соответствии запросами и потребностями всех субъектов сетевого взаимодействия.

Управляя сетевыми проектами, мы с партнерами развиваемся вместе и выполняем самое главное – сеем зерно любви к своему Отечеству, формируем правильные ценностные ориентиры у детей, работаем вместе на общий результат – нашу ПОБЕДУ!

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 №809 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: clck.ru/3ALGFb
  2. Программа воспитания, социализации и самореализации обучающихся «От Поколения к Поколению» Красносельского района Санкт-Петербурга.  – 2023. С.1.
  1. Давыдова, Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Н. Н. Давыдова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 1. — С. 3–6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

журнал "Практика управления ДОУ"

В середине февраля издательская фирма «Сентябрь» выпустила  пилотный номер журнала «Практика управления ДОУ». Журнал вышел на 80 полосах, тираж пилота составил 10 000 экземпляров....

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия

Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...

Практика наставничества в формировании гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи программы:1) выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;2)  создать условия для развития профессиональных навыков мол...

Педагогический проект «Эффективные практики гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста на тему: Быть здоровым здоровым - это модно!

Проект краткосрочный, возраст воспитанников 4-5 лет,внедрённый. Цель проекта: воспитать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его разными видами деятельности. Конечный продукт п...