Управленческий проект по кластерному подходу в развитии ранней профориентации у дошкольников
материал

Ботвина Елена Владимировна

В настоящее время в системе дошкольного образования в России, происходит множество перемен. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное и любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

            Современная действительность диктует нам новые требования. Среди которых трудовое воспитание детей стоит на первом месте. Считаю, что труд и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И если ребёнок отвлечён от труда нельзя говорить об успешном его развитии.

Для меня, как для руководителя необходимо выполнить следующие шаги по созданию условий в детском саду и внедрению трудового воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ботвина Елена Владимировна

МАДОУ ПМО СО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»

Заведующий

Г. Полевской

Управленческий проект по кластерному подходу в развитии ранней профориентации у дошкольников

Ключевые слова: кластерный подход, взаимодействие с социальными партнерами, ранняя профориентация, дети дошкольного возраста, профессии.

Аннотация: Социальное партнёрство ДОУ как условие для успешного развития современного дошкольника» предполагает использование возможностей социума микрорайона для создания единой воспитательной системы.

Содержание:

В настоящее время в системе дошкольного образования в России, происходит множество перемен. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное и любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

        Современная действительность диктует нам новые требования. Среди которых трудовое воспитание детей стоит на первом месте. Считаю, что труд и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И если ребёнок отвлечён от труда нельзя говорить об успешном его развитии.

Для меня, как для руководителя необходимо выполнить следующие шаги по созданию условий в детском саду и внедрению трудового воспитания:

Утвердить положение о сопровождении трудового воспитания. Документ должен регулировать деятельность учреждения в этой сфере и утверждаться приказом руководителя. 

Назначить координатора (ответственного за осуществление деятельности) из числа работников организации. Его функции определяются соответствующим приказом. 

Подготовить необходимое оборудование. Оно должно соответствовать росту и возрасту детей, содержаться в достаточном количестве, быть хорошего качества и иметь привлекательный вид. 

Продумать соблюдение правил техники безопасности

Определить эффективные приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Они помогут вызвать чувство удовлетворения и гордости за свой труд. 

Привлечь социальных партнеров, через заключение договоров о сотрудничестве для совместной профориентационной работы, знакомства с профессиями, экскурсиями

Привлечь родителей к решению задач трудового воспитания. Например, через совместные детско-родительские проекты, благоустройство территории, творческие выставки поделок. 

Повысить компетентность участников деятельности. Это можно сделать посредством обучения на курсах повышения квалификации, самообразования, консультаций. 

Ранняя профориентация дошкольников включают в себя элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду.

Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Это, в свою очередь, предполагает системный, комплексный подход к созданию условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. 

Проводимые в современных условиях мероприятия в области профессионального самоопределения дошкольников, подтверждают наличие системных проблем:

1) Недостаточная профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области технического творчества детей дошкольного возраста;

– работа педагогов по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых осуществляется без учета современного регионального и муниципального рынка труда;

2) Устаревшие, педагогически неэффективные подходы.

– потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности и технического творчества не реализуются в полной мере;

– отсутствуют современные формы, методы работы по ранней профориентации дошкольников;

3) Ограниченный перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников, не учитывает особенности экономического развития региона:

– не отработана система ознакомления дошкольников с областью технических профессий; 

– не отработана система формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников;

– отсутствие заинтересованности родителей (законных представителей) в формировании предпосылок технической грамотности и воспитанию финансовой культуры у дошкольников.

Для этого, помогает решить множество проблем и вопросов- это социальное партнерство, как условие формирования социальных компетенций и ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Предлагаю рассмотреть применение кластерного подхода в расширении пространства социального партнерства; развивается идея модернизации стиля управленческой и методической работы по приобщению родителей к участию в жизни детского сада, социализации и ранней профориентации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия и содержания деятельности.

Ключевые слова: кластерный подход, социальное партнерство; интеграция с социальными партнерами; социализация детей дошкольного возраста; образовательный кластер микрорайона; управление социальной практикой детей.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что личностное развитие ребенка, становление его социализации и ранней профориентации является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня. Одной из функций учреждений образования является обеспечение базы для осуществления этого процесса.

Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность целостно во всем его многообразии познать мир взрослых в их трудовой деятельности, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации и профессиональной ориентации подрастающего поколения мы начали использовать в нашем образовательном учреждении.

Цель деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения открытого типа направлена формирование социальных навыков и трудовых умений у детей, выявление их интересов, профессиональных склонностей, способов мышления на основе кластерного подхода. На протяжении двух лет наше дошкольное учреждение развивает партнерские отношения с учреждениями города Полевского.

Особенности социального партнерства в нашем дошкольном учреждении обусловлены поиском дополнительных возможностей ранней профориентации детей. При этом нами определены следующие задачи: − определить механизм вовлечения участников рынка труда в систему социального партнерства для оптимизации материальных, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и др. условий; − обобщить опыт социального партнерства по ранней профориентации в системе дошкольного образования; − создать условия для формирования социальных компетенций дошкольников, навыков социального общения и трудового воспитания. Эти задачи решаются через внедрение кластерного подхода в образовательную систему.

Кластерный подход основан на конструировании взаимодействия нового типа социального диалога и партнерства. Кластерный подход предлагает альтернативную форму организации институтов социального и экономического сектора, основанную на постоянном взаимодействии ее участниками. При таком подходе единицей анализа и управления становится кластер как межотраслевое объединение социальных партнеров, с его внутренней динамикой, интенсивным разнонаправленным взаимодействием входящих в его состав субъектов.

 Образовательный кластер – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, общественные организации, научные школы, бизнес - структуры нашего города.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (образовательного учреждения) для решения определенных задач и достижения конкретного результата. Иными словами, образовательный кластер – это совокупность взаимосвязанных учреждений образования, культуры, здравоохранения, науки, предприятиями микрорайона и города, осуществляющих интеграцию собственных профессионально-направленных функций в системе образования.

Сотрудничество с учреждениями строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей в конкретной деятельности. Выбор наиболее оптимальных форм, раскрывающих потенциал участников взаимодействия, опирается на несколько факторов:

− учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей;

− реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;

 − соответствие тематики (содержания) мероприятия возрастным особенностям детей;                                                                                                                                                                                

 -смежность темы мероприятия с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка дошкольника.

Таким образом, нами подписаны договоры о сотрудничестве с градообразующим предприятием АО «СТЗ», «Многопрофильным техникумом им. Назарова», Детской музыкальной школой, Детской художественной школой», представители данных предприятия ведут плодотворную профориентационную работу по знакомству ребёнка с миром профессий. Вот почему важна профессиональная компетентность педагогов и родителей в области формирования социальной компетентности детей, их готовность к субъект - субъектному взаимодействию, особенно в период дошкольного возраста.

Вывод: На сегодняшний день социальное партнерство ДОУ является неотъемлемой частью образовательного процесса. Благодаря ему дошкольники могут получить возможность расширить свой кругозор в мире инженерии, музыки, истории, культуры, здоровья.

Проведенные мероприятия способствуют развитию познавательного интереса и любознательности дошкольников, повышению их интеллектуального потенциала; развитию самостоятельности; к созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и взрослых. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном, речевом развитии детей. Существенно изменились межличностные отношения дошкольников, дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия. 

 

 Введение инновационных проектов помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

    

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. - С. 398-464.

2. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности / А.А. Бодалев // Хрестоматия по педагогике / Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.-С.47-49.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Москва-Ростовн/Д., 1999. – 560с. 4. Брушлицский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности. // Субъект и социальная компетентность личности. /под. ред. Брушлицкого А.В. –М.: Инст-т психологии, 1995. - С.3-23 5. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 188 с. 6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – Москва, Речь, 2004 г.- 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"

laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...

Совместно-деятельностный подход к организации ранней профориентации дошкольников

Деятельностный подход – создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме, осуществление отдельных трудовых действий, соответствующих возрасту детей....

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательное развитие.

Целью ранней профоринтации дошкольников является расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к трудовой деятельности взрослых....

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

            Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элемен...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

           Известно, что профориентация, как правило, затрагивает учащихся старшего звена. Но существует такая точка зрения, что в старших классах говорить о профе...

Статья в сборнике "УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО КЛАСТЕРНОМУ ПОДХОДУ В РАЗВИТИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

III научно-практическая конференция «Успешные практики реализации проекта «Уральская инженерная школа 2.0» Публикация в сборнике "УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО КЛАСТЕРНОМУ...