Сообщение к педсовету «Субъект – субъектное взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ»
материал
Сообщение к педсовету посвящено проблеме взаимоотношений педагога и воспитанника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Субъект – субъектное взаимодействие участников
образовательного процесса ДОУ»
Сообщение к педсовету посвящено проблеме взаимоотношений педагога и воспитанника. Целью субъект-субъектного взаимодействия является развитие личности воспитанника, выступающей главной ценностью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Задача педагога заключается в организации среды обучения, создании условий для развития личности. Субъект-субъектные отношения между участниками воспитательно-образовательного процесса имеют следующие особенности: активная позиция воспитанника в процессе деятельности; совместное решение проблемы как способов взаимодействия; игра, диалог, работа по микрогруппам, как основные организационные формы, реализующие гуманистические отношения; допустимость сосуществования противоположных точек зрения. Преимущества субъект-субъектного взаимодействия были экспериментально доказаны В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным в рамках развивающих систем обучения и выявлены эмпирическим путем педагогами-новаторами Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильиным и другими. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает: стремление у воспитанников развивать проблемное видение; побуждение воспитанников задавать вопросы; установление сходства между различными явлениями или скрытых различий между исходными феноменами. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает развитие гуманистических отношений педагога и воспитанника в целостном воспитательно-образовательном процессе. В построении гуманных отношений важную роль играют доверительные отношения между педагогом и воспитанником. Доверительные отношения – это отношения взаимного уважения, естественности и открытости. Критерием условий обеспечения доверия между педагогом и воспитанником является «гармония отношений». Доверительные отношения между участниками воспитательно- образовательного процесса способствуют полноценному становлению воспитанника, реализации исследовательских умений и навыков каждого индивида. Сотрудничество на языке психологической науки – это организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности. Его важнейшими признаками являются: осознание общей цели, которое мобилизует педагога и воспитанника; высокая организация совместной деятельности участников воспитательно - образовательного процесса, их общие усилия; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях; взаимодействие воспитанников друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общей деятельности. Сотрудничество налаживается для того, чтобы воспитанник получал знания и умения, опыт общения и социальной активности. Одной из задач педагога является активизация деятельности воспитанников, управление их активностью. Другими словами, педагог должен постоянно побуждать воспитанников к энергичному и целенаправленному познанию, используя различные пути активизации мотивационных ресурсов. Одним из сильных мотивов воспитательно-образовательного процесса является интерес. Л. С. Выготский отмечает, что интерес воспитанников не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес воспитанников, по его мнению, зарождается и сохраняется в случае, если система обучения построена «в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес». Очень важно, чтобы каждый раз воспитанник переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Интерес воспитанников связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, уровнем сформированных способов умственной деятельности. Можно выделить личностные установки педагога, наиболее адекватные гуманистическому обучению: «Открытость» преподавателя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям и способность свободно выражать их в межличностном общении с воспитанниками; «Эмпатическое понимание», т. е. видение педагогом поведения воспитанника, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого воспитанника; «эмпатическое понимание» позволяет педагогу, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг, и на себя в том числе, глазами детей. В ситуациях, в которых педагог понимает и принимает внутренний мир воспитанников, естественно себя ведет и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно к ним относится, он создает все необходимые условия для гуманистического общения. При гуманных субъект-субъектных отношениях воспитательно - образовательно процесс приобретает для воспитанника личную значимость, окрашивается яркими переживаниями: удивлением перед собственными открытиями, радостью самостоятельного продвижения, удовлетворением своими результатами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."
презентация на тему : "Субъект -субъектное взаимодействие - одно из основных условий реализации ФГОС."...

Технология «Детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия
В статье показано, как технология «детский совет» позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основ...

Организация образовательной деятельности в свете реализации субъект-субъектного взаимодействия"
Попробуем обозначить проблемные поля, мешающие педагогам осуществлять реализацию ФГОС ДО...
Проектная деятельность как составляющая технологии «субъект - субъектного» взаимодействия Л.В.Свирской
Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых...
Проектная деятельность как составляющая технологии субъект –субъектного взаимодействия Л.В.Свирской
Учитывая изменения в дошкольном образовании, можно сделать вывод о необходимости подбора и обновления современных образовательных технологий, способствующих достижению целевых ориентиров, определённых...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Мастер класс для воспитателей "Субъект - субъектное взаимодействия детей и педагогов в процессе развития ребёнка"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76 г. Челябинска»ул. Котина, 50; конт. тел. 772-86-29, e-mail: sadik.76@yandex.ru...
