Наставничество, как форма методической работы в ДОУ.
учебно-методический материал

Морозова Наталья Александровна

(презентация) Здравствуйте уважаемые коллеги, разрешите представиться, меня зовут Морозова Наталья Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории «Детского сад комбинированного вида №126», тема моей работы:

Наставничество, как форма методической работы в ДОУ.

Хотелось бы начать со слов А.С. Макаренко:

«Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек

 успешно не окончил педагогический ВУЗ,

 как бы он не был талантлив,

 если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом.

Я сам учился у более опытных педагогов»

А.С. Макаренко

1слай Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. 

2 слайд Наставничество - одна из форм методической работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Наставничество –это способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

         Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? 3 слайд Конечно же, наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, готовый прийти на помощь, подсказать, направить, научить. Молодой специалист — начинающий педагог. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника. 

При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

В нашем детском саду была разработана программа наставничества, которая нацелена на работу с молодыми педагогами – воспитателями, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

4 слайд К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • положение о наставничестве в доу;
  • приказ заведующей учреждением об организации наставничества;
  • приказ о закреплении наставника;
  • планы работы по наставничеству;
  • годовой план работы доу.

5 слайд Основными принципами движения наставничества являются: открытость, добровольность, компетентность, гуманность, ответственность, взаимопонимание, искреннее желание помочь в преодолении трудностей, соблюдение норм профессиональной этики.

6 слайд В систему работы с молодым специалистом входит:

1. Сбор информации о молодом педагоге.

2. Определение наставника.

3. Составление плана работы.

4. Накопление теоретического и практического материала.

5.  Описание опыта, оформление материала: теоретического и практического.

7 слайд Цель наставничества - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи: 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.  

 2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.

 3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

 4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

  8 слад Заведующий ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки;
  • развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные результаты в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

     Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заведующим ДОУ.

     Назначение производится при обоюдном согласии наставника и начинающего специалиста, за которым он будет закреплен.

 

9 слайд Планируемые результаты:

Молодой специалист:

- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;

- самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;

- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

- принимать участие в мероприятиях различного уровня;

- развивать свои профессиональные умения и навыки;

- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 3 года.

10 слайд В нашем ДОУ сложились свои традиции, своя система работы с молодыми педагогами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности.

Начинающий педагог направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать непрерывно образовательную деятельность, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

11 слайд В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

1й этап – диагностический(организационный).

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами;

выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя; выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста; разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.

12 слайд Этап включает в себя:

  • Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы;
  • Изучение нормативно-правовой базы;
  • Ведение документации; (Педагог знакомится с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка);
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
  • Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
  • Диагностика изучения методических потребностей педагогов.
  • Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года.

 Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы), но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития). Вместе с тем молодому специалисту рекомендовано обратить внимание на овладение современными педагогическими приемами и технологиями, и применение их в работе с детьми, на проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы, на ознакомление с организацией предметно-развивающей среды в группах и метод.кабинете, а также отработка эффективных приемов и методов в организации учебной деятельности, больше уделять внимание работе над самообразованием.

13 слайд 2й этап – основной (практический).

Задачи этапа: Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.

Содержание этапа:

  • проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы;
  • разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
  • приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).
  • оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности молодого педагога.

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

14 слайд При этом используются разнообразные формы работы, так, например,:

Индивидуальная работа:

- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);

- проводит консультации, беседы;

- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.

15 слайд Групповая работа:

- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и методическом кабинете;

- групповые консультирования, дискуссии;

- посещает режимные моменты, организованную образовательную деятельность у молодого педагога и анализирует их;

- деловые игры;

- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, непосредственно образовательную деятельность и других видов деятельности с обсуждением увиденного;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.

16 слайд Коллективная работа:

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», психологические тренинги, семинары – практикумы, сценическое мастерство, педагогические педсоветы, «круглый стол», педагогические конференции, посещение и анализ организационной образовательной деятельности опытных педагогов, презентация себя как педагога, рефлексии собственной педагогической деятельности.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т. д. Молодые воспитатели привлекаются к участию в работе детского сада.

Такая форма работы позволяет ускорить процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Молодой специалист учится сам и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

17 слайд 3й этап – аналитический.

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы; контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Содержание этапа:

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста молодого педагога;
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.

При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

18 слайд Система наставничества в нашем детском саду начала внедрятся всего 2 года назад, но тем не менее уже есть небольшой опыт: у молодого специалиста есть дневник с планом работы, тетрадь по самообразованию. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения документации, составление планов проведения различных этапов занятий, заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой воспитатель. В тетрадях по самообразованию занесены посещения занятий, мероприятий наставника, педагогические идеи. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.

19 слайд По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по воспитательной и методической работе следующие документы:

  • отчет о проделанной работе;
  • план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста.

20 слайд Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными воспитателями позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, более быстрому формированию профессиональных навыков, получение положительных результатов образовательной деятельности, раскрыть свою индивидуальность, созданию благоприятного микроклимата в ДОУ.

21 слайд Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если наставники подготовят им различные «памятки»:

- обязанности воспитателя;

- организация работы с воспитанниками;

- анализ и самоанализ занятия;

- как правильно организовать работу с родителями;

- методические рекомендации по проведению родительского собрания, в негрупповых мероприятиях и др.

22 слайд Вам в помощь Памятка наставника

  1. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  2. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво.
  3. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.
  4. Учите не копировать, не надеяться на готовое, а вырабатывать собственной педагогический почерк.
  5. И помните - Люди учатся, когда они учат ...

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_prezentatsiya_2.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №126» Наставничество, как форма методической работы в ДОУ Подготовил Воспитатель I квалификационной категории Морозова Наталья Александровна г . Курск 2023г.

Слайд 2

Наставничество - одна из форм методической работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Слайд 3

Н аставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, готовый прийти на помощь, подсказать, направить, научить. Молодой специалист — начинающий педагог. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника.

Слайд 4

Документы, регламентирующие наставничество: положение о наставничестве в ДОУ; приказ заведующей учреждением об организации наставничества; приказ о закреплении наставника; планы работы по наставничеству; годовой план работы ДОУ.

Слайд 5

соблюдение норм профессиональной этики добровольность взаимопонимание ответственность компетентность открытость искреннее желание помочь в преодолении трудностей гуманность Основные принципы наставничества

Слайд 6

В систему работы с молодым специалистом входит Сбор информации о молодом педагоге Описание опыта, оформление материала: теоретического и практического Составление плана работы Накопление теоретического и практического материала Определение наставника

Слайд 7

Цель наставничества - оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей. Задачи: 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов. 2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями. 3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня. 4 . Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Слайд 8

Критерии подбора наставника: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

Слайд 9

Планируемые результаты: Молодой специалист: - будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах; - самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания; - устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания; - принимать участие в мероприятиях различного уровня; - развивать свои профессиональные умения и навыки; - аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 3 года.

Слайд 11

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами; выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя ; выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста; разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом 1й этап – диагностический(организационный)

Слайд 12

Содержание этапа Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы; Изучение нормативно-правовой базы; Ведение документации ; Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя; Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования; Диагностика изучения методических потребностей педагогов. Индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Слайд 13

Задачи этапа : р азработать и реализовать программу; скорректировать навыки специалиста ; выстроить программу собственного развития педагога. Содержание этапа: проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы; разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ; помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ; повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня; приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров; привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми ); оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности молодого педагога. 2й этап – основной (практический )

Слайд 14

Формы работы с начинающими (молодыми) педагогами ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА П ланирование образовательной деятельности, помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД ); Индивидуальные консультации, беседы; Работа по самообразованию, подготовка к педсоветам;

Слайд 15

Формы работы с начинающими (молодыми) педагогами ГРУППОВАЯ РАБОТА Знакомство с методической копилкой в группе и методическом кабинете; Групповое консультирование; Групповые дискуссии; П осещает режимные моменты Деловые игры; Наблюдение за работой наставника; Взаимодействие с семьями воспитанников.

Слайд 16

Формы работы с начинающими (молодыми) педагогами КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Мастер классы; П сихологические тренинги; Семинары – практикумы; Творческие мастерские; Педагогические советы; «Круглый стол»; Педагогические конференции; Посещение и анализ организационной образовательной деятельности опытных педагогов; Т ворческие конкурсы .

Слайд 17

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы; контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Содержание этапа: Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста молодого педагога; Рейтинг молодого педагога среди коллег; Самоанализ своей деятельности за прошедший год; Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; Подведение итогов, выводы. 3й этап – аналитический

Слайд 18

Молодой специалист Дневник с планом работы Тетрадь по самообразованию Анализ учебной программы Выявление трудных тем Лист самооценки Правила ведения документации План этапов занятий Посещения занятий Педагогические идеи Мероприятия наставника

Слайд 19

Наставник З аместитель заведующего по воспитательной и методической работе О тчет о проделанной работе П лан работы по наставничеству с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста

Слайд 20

Выводы: Наставничество способствует : адаптации педагога к новым условиям труда; избежать момента неуверенности в собственных силах; формированию мотивации и интереса к профессиональной деятельности; наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса более быстрому формированию профессиональных навыков; получению положительных результатов образовательной деятельности; раскрыть свою индивидуальность ; созданию благоприятного микроклимата в ДОУ.

Слайд 21

Памятки молодому специалисту: обязанности воспитателя; организация работы с воспитанниками; анализ и самоанализ занятия; как правильно организовать работу с родителями; методические рекомендации по проведению родительского собрания, в негрупповых мероприятиях и др.

Слайд 22

Памятка наставника Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе. Учите не копировать, не надеяться на готовое, а вырабатывать собственной педагогический почерк. И помните - Люди учатся, когда они учат ...

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального...

«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета как одна из активных форм методической работы в ДО»

Древняя пословица гласит «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено дей...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ

Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ Финансовая грамотность

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУФинансовая грамотность...

Консультация «Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ»

Наставничество как форма развития, развито в России, во всех областях в том числе и в области образования. В общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний и навыков боле...

Наставничество - как форма методической работы с педагогами ДОУ

Представление опыта работы по созданию условий для профессионального роста молодых специалистов...