Мастер-класс для молодых педагогов
методическая разработка
Мастер-класс для молодых педагогов «Секреты эффективного взаимодействия с родителями»
Целью мастер-класса является повышение уровня профессионального мастерства педагогов БДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.3 КБ | |
| 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для молодых педагогов
«Секреты эффективного взаимодействия с родителями»
Цель:
повышение уровня профессионального мастерства педагогов БДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;
активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в БДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
отработать на практике приемы конструктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников;
Оборудование:
экран, ноутбук, проектор, презентация; круги -зеленый с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный – с надписью «НЕТ»
1. Вступление Участники сидят полукругом за столами.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить
очень важную тему – это общение педагогов с родителями.
Тема нашего мастер-класса: «Секреты эффективного взаимодействия с родителями»
Перед вами на столе – круги, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный круг с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный круг– с надписью «НЕТ».
«Ответьте с помощью стикеров на вопросы»
-Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников?
-Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей?
-Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними?
-К вам на мероприятия приходят родители всех воспитанников группы?
-Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации?
-Прислушиваются ли родители к вашим советам, консультациям по поводу воспитания ребёнка?
-Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников?
- Спасибо, я очень рада, что на последний вопрос вы подняли круг зелёного цвета.
2. Теоретическая часть
- Наладить эффективные отношения с родителями воспитанников бывает трудно даже для опытных педагогов. А для молодого воспитателя является наиболее сложным, в силу ряда обстоятельств. Некоторые родители могут быть заранее негативно настроены, а также современные родители часто испытывают дефицит времени, что делает сложным для педагогов установление эффективного контакта. Однако, важно помнить, что установление доверительных отношений с родителями может значительно помочь в решении многих воспитательных задач.
Наша цель (педагогов) – вовлечь родителей в образовательный процесс и сделать их полноценными участниками, которые могут вносить свой вклад в формирование личности ребенка.
На мастер-классе я поделюсь с вами некоторыми секретами эффективного общения с мамами и папами наших воспитанников.
Важно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самые универсальные – это:
Улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Как вы считаете, почему именно эти плюсы?
(Ответы педагогов и пояснения к ним)
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами
должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник
должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто
кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте!».
- Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно
начинают чаще использовать имя своего собеседника, так прийти к согласию
можно значительно быстрее.
- Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не
самого человека, а то, что ему дорого, то есть родителю его ребенка.
- Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в
отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит
акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
- Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего
контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем
восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд
исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам
такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение
«Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»:
«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…,
знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас
объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного
Контакта и построения эффективного общения и взаимодействия родителями.
3. Практическая часть
- Сейчас мы с вами потренируемся как конструктивно выйти из ситуаций на практике и поиграем в игру «Мудрый педагог».
Выберите любой конверт, прочитайте ситуацию. Ваша задача – продолжить диалог,
достичь решения данной ситуации
Ситуация № 1
Таню родители приводят в группу часто с опозданиями, из-за чего девочка постоянно эмоционально возбуждена, не может сразу включиться в совместную деятельность с другими детьми, не может концентрировать свое внимание, мешает другим детям. На замечания воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».
Ситуация № 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда ее ребенка очень грязная. Выясняется, что мальчика толкнул в грязь Ваня (агрессивный ребенок). Мама обвиняет педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель был свидетелем происшествия.
Постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, что не всегда агрессивный ребенок проявляет агрессию первым, но в данном случае ребенок не умышленно толкнул другого ребенка, агрессивные дети-импульсивны. Но если событие произошло по недосмотру воспитателя - Признать свою ошибку, извиниться.
Ситуация № 3
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.
Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.
Ситуация № 4
Вове 4 года, он дерется, громко скандалит, часто является инициатором конфликтных ситуаций в группе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребенка, прерывает его агрессивные нападки, жалуется на его поведение родителям. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдет. А жалобы воспитателя надоели, «...решайте проблему сами».
Не оставлять без внимания таких детей; дать безопасный, социально приемлемый выход агрессии (эмоциональная разрядка); учить социальным нормам поведения в доступной для ребенка форме. Порекомендовать маме посещение педагога-психолога детского сада.
Ситуация № 5
Маша - очень активная девочка, наблюдается избыточная подвижность, крики, вспышки импульсивности, отсутствие сосредоточенности во время игры и на занятиях, склонность к разбрасыванию вещей; к ребенку трудно найти подход. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.
В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через некоторое время девочка снова стала посещать группу.
Если бы такую информацию родитель получил от педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!
Ситуация № 6
Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о стеснительности и недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.
Важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но, если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что, создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.
Ситуация № 7
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть медсестра сама еще раз разъяснит родителю санитарно – гигиенические правила детского сада.
- Действительно, в общении с трудными родителями, необходимо дать им «выпустить пар», при этом сохраняя эмоциональную отстраненность, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Почувствовав нашу нейтральную позицию, родитель начнёт «остывать», он успокоится и будет готов к разговору.
Ведь умение выслушать, сдержаться, там, где очень хочется, а иногда даже и кажется, что нужно высказаться, улыбаться, даже если не хочется, находить позитивные моменты... Вот эти все мелочи, они приводят к большим результатам. Родители становятся более контактными, уходит напряженность, ершистость, высокомерность. Они становятся более открытыми и принимают активное участие в жизни своих детей.
Мы убедились в этом, придя к такой интересной форме сотрудничества как «Показываем театр сами». Родители не только нам помогают изготавливать костюмы, игрушки, маски, куклы для театра, но и вместе с детьми участвуют в постановках. Такая форма сближает не только родителей с детьми, но и родителей с воспитателями. Тут мы становимся одной дружной труппой актеров.
Не менее эффективная форма взаимодействия – это «Встречи с интересными людьми», где и родители выступают в роли интересного гостя, знакомят со своим местом работы, проводят мастер-классы, онлайн-экскурсии.
4.Рефлексия
Наша встреча подходит к завершению. С помощью кругов ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Был ли полезен для Вас мастер-класс?
Узнали ли Вы что-то новое?
Приобрели ли новые навыки?
Вам было комфортно в ходе проведения встречи?
Встаём в круг
Игра «Волшебная коробка»
У меня в руках коробка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется она, должен заглянуть внутрь. Там, вы увидите педагога, который, по моему мнению, сможет справиться со всеми трудностями в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. (Передают коробку внутри которой зеркало).
Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответьте с помощью кругов на вопросы 1. Получаете ли вы удовольствие, общаясь с родителями своих воспитанников? 2 . Родители ваших воспитанников часто делятся с вами проблемами воспитания детей? 3. Смотрите ли вы в глаза родителям при общении с ними? 4. К вам на мероприятия приходят родители всех воспитанников группы? 5 . Часто ли у вас при общении с родителями возникают трудности, конфликтные ситуации ? 6 . Прислушиваются ли родители к вашим советам, консультациям по поводу воспитания ребёнка? 7 . Хотите ли вы совершенствовать навыки общения с родителями воспитанников?
Наша цель (педагогов) – вовлечь родителей в образовательный процесс и сделать их полноценными участниками, которые могут вносить свой вклад в формирование личности ребёнка.
«Правило трех плюсов» Самые универсальные – это: Улыбка, имя собеседника, комплимент.
Приёмы установления хорошего контакта с собеседником
Контакт глаз
Дистанция
Барьеры
Жесты
Общее «Я»
Игра «Мудрый педагог»
Ситуация № 1 Таню родители приводят в группу часто с опозданиями, из-за чего девочка постоянно эмоционально возбуждена, не может сразу включиться в совместную деятельность с другими детьми, не может концентрировать свое внимание, мешает другим детям. На замечания воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Ситуация № 3 Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Ситуация № 5 Маша - очень активная девочка, наблюдается избыточная подвижность, крики, вспышки импульсивности, отсутствие сосредоточенности во время игры и на занятиях, склонность к разбрасыванию вещей; к ребенку трудно найти подход. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому неврологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей. В последующие дни Машу в детский сад не привели. Позже оказалось, что девочку все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через некоторое время девочка снова стала посещать группу.
Сотрудничество в БДОУ
Сотрудничество в БДОУ
1. Был ли полезен для вас мастер – класс? 2 . Узнали ли вы что-то новое? 3. Приобрели ли новые навыки? 4. Вам было комфортно в ходе встречи? Ответьте с помощью кругов на вопросы
«Волшебная коробка»
Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей
В практике детских садов начал использоваться новый вид изобразитеной деятельности - квиллинг или бумагокручение. Но это направление не так распрастранено, как напримар аппикация, поэтому для педагого...

мастер класс по квиллингу для педагогов и родителей
В практику детских садов входит новый вид творчества «квиллинг» или «Бумага пластика».Это принципиально новый вид искусства очень нравиться детям. ...

Мастер класс по рисованию для педагогов
повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования....

Мастер класс на тему: "Успешный педагог"
Рекомендовано для проведения на педагогических советах в дошкольном учреждении...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.
Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...
- Мне нравится (2)


