Методический совет №4 «Нет земли краше, чем страна наша»
методическая разработка

Галина Васильевна Балабанова

Цель: совершенствовать работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Покровская СОШ» дошкольное отделение

Направление  методического совета:  

«Нет земли краше- чем страна наша»

Доклад:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством  приобщения к истокам народной культуры».

Докладчик: Балабанова Г.В.,

 старший воспитатель.


 Слайд 1.         Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.         

Слайд  2.  Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.          

В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Как сказано в конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает».

        Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества,  это  способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.    Наша основная  задача –  введение нравственно - патриотических начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

             Слайд 3. Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы развить в детях познавательные способности, сформировать высокую нравственность, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к его истории русского народа и его культуре, помогать узнать и уважать свое прошлое, учить ценить свои истоки.

Слайд 4.  Наш детский сад занимается темой национального компонента в образовательном процессе более пятнадцати лет. Через разные виды деятельности  мы формируем представления о многообразии культур народов России, национальных традициях и обычаях.

Педагогический процесс дошкольного учреждения насыщен активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа.

    Новизна опыта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт  дошкольного образования ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

  • в построении взаимосвязанной системы работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработка система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие.
  • в том, что на его реализацию широко используются современные технологии нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
  • создание развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа: мини-музей «Народные традиции», мини - музей  «Изба».
  • Создание методического инструментария: картотека фольклорно- тематических занятий, народных праздников, банк дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа.

          Слайд 5 Цель и задачи

 Цель: Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. 

 

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
 

  • Создать условия в ДОУ для приобщения детей к русской народной культуре.
  • Сформировать  первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни русского народа.
  • Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
  • Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа.
  • Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность,  любознательность.
  • Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения
  • Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.  
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю,  городу, стране.

         Слайд 6. Принципы Организуя образовательную деятельность с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию мы   опираемся на педагогические принципы:

  • Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
  •  Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
  • Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы знания детей накапливались постепенно, с усложнением  изучаемых тем.  
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников, удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
  • Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик
  • Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

 Слайд 7 . Средства

        Одним  из условий формирования представлений дошкольников о русских традициях посредством народной культуры, является соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства развивающей предметно - пространственной   среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа,   способствует накоплению информации.

 

Слайд 8. Для реализации поставленных задач и потребностей дошкольников   в ДОУ создана атмосфера национального быта:

 

  • в группах организованы   фольклорные уголки, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм»,…;  
  • оформлены  уголки патриотического воспитания,  фотоальбомы: «Родной Урал», «Наш дом – Россия»; «Мой – Полевской».
  • уголки театрализованной деятельности представлены театрами различных видов: теневой, пальчиковый, перчаточный, настольный;
  • изготовлены лэпбуки: «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей;
  • приобретены аудио -  видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации;
  • сделан подбор музыкальных народных инструментов,
  • собраны  художественные образцы народно-декоративного творчества.  
  • созданы мини – музеи  «Горница».

 Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой.  Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные.  

Слайд 9 . Методы и приемы

 

      В работе с детьми педагогами используются разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать работу с детьми познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.  

  • Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения,  рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек,…  
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, просмотр мультфильмов, презентаций, наблюдение;  
  • Практические: обследование предметов, экспериментирование, выполнение заданий,  игровые приемы  (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, дидактические игры).

 Слайд 10 .Формы образовательной работы с детьми

  •  образовательная деятельность;
  •  беседы;
  •  чтение художественной литературы: сказки, былины, стихи, потешки;
  • разучивание и исполнение стихов, пословиц и песен о Родине;
  • продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка);
  • рассказы детей о своей семье, о прадедушках, воевавших в ВОВ;
  •  просмотр видеофильмов, мультфильмов;
  • знакомство с песенным фольклором (прослушивание народной музыки и разучивание русских народных песен);
  • организация конкурсов рисунков и поделок
  • игровая деятельность (музыкально - народные игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, хороводные);
  •   Культурно-досуговая деятельность: календарные и народные праздники (Покров ,Рождество христова, колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха).

Слайд 11. Направления  работы

       

       Вся система работы включает  в себя поэтапное, постепенное  воспитание  и развитие ребенка на традициях народной культуры.   Работать по данному направлению начинаем с детьми младшей группы (3-4года). На каждый возраст   разработан тематический план работы на учебный год, построенный на основе парциальной программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».        

       Для решения поставленных цели и задач, в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделили несколько направлений работы с  детьми:

Слайд 13 Первое направление:   знакомство  с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта,     пополняются предметами русского быта созданные в группе  мини-музеи. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Слайд 14 Второе  направление: использование народного фольклора.    Широко используем в работе по приобщению детей к устному народному творчеству    фольклор  во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.  

      В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры.   Песни — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.  

      В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных.  

Ппроизведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

     Слайд 15. Третье направление: знакомство с декоративно-прикладным искусством. Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство - это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

   Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.  

Слайд 16. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.  

          Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы  («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка…) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла

Слайд 17. Четвёртое направление: приобщение детей к народной культуре через игру. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка.   Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес.

Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками.

Неизменным спутником народных игр всегда была песня.  Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

Слайд 18. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.

 Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание   характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.  

Таким образом, использование народных подвижных игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Слайд 19. Пятое направление: театрализованная деятельность. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность.  Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста  имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Слайд 20. Шестое  направление: знакомство с народными праздниками и традициями. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, я преследовала конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как «Рождественские колядки»,   Праздник русской березки»,   «Масленица»,  «Яблочные посиделки», и т.д.

   Слайд 21-23 (Технологии)Согласно    требованиям ФГОС ДО, наш коллектив внедряет новые инновационные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Особенно актуально в свете новых требований становится использование проектной технологии, ИКТ, Сторителлинг, квест – технологии, личностно- ориентированные, лего - конструирование и здоровьесберегающие технологии.

Слайд 24 Педагоги погрузились в изучение  русских народных традиций и обычаев. В детском саду был организован цикл семинаров – практикумов для педагогов «Народные традиции», в ходе которых педагоги углубляли и расширяли свои представления о народных традициях, диссеминировали свой опыт среди педагогов.

Слайд: 25. Педагоги приняли участие в муниципальном фестивале «Музей в чемодане». 

Слайд 26 Конкурс «Лучший центр русской народной культуры».

Педагоги расширили содержание центров, дополнив  их предметами быта,  народными игрушками,  разными видами росписи,  народными куклами в разных народных костюмах. Во всех возрастных  группах- большое разнообразие дидактических игр по данной тематике, изготовленных своими руками и с помощью родителей обучающихся.

Слайд 27.  В ДОУ были организованы развлечения «День русского платка» и «День косоворотки».

Слайд 28 .       В феврале 2024 года прошел городской  конкурс  методических пособий  «Книжка – малышка «Народные традиции».

   

Слайд 29-33Взаимодействие с   родителями

       В приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи.  Неформальный подход к работе с родителями помогает   найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в работе по данному направлению.

      Для родителей (законных представителей) воспитанников детского сада были организованы и проведены:

•        групповые родительские собрания и консультации по теме;

•        семинар – практикум: «Устное народное творчество как средство  

          приобщения дошкольников к русской народной культуре»;

•        мастер – класс: «Кукла – Берегиня»;

•         совместные фотовыставки: «Моя семья», «Хорошо рядом с ней, милой

           мамочкой моей», «Мой герой»;

 •        выставки творческих работ детей и родителей: «Осенняя фантазия»,  

        «Город мастеров», «Под Вифлеемской звездой», «Пасха Красная» и др.;

       

       Родители приняли активное участие в совместных проектах «Платок – символ мира», «Народные традиции», в совместных праздниках: «Широкая Масленица», «Праздник русской березки», «Яблочные посиделки», развлечение «Игры из сундука», «Рождественские колядки», «День Матери», «Капустник».

Слайд 34   в направлении «Социальное партнерство»

На городской образовательной выставке «Шаг в будущее – 2024» мы представили организацию и раскрыли идеи социального партнёрства  в сохранении народных традиций .

Слайд 37. Закрепить представления детей об истории русского, башкирского, татарского народа, их месте проживания на Урале,  об основных видах хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство) помогло социальное партнерство  с Полевским краеведческим музеем.

Слайд 39. Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма. Все эти факторы побудили педагогов создать фольклорный ансамбль «Кудерышки».

Слайд 40 Результативность

  Вся педагогическая деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры дала свои положительные результаты:

  • Выработана система взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.  
  •  Сделана подборка научно - методической литературы, наглядно – дидактических пособий.
  • Создано методическое обеспечение (методическая копилка) для организации образовательной деятельности с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.  
  • Разработаны  и апробированы конспекты НОД, театральных постановок, тематические проекты по темам: «Русская изба», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Русские народные музыкальные инструменты».
  • Приведена в соответствие развивающая предметно – пространственная среда группы:  созданы  фольклорные уголки, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм»;  оформлены уголки патриотического воспитания,  фотоальбомы: «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия».
  •  Изготовлены   лэпбуки: «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей».
  • Приобретены   аудио -  видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации.
  • Сделан подбор музыкальных народных инструментов,
  • Собраны  художественные образцы народно-декоративного творчества.  
  • Созданы мини – музеи  «Горница».

      У детей наметилась положительная динамика развития  социально – коммуникативных  качеств, а также эмоционального отношения к окружающему миру.

Слайд 41 Данные мониторинговых исследований 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы:  

Вывод: по результатам педагогического мониторинга можно  отметить реальный уровень достижений детей и положительную динамику  освоения дополнительных парциальных  программ дошкольного образования. Снижение  среднего уровня на 6 пунктов, а высокого уровня  повышение на 6 пунктов.

Слайд 42 Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.

У детей отмечается активный интерес  к культуре собственного народа и его культурным  традициям.

       Данная  система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

 Перспектива  дальнейшей работы.

  • Продолжить работу по приобщению  к истокам русской народной культуры детей дошкольного  возраста,  через  создание  образовательных проектов при активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
  • Разработать серию методических разработок совместных мероприятий с родителями.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская СОШ»

Патриотический уголок - как средство воспитания дошкольников. Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах

                                       (Из опыта работы)

Подготовила Коростелёва Елизавета Фёдоровна

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

                                       как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский.

Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада.

  В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

  Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.

  Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.

Задачи патриотического уголка:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.

• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

• формировать правовую культуру дошкольников;

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Направления патриотического уголка:

• Моя страна.

• Мой родной край (область)

• Мой город.

• Моя семья.

Оформление патриотического уголка.

Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На воспитателях лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс.

  Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать возраст детей.

Содержание патриотического уголка.

1 – я и 2 - я младшая группы

На данном этапе у детей формируются представления детей о детском садике, о своем городе, воспитываются  чувства любви и заботы к своей семье и другим людям. Формируются знания о труде работников дошкольного учреждения, даются первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, бересты).

Содержание уголка:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Русские народные игрушки

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

• Альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Средняя группа

У детей среднего возраста формируется интерес к культурным традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе, улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне); о народных героях; российских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, гимн)

• Портрет президента

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город»;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

• Генеалогические древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, растительный мир России;

• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;

• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Старшая и подготовительная группы

В данных возрастных группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.

Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, карта области, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Мои права» и др.;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Конвенция о правах ребенка (в картинках);

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Генеалогические древа детей;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности.

  Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется.

  Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Новокузнецк», дидактические игры климатических и природных зон, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.

  С целью правового воспитания детей, пополнила уголок дидактическими играми, развивающими пособиями, создала для детей «Конвенцию по правам ребенка» в картинках и стихах, альбом детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей. Разработала цикл занятий по данной теме и перспективное планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.

  Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества» и «День Победы»

  С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических праздников, развитию нравственных качеств детей провела для пап праздник «День защитника Отечества», совместно с детьми и родителями создала стенгазету «Папа – мой защитник!», разработала цикл бесед по теме и провела мастер – класс «Открытка для папы к празднику»

  О памяти павших воинах, героях Великой Отечественной Войны совместно с детьми и родителями создала книгу памяти «Гордимся. Славим. Помним» о прадедушках и прабабушках своих воспитанников, которые принимали участие в ВОВ. В рамках этой темы был проведен творческий вечер памяти «Мы помним, не забудем никогда», с участием ветерана ВОВ. Со своими воспитанниками посетила памятное место «Бульвар Героев», разработала и провела цикл занятий и бесед по данной теме. Совместно с родителями и детьми организовала выставку рисунков «День Победы», а также призвала родителей к участию в городском проекте «Дважды победители», в котором собирались сведения о героях ВОВ, родившихся или живших в нашем городе.

Таким образом, патриотический уголок, созданный совместно с родителями становится доступным и родным каждому ребенку. У детей сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю. Расширились представления о городах России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства; развились чувства ответственности и гордости за достижения своей страны, появился интерес к народным традициям, обычаям русского народа; у детей сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; обогатилась предметно-пространственная среда группы.

  Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Покровская СОШ» Дошкольное отделение

 "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"

                                                                                         Подготовила:

                                                                                          Сиряченко Татьяна Николаевна

                                                                                          воспитатель

МБОУ «Покровская СОШ»

2024г.

                                       

                                          «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

 Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

Людям нужны все виды музыки-от простого напева свирели

 до звучания огромного симфонического оркестра,

от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат»

 Д. Шостакович

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Нравственно патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и  мире.

Нравственно - патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.     Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.

Цель работы: Создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на  музыкальных занятиях.

Задачи: 1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

    Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.

  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с социумом.

Это глобальные цели и задачи, и процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса, и в разных образовательных областях.

Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы поделиться своими наработками и своими результатами.

  • Работа с детьми.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях  и при участии в народных праздниках:  «Осенины»,  «Рождественские огни», «Масленица», «В гостях у Матрешки», «Капустные посиделки». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально - ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

    Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».

    Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

    В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить»Ю. Чичкова,«Идет солдат по городу», «Песня о папе»В.Шаинского,«Это папочка мой»Е. Александровой)

2.Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

3.Праздник ко «Дню Великой Победы».

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоиттема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому накануне Дня Победы я провожу цикл занятий «Великие песни-Великой войны», посвященных этому празднику. На своих занятиях к праздникам «День народного единства», «День Победы», «День защитников Отечества» я стараюсь воспитывать в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей.Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А.Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.  Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было  выжить. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…

      Вместе с педагогами ежегодно участвуем в областной акции «Солдатский треугольник». С большим интересом и чувством гордости, дети  мастерят поздравительные «солдатские треугольники» и с таким же чувством,  вручают их ветеранам труда и труженикам тыла, проживающим вблизи нашего детсада.

 4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», «Масленица», День Защиты детей.

  •  Работа с родителями.

Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.  

    Работа по формированию чувства любви к родному краю более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.   

    Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.

    Раз в квартал в каждой группе в раздевалке вывешиваются музыкальные статьи или рекомендации для родителей.

Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.

В нашем детском саду родители всегда принимают активное участие в изготовлении тематических поделок на группах.

И с недавнего времени мы стали организовывать выставку лучших работ, непосредственно в зале, («Осенние мотивы», «Зимние Забавы», «Выставка пасхальных поделок»), что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

  •  Работа с педагогами.

Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими  педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом.  

При подготовке к тематическим праздникам, движения танцев разучиваются сначала и показываются воспитателям, подробно разбираются. Весь репертуар песен, танцев, и сценарий выдается в печатном виде и также подробно разбирается в каждой группе. 

  • Работа в социуме.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

Всем известно, что детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от родного поселка, республики и страны в целом, поэтому в данном направлении мы также проводим работу.

  • участие в тематических  районных  музыкальных фестивалях.
  •  детская библиотека приходит в гости к дошкольникам;
  • взаимодействие со школой искусств: участие школьников в тематических праздниках, как артистов, действующих героев.
  • каждый год, ко Дню Победы проводим акции «Бессмертный полк» и «Солдатский треугольник». Посещаем местный краеведческий музей. Дети знакомятся с историей жизни героев-земляков ВОВ.
  • Вывод: Таким образом, решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,

 эта любовь к близкому, родному переходит в любовь

 к государству, его истории с его прошлым и

настоящим, а затем и ко всему человечеству»

(академик Д. С. Лихачев)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Покровская СОШ» дошкольное отделение

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

на тему: «Познавательно – исследовательские проекты

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Скворцова Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Дата проведения: февраль 2024 г.

     Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам прослушать консультацию на тему: «Познавательно-исследовательские проекты по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

         В связи с происходящими изменениями в жизни общества в современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

        Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства.

       Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

       Сохраняя традиции своего народа, знакомя детей с обычаями других народов, мы расширяем социальный кругозор ребенка, гармонично развиваем его личность.

     Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

       Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

           Под проектом понимается – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, нужно уделять внимание и продумывать организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.

       Проект позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

       Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста может состоят из следующих тематических блоков:

В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».                                                                                                                                            

        В блок «Детский сад»: такие проекты как «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья - детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».                                                                                                        

           В блок «Моя малая Родина» такие проекты, как «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина – город Руза село Покровское».

Блок «Армия России»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Весна Победы», «Наша армия родная», «На границе».

         Проекты, относящиеся к государственно и международным праздникам такие как: «Новый год», «Масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Организация проектной деятельности происходит с учётом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.                                                                     

Требование к проекту:

 Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

Продолжительность проектов:

краткосрочные (от одного дня -до 1-2 недель);

среднесрочные (от 2 недель- до 1 месяца);

и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен презентацией.

Таким образом, проект – это: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация и его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы.

          Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умение и навыков.

         Обычно проект состоит из трёх основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

          Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту приглашаются гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

         Использование проектного метода в целях формирования патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей.                                                                                                                                                

Своё выступление хочу завершить словами К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Нет ничего краше, чем родина наша"

Познавательно-развивающий проект, разработанный на основе программы по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок"....

занятие по развитию речи на тему "Нет в мире краше Добрянки милой нашей"

Дети закомятся с родым городом .Совершают погулку по городу.Изучая достопримичательности города. Выполняя различные задания (по грамоте,артикуляционную гимнастику,составлеия рассказа,выполение дыхател...

занятие по развитию речи на тему "Нет в мире краше Добрянки милой нашей"

Дети закомятся с родым гродом .Совершают погулку по городу.Изучая достопримичательности города. Выполняя различные задания (по грамоте,артикуляциоую гимастику,составлеия рассказа,выполение дыхательную...

Нет земли краше Родины нашей

Сценарий досуга с родителями, где родители принимают активное участие в образах героев постановки....

Презентация "Нет родины краше, чем сторонка наша"

В формате авторского проекта "Гжатская ярмарка" создана презентация "Нет родины краше, чем сторонка наша". На интегрированном занятии закрепляются знания детей об истории создания ...

Методическая разработка плана конспекта комплексного занятия на тему: «Наша планета - Земля» для детей средней группы.

Комплексное занятие для детей средней группы.Основная цель занятия:  Расширение знаний детей о планете Земля с использованием  нетрадиционной формы рисования - пластилинография....

"Нет ничего краше, чем Родина наша" - описание проекта

laquo;Самое действенное воспитание патриотизма, гражданственности основано на героических примерах. Героика непременно должна присутствовать в жизни и воспитании ребенка. Вера в идеалы – один и...