Наставничество - как форма методической работы с педагогами ДОУ
материал

Захарова Татьяна Васильевна

Представление опыта работы по созданию условий для профессионального роста молодых специалистов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Наставничество как средство формирования профессиональных компетенций молодых педагогов.

 «Как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом…»

 Антон Семёнович Макаренко.

Ни для кого не секрет, что молодые педагоги не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми и к сложностям педагогической деятельности. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой воспитатель на практике, это и методика ведения  образовательной деятельности, и взаимодействие с коллегами, с детьми и особенно с родителями.  Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – «вживания» в профессию. Между тем, молодой педагог сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами,   родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.  Поэтому очень  важно поддержать, подсказать и научить молодых педагогов,  помочь им  адаптироваться в новом коллективе.

Наставничество достойно самого пристального внимания, это эффективный способ передачи опыта, мастерства молодежи, получение ими поддержки на рабочем месте.

В нашем детском саду работает 7 молодых специалистов. 4 из них –выпускницы Югорского политехнического колледжа. К каждому специалисту закреплен наставник - опытный педагог, имеющий квалификационную категорию, со стажем работы более 5 лет.

 Для успешной адаптации начинающих педагогов и оказания им методической помощи в дошкольных группах создана «Школа молодого педагога».

К работе школы привлекаются наставники, опытные, творческие специалисты. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. С педагогами организуются игры на сплочение для успешной адаптации в новом коллективе,  интеллектуальные игры, тренинги, взаимопосещения занятий,  проведение консультации, обсуждения, дискуссии «Вопрос-ответ». В ходе обсуждений педагоги делятся трудностями и проблемами, вместе с коллективом совместно ищем пути их решения.

    Наиболее эффективными формами для активизации деятельности молодых педагогов являются нетрадиционные, интерактивные методы и приемы, со своими педагогами мы используем такие как:

-Технология сотрудничества. 

- Коучинг.

- Квик – настройка.

- Мастер-классы (практикум). 

-Технология открытого пространства.

-Кейс-метод;

         

Технология сотрудничества . Главная идея обучения в сотрудничестве, в команде. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы.

Коучинг- развивающее консультирование. Во время дискуссии опытный педагог, выступающий в роли коуча с помощью вопросов помогает молодому педагогу придумать способы решения сложившейся проблемы. Наставники -опытные педагоги консультируют, воодушевляют своих наставляемых, в первую очередь, являясь партнерами, а не советниками.

Квик – настройка - это настрой педагога на успешную работу, убеждения, повышение самооценки. (Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины покоряются Вам. Трудности закаляют на пути к успеху. Все в ваших руках).

Технология открытого пространства предусматривает активное участие каждого педагога, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, обмен идеями. Молодые специалисты обращаются за помощью к любому педагогу, с разными вопросами, даже если они не является их наставниками.

Мастер-класс (практикум). Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из методов, который помогает комплексно изучить проблему и найти выход из нее является кейс–метод. В основе кейс-метода лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Педагогам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, с которой педагоги часто сталкиваются в профессиональной деятельности. Описание проблемы одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

      Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

Применение вышеперечисленных форм работы в системе наставничества, способствуют развитию профессиональной компетентности молодых педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры.

Примерные ситуации, которые часто встречаются в профессиональной деятельности  воспитателя

 Ситуация 1. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полёт на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, - кричала Наташа. А я- бортмехаником! - сказала Саша. Чур, я командир! - сказали одновременно Коля и Вова. Нет, я! - чуть не со слезами повторял Вова. А я первый сказал! - Ну и что, ты уже был капитаном на корабле! Но тут подошла воспитательница и разрешила все споры.

- Командиром будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Дайте оценку действиям воспитателя. А как бы Вы поступилм в данной ситуации?

Ситуация №2.  Девочка Лена (6 лет.) с пяти лет посещает вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия:

Ситуация 3. Воспитатель выложила в родительский чат фотографии, сделанные на прогулке. В ответ родители стали писать комментарии. Что написала мама Коли Иванова?

Такая ситуация встречается слишком часто. Как правило, педагоги предлагают много решений. Подводя итог, необходимо прийти к решению, как избежать данного инцидента?

Ситуация 4. Утром мама привела ребенка в группу и возмущается: «Что же Вы, Ирина Петровна, вчера Саше даже свитер не надели на прогулку? Всё же в шкафчике лежит. Неужели трудно?»

Ситуация 5. Наталья Ивановна, мой Мишенька не хочет идти в садик, говорит, что ему не дают играть с игрушками. Чем это вы занимаетесь, если детям играть нельзя?

Ситуация 6. Мама (возмущенно): «Я вам в родительском чате написала еще в 9 утра сообщение, уже 11 часов, а Вы мне так и не ответили…».

Подобные ситуации можно и обыграть с воспитателями. Педагогам раздаются роли, и они действуют в соответствии с сюжетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ

Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...

Доклад на тему: «Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»

laquo;Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ Финансовая грамотность

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУФинансовая грамотность...

Консультация «Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ»

Наставничество как форма развития, развито в России, во всех областях в том числе и в области образования. В общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний и навыков боле...

Наставничество, как форма методической работы в ДОУ.

(презентация) Здравствуйте уважаемые коллеги, разрешите представиться, меня зовут Морозова Наталья Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории «Детского сад комбинированного вида №12...