Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально -коммуникативному развитию на тему «Моя родина - Россия» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Задкова Ирина Павловна

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

 Доминирующая образовательная область«Социально – коммуникативное развитие»

Тип: интегрированное.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.  

Формы организации: группа.

Цель:

 Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем селе.

  • Систематизировать знания детей о символике государства.

  • Закрепить название народных промыслов

  • Развивать память, коммуникативные навыки.

  • Воспитывать любовь к Родине, нравственно – патриотические чувства.

Предварительная работа:  

  • Беседы о российской символике.

  • Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.

  • Рассматривание иллюстраций о Москве.

  • Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_moya_rodina_rossiya.docx45.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 17 «Рябинка» пос. Восходящий

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по социально -коммуникативному развитию на тему

«Моя родина - Россия»

в старшей группе

                                                                                        Составила:

                                                                       Задкова Ирина Павловна

                                                                        воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории     

пос. Восходящий

2018 год

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие

 Доминирующая образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Тип: интегрированное.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.  

Формы организации: группа.

Цель:

 Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем селе.
  • Систематизировать знания детей о символике государства.
  • Закрепить название народных промыслов
  • Развивать память, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь к Родине, нравственно – патриотические чувства.

Предварительная работа:  

  • Беседы о российской символике.
  • Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.
  • Рассматривание иллюстраций о Москве.
  • Рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
  • Оформление уголка «Мое село», рассматривание иллюстраций «Достопримечательности села Подозерский», чтение стихов.

Индивидуальная работа: разучивание стихотворений.

Оборудование и материалы: Флаги и гербы разных стран, гимн России, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с изображением: Москвы, берёзы, матрёшки, гжели, хохломы, дымковской игрушкой, диски с фонограммой музыки, электронная презентация слайд – шоу.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня ярко светит солнышко, небо голубое. Давайте поздороваемся с солнышком и со всем, что нас окружает.

Речевая игра «Поздороваемся».

Здравствуй, солнце золотое (дети поднимают руки вверх).

Здравствуй, небо голубое (ещё раз поднимают руки вверх).

Здравствуй, лёгкий ветерок (покачивают руками из стороны в сторону).

Здравствуй, маленький цветок (приседают и начинают потихоньку подниматься).

Здравствуй, утро (правую руку в сторону).

Здравствуй, день (левую руку в сторону).

Нам здороваться не лень (обнимают себя двумя руками).

У всех нас хорошее настроение.

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в незабываемое путешествие. А сначала, пожалуйста, внимательно послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение и рисует одновременно на доске.

Я возьму карандаш,

Нарисую дом, нарисую небо и солнце над ним.

Чтобы было тепло тем, кто в доме живет.

Нарисую трубу, из нее вьется дым.

Я возьму карандаш, нарисую цветы, нарисую кусты и деревья вокруг.

Чтобы вечно была свежесть в этом саду.

Нарисую я дождь из заботливых рук.

Я возьму карандаш нарисую лес,

Нарисую поля и змейку реки.

Чтобы мир и покой был на этой Земле.

Нарисую, как голубь в небе летит.

 - Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (Родине)

Воспитатель: Правильно, ребята, о нашей Родине, о родном крае, о доме в котором мы родились. Родина для человека- это самое дорогое и священное! У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное.

- Как по-другому еще называют такое место? (Родина)

 -Послушайте песню (воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

 -Родина для человека начинается с родного дома, где живёт его семья. Любимый уголок природы, двор, улица, детский сад, где вы играете с друзьями, город, в котором живёте. Всё это Родина. Много есть на свете государств и земель, но одна у человека мать- одна у него и Родина.

- Как называется наша родная страна?

- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия.

Сыграем в игру «Подбери словечко».

Нужно придумать к слову «Россия», подходящие слово. Вспомните, какая она наша Россия. (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

- Замечательно подобрали! В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

  •  Жить – Родине служить. (Тимофей)
  • Родина поучает – Родина выручает. (Яна)
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой. (Женя)
  • На чужой сторонушке рад родной воронушке.
  • Нет краше земли, чем Родина наша. (Алина)
  • Родина – мать, умей за неё постоять. (Кира)
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Саша)
  • Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим. (Родион)
  • На чужой стороне и летом холодно. (Катя)

 -Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.  Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умение защищать её от врагов. 

- Россия. Вслушайтесь в звучание этого слова. Давайте повторим его вместе. В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города.

Стихотворение: (Тимофей)

Россия. Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Вокруг моря, сады и горы,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий как ручей

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь!

 -А как можно сразу увидеть всю страну? (На глобусе, на карте)

- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.

- Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Это - Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей.

 -Ребята, а вы хотите больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие. Чтобы объехать нашу огромную страну, нам понадобятся многие виды транспорта. И для того, чтобы не утомиться в нашем путешествии, мы с вами повернёмся друг к другу и улыбнёмся, да постараемся мысленно настроиться. Все плохое оставим, а с собой возьмём только всё хорошее. Сделаем глубокий вдох носом и забудем вчерашние обиды и злобу, а выдохнем всю свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей! Готовы?

 - Отправляемся, но не на поезде и не на самолете.

Отгадайте загадку:

С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).

-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ритмическое упражнение «Велосипед»:

Ед — ед — ед —едет мой велосипед

Да — да — да — быстрая езда.

Али — али — али — нажимаю на педали.

Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.

Воспитатель: Вот и приехали, и первая наша остановка называется «Государственная».

 -Какой город является главным городом России? (МОСКВА). - фото.

 - Мы с вами оказались на главной площади страны.

 - Как называется главная площадь в Москве? (Красная площадь)

 - Москва начинается с Кремля. В давние времена Кремль был крепостью, поэтому он обнесен высокой стеной. В Кремле находится правительство России.

 - Кто является главой нашего государства? Как его зовут?

- А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение:

Москва – это Красная площадь, (Женя)

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя! (рассматривание картинок о Москве)

- У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы.

- Что это?

-Назовите их? Зачем они нам нужны?

- Гимн, это самая главная музыка в нашей стране.

- Как мы должны слушать гимн России? (стоя)

- Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

 -Давайте положим руку на грудь там, где стучит сердечко и вместе с ним послушаем гимн, в котором поется о любви к Родине - России.

 (Звучит гимн России).

-Когда включают гимн? (на торжественных мероприятиях, на соревнованиях)

Игра «Найди герб России»

 - А сейчас найдите герб нашей страны? (раскладываются изображения гербов, дети находят герб России)

Стихотворение о гербе:

У России величавой (Яна)

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад. На восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Орёл — царь птиц, его сила и зоркость являются символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова обращена на Восток, другая на Запад. Грудь орла украшена щитом с изображением Георгия Победоносца — защитника Отечества, борющегося со змием. Скипетр и держава служат воплощением государственного порядка и верности закону.

- Герб отличительный знак Государства.

Игра: «Кто быстрее».

(Дети собирают из разрезанных кусочков герб России.)

- Найдите флаг нашей страны.

 - Где вы видели такие же флаги, как у нас в детском саду? (в праздничные дни на улицах вывешивают такие флаги).

- А ещё такие флаги, только большого размера бывают на спортивных мероприятиях. Если российский спортсмен занял первое место в соревнованиях, при награждении первым поднимается российский флаг. Зрители, судьи и другие спортсмены выражают уважение к стране, за которую выступал спортсмен или спортивная команда. 

Физкульминутка

Гордо реет флаг российский (махи руками с флагом над головой)

Над моею головой, (правой и левой рукой)

Самый радостный и близкий (руки – вверх, помахать)

Не хочу иметь другой! (качание головой)

С ним душа моя и мысли — (поднятие рук вверх и к сердцу)

Было, есть и будет так! (спокойное опускание рук)

В ноги поклонюсь Отчизне (поклон до земли)

За родной Российский флаг!

- А сейчас продолжим беседу о российском флаге.

 - Сколько цветных полос на российском флаге? (три)

 - Какого цвета эти полосы? (красного, синего, белого)

Внимательно посмотрите на расположение полос.

Стихотворение о флаге:

Белый цвет – берёзка, (Саша)

Синий -  неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

 Воспитатель:

 - Расположение полос на нашем Флаге имеет глубокий смысл. Полосатый трёхцветный флаг впервые появился в России при Петре 1. В те времена это был флаг армии и флота. На Руси цвета имели символическое значение:

красный- мужество, смелость, любовь;

синий- верность, честность;

белый- благородство, откровенность.

 -Но можно и по-другому объяснить присутствие этих цветов на нашем флаге. Красный и белый издавна были любимыми цветами на Руси. Всё, что считалось красивым, называли красным. Всё, что было честным, справедливым, называлось белым. А злоба, зависть, жестокость- наоборот чёрным. Синий же цвет- это цвет неба, цвет воды- рек, озёр, морей. Их на территории нашей страны великое множество.

 -Государственный ФЛАГ - важнейший символ государственной и национальной независимости.

 - Дети, очень важно не перепутать порядок цветов флага: Верх - белый, середина – синий, низ - красный. Если кто- то перевернет флаг, то получится флаг другого государства. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет.

Игра «Собери флаг России» 

-Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.

Воспитатель:

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).

Динамическое упражнение «На прогулку в лес»:

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли. (Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв. (Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки — в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Лес весенний увидали и к нему все побежали. (Бег по кругу).

Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.

-Вот и вышли мы за город. И наша остановка «Лесная». Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это леса, поля, луга. (Тихо звучит музыка с пением птиц).

- Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысяча ладошек. (Дерево)

Отгадайте загадку про одно дерево:

Тонкий стан, белый сарафан.

Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (береза)

- Береза символизирует Россию. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. А появилась береза в России давным – давно и полюбил ее народ за красоту, целебную силу. Цветет она весной, в апреле. Ее семена называют «сережками». Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Березу считали на Руси счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит добро, здоровье.

- больных исцеляли отваром березовых почек. Он успокаивал боль, заживлял раны

- в бане парились березовыми вениками,

- весной пили вкусный и целебный сок, только надо правильно делать надрезы на березе и затем замазать их краской, иначе береза погибнет.

Полезность березы безгранична.

- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки согнули назад.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Сядем с вами в самолет и отправимся в полет.

Полетим мы над лесами,

Над широкими лугами.

Самолет летит и мотор гудит.

 - Остановка называется «Историческая». 

 -Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель:

В старину женщины на голове носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки – порты. На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,

   Дерево и глину в сказку превращали.
    Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки.

1.Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.) 

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!

(Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) 

2.Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком манит русским васильком. (
Гжель.)

 Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
 
3.Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 
4.Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.) Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». 

Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Давайте мы продолжим свое путешествие на ковре-самолете! Присаживайтесь, пожалуйста, на ковер и закройте глаза, представьте, что мы взлетаем.

(Дети усаживаются на ковер и проговаривают: «Раз, два, три- ковер-самолет лети! ".)

Воспитатель. Мы прилетели на станцию «Праздничная»

Русский народ славится еще и русскими народными песнями, и танцами.

На лугу зеленом

Березка стояла,

И ветвями детям

Березка кивала.

Мы березке белой

Платочком помашем,

У березки белой

Сегодня мы спляшем!

(Дети исполняют русский народный хоровод «Во поле береза стояла»)

 Воспитатель:

 — На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку.

— Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

 Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали.

                                                 А теперь мы улыбнёмся,

    Крепко за руки возьмёмся

И друг другу на прощанье

   Мы подарим пожеланья

Дети встаю в круг, проводится игра «Комплименты».

Воспитатель: Я думаю, что это путешествие вам всем очень понравилось. Может кто-то хочет поделиться своими впечатлениями?

(Далее проводится анализ НОД с детьми. Каждый желающий рассказывает, что больше ему понравилось и запомнилось особенно в этом путешествии).

Воспитатель: Я благодарю вас всех за активное участие в моём путешествии! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию. На тему: «Магазин игрушек» для детей первой младшей группы.

Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелате...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Социально-коммуникативному развитию» на тему «Моя малая родина – мой дом, моя семья» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Социально-коммуникативному развитию» на тему «Моя малая родина – мой дом, моя семья» для детей старшего дошкольн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию на тему "Один дома" для детей средней группы

Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома. Обучающие задачи: - расширить у детей предложение об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: создавать условия для формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать другого человека, оказывать ему помощь.Задачи: формир...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейный альбом» для детей старшей группы. (форма проведения: телепередача)

Закрепление  представлений о семье, где  все любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе работают и отдыхают, помнят предков, живут в радости и дружбе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию на тему: «Легенда о Черном Тигре» подтема: «Современные подходы в воспитании детей» для детей старшей группы. + Самоанализ

Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, настроить на бесконфликтное общение. Задачи:Образовательные:дать понимание, что возможно в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.научи...