Командообразование в дошкольной образовательной организации: ключ к качеству образовательного процесса
статья
В современном мире образовательное учреждение является не только местом передачи знаний, но и площадкой для развития кадрового потенциала. Эффективное функционирование образовательной организации напрямую зависит от сплоченности команды специалистов и умения управлять конфликтами. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты командообразования и управления конфликтами в контексте развития кадрового потенциала образовательной организации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Командообразование
в дошкольной образовательной организации: ключ к качеству
В современном мире, где качество образования становится все более важным аспектом, командообразование в дошкольных образовательных организациях играет ключевую роль. Давайте рассмотрим, что такое командообразование и как оно влияет на качество образовательного процесса.
Командообразование — это процесс формирования и развития группы людей, работающих вместе для достижения общих целей.
В контексте дошкольного образования это означает создание сплоченной команды педагогов, которая будет работать на благо детей и их развития.
Командообразование включает в себя не только совместную работу, но и взаимодействие, доверие, поддержку и обмен опытом между членами команды. Я считаю, что успешное командообразование в дошкольной образовательной организации является залогом высокого качества образования и воспитания детей.
Вопрос о командообразовании приобретает особую актуальность в решении вопроса о разрешении конфликтов. Давайте рассмотрим, как командообразование связано с управлением конфликтами в дошкольной организации.
Командообразование — это процесс формирования группы людей, которые работают вместе для достижения общей цели. В контексте дошкольной организации это означает создание сплоченного коллектива, где каждый член команды понимает свою роль и ответственность. Эффективная команда характеризуется высоким уровнем доверия, взаимопомощи и поддержки, что, в свою очередь, способствует снижению конфликтных ситуаций.
Я считаю, что успешное командообразование в дошкольной организации может значительно уменьшить количество конфликтов и повысить качество работы. Обратимся к примеру из практики дошкольного учреждения.
В одном из детских садов возник конфликт между воспитателями из-за различий в подходах к обучению детей. Один из воспитателей придерживался традиционных методов, в то время как другой стремился внедрить инновационные подходы. Конфликт стал причиной напряженной атмосферы в коллективе, что негативно сказалось на работе с детьми. Однако, после проведения тренинга по командообразованию, воспитатели научились лучше понимать друг друга и находить компромиссы.
Вопрос о том, как тренинг по командообразованию может служить эффективным инструментом для управления конфликтами в детских образовательных учреждениях, рассмотрим на примере.
Тренинг по командообразованию в ДОУ может значительно снижает уровень конфликтности среди сотрудников и создать более гармоничную атмосферу для работы и обучения. Обратимся к практике проведения тренингов в ДОУ.
Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Цель тренинга: Сплочение педагогического коллектива единомышленников и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга: 1. Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения педагогов ДОУ;
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач тренинга;
- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
- Осознание себя « командой», своей роли, функции в команде;
- Создание благоприятного психологического климата в команде.
Актуальность: Невозможно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, а цель коллектива достигается только общими усилиямив единой команде. Поэтому, наш психологический тренинг командообразования имеет свой девиз: «В единстве – сила!».
Психологический тренинг осуществляется в два этапа: 1 этап – (первый день) тема: Тренинг личностной эффективности и педагогической осознанности; 2 этап – (второй день) тема: Тренинг взаимоотношений «личностно ориентированная модель общения» и профессиональное самосовершенствование. Возраст участников тренинга: любой Состав участников: 5 – 10 педагогов Общий режим работы: 2 часа (1 день -1 час, 2 день – 1 час)
1 этап – (первый день) тема: Тренинг личностной эффективности и педагогической осознанности;
Фазы тренинга: 1. Вводная фаза – Цель: Знакомство участников с ведущим, друг с другом (индивидуальное имя - прилагательное), с целью, задачами и правилами работы в группе;
- Упражнение «Смысл моего имени» - 5 минут - материалы: карточки, фломастеры, булавки. Правила взаимодействия и работы в группе: - Доверительный стиль общения и активность (общение на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего) - Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует в данный момент, и обсуждать то, что происходит сейчас) - Персонификация высказываний (выдвигать свои суждения «Я так думаю…., Я так считаю…») - Искренность в общении (открыто выражать свои чувства, говорить только то, что действительно переживается, или молчать) - Конфиденциальность (происходящее не выносится за пределы группы, уважение к личности) - Определение сильных сторон личности (обязательно подчеркивать положительные качества или идеи друг друга) - Недопустимость непосредственных оценок личности каждого (все мнения иидеи хороши и все участники молодцы) - Внимательно слушать друг друга, не перебивать говорящего - Правило «стоп!», используется в случаях затягивания по времени, в нарушении правил тренинга.
- Фаза контакта - Цель: Установление доверительного, благоприятного психологического климата, преодоление барьеров в общении, выработка навыков сплоченных действий, умения раскрепощаться в тренинговой группе.
-Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…., мы с тобой отличаемся тем, что…..» - 5 минут - (участники встают в 2 круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу, кол-во участников одинаковое в обоих кругах. Участники внешнего круга говорят – «Мы с тобой похожи тем, что…», участники внутреннего круга отвечают – «Мы с тобой отличаемся тем, что…»; после упражнения небольшое обсуждение: Дискуссия: - Какие эмоции испытали? Что нового узнали о других, чего раньше не знали? Что интересного узнали про себя от других?
- Упражнение «Строимся по росту, и не, только!» – 5 минут (участники выстраиваются сначала по росту, затем по цвету волос - от самого светлого до самого темного, по размеру обуви, по возрасту…..) --Упражнение «Азбука Морзе против - СМС» - 5 минут (участники делятся на две команды, сначала придумывают слово, а затем фразу, называя еепобуквенно): паузы между словами отделяются хлопками, например – ДОБРОТА/ДОБРОТА В ТЕБЕ САМОМ!
-Упражнение «Скорый поезд» - 5 минут (участники делятся на две команды, одни выстраиваются в поезд, а задача других обеспечить им препятствия), затем команды меняются местами.
3. Фаза лабилизации (лабильный тип – психотип, характерный рисунок личности) – Цель: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе. - Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) – 5 минут, материалы: инструкция выполнения, бланки по количеству участников, карандаши простые, «волшебная коробочка» - Методика определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) авт. В. С. Ивашкин, В.В. Онуфриева – 5 минут, материалы: инструкция выполнения, бланки по количеству участников, карандаши простые, «волшебная коробочка» 4. Фаза быстрого взаимодействия – Цель: Отработка навыков сплоченного взаимодействия в группе, умение осознавать общие цели и задачи в группе. -Упражнение «Мы рядом, мы вместе!» - 5 минут (все участники, без слов, должны быстро построить ряд фигур: квадрат, треугольник, букву - П. , птичий косяк….)
- Упражнение «Рисуем картину!» - 5 минут (все участники, рисуют общую картину по одному элементу, не сговариваясь, один начинает, другие продолжают)
- Заключительная Фаза – Цель: Подведение итогов снятие напряжения, эмоционально – психологическое сближение, положительное завершение тренинга.
- Упражнение «Цветок раскрывается!» - 3 минуты (все участники встают в круг, руками держась друг за друга, вытянув их к центру круга, поднимая руки из центра вверх и немного отходя назад, изображая раскрывающейся цветок)
-Упражнение «Подарок!» - 3 минуты (все участники, по очереди, «дарят свой подарок группе», например,: Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными?
Рефлексия - 1 минута: Наш первый этап тренинга подошел к концу, всем спасибо за работу, вы все заслуживаете аплодисменты, давайте, скажем, друг другу, спасибо и поаплодируем! Все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого!Вместе Вы – сила! Сегодня мы освоили - Тренинг личностной эффективности и педагогической осознанности; Жду завтра на продолжение нашего тренинга - Тренинг взаимоотношений «личностно ориентированная модель общения» и профессиональное самосовершенствование. Спасибо всем за участие! Правила взаимодействия и работы в группе: - Доверительный стиль общения и активность (общение на «ты», уравнивает всех членов группы) - Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует в данный момент, и обсуждать то, что происходит сейчас) - Персонификация высказываний (выдвигать свои суждения «Я так думаю…., Я так считаю…») - Искренность в общении (открыто выражать свои чувства, говорить только то, что действительно переживается, или молчать) - Конфиденциальность (происходящее не выносится запределы группы, уважение к личности) - Определение сильных сторон личности (обязательно подчеркивать положительные качества друг друга) - Недопустимость непосредственных оценок личности каждого (все мнения и идеи хороши!) - Внимательно слушать, друг друга, не перебивая! - Правило «стоп!», используется в случаях затягивания по времени, или в нарушении правил тренинга.
2 этап – (второй день) тема: Тренинг взаимоотношений «личностно ориентированная модель общения» и профессиональное самосовершенствование.
- Вводная фаза; Приветствие Ведущего! - Цель: Эмоционально – психологическое сближение участников, мотивация на взаимоотношения и взаимодействия в группе. - Я, очень рада, что мы снова все вместе, всех приветствую, спасибо, за поддержку, правила участия в группе все те же, и так мы продолжаем! - А, Вы рады встречи?-- Упражнение «Мы снова встретились!» - 3 минуты (участники выражают свое приветствие друг другу: рукопожатием, похлопыванием по плечу, обниманием, возгласами…)
- Фаза контакта; Разминка - Цель: Повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта. -- Упражнение «Поменяйтесь местами» - 3 минуты (участники, стоя в кругу, меняются местами, например – те кто, любит оливки, те кто, любит театр, те кто, любит петь, те кто, любит детей, те кто, любит красный цвет, те кто, любит вязать, те, у кого есть маникюр, те, у кого уже было в этом 2025 году день рождения, те, кто умеет готовить вкусный плов.
- Упражнение «Атомы и Молекулы» - 3 минуты (участники стоят в кругу) Настройка: закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Сейчас, вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По сигналу, удар в бубен, вы объединяетесь в молекулы, из определенного числа атомов: соединились втроем руками, соединились вчетвером локтями, соединились впятером, положив руки на плечи друг другу.
- Упражнение «Рисунок на спине» - 3 минуты (тактильные ощущения, участники по желанию встают в пары, один спиной к другому, тот, кто сзади, рисует на спине стоящего спереди рисунок, задача другого угадать, что он нарисовал, затем меняются местами.
- Фаза обратной связи; Анализ анкет «Обратная связь» - 8 минут Ведущий, оглашает результаты проведенной накануне диагностики:- Методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру) - Методики определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) авт. В. С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Дискуссия по результатам обследования – высказывание своего мнения.
- Фаза - Познай себя! – 10 минут Цель: Помочь участникам познать самих себя, свое внутреннее - «Я», научить способу «Помоги себе сам!», умению извлекать ресурсы своей жизненной энергетики: психологический метод «Окно Джохари» и другие возможности для личного развития. «Джохари» - это сочетание имен американских психологов, разработавших данную методику личностного роста – Джозефом Лифтаном и Харрингтоном Инхамом. В соответствии с методикой, у каждого человека имеются 4 зоны: открытая, слепая, спрятанная и неизвестная, позволяющие лучше понять взаимосвязь между своими личными качествами и тем, как их воспринимают другие; материалы: бланки по числу участников, метафорические карточки, авт.Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, карандаши, инструкция по ходу выполнения методики.
- Фаза - Профессиональное самосовершенствование – Цель: Выработка внутренней позиции - к профессиональной деятельности, в высказываниях делается упор, на сильные стороны как личности, и как профессионала или молодого специалиста, высказывание фразой. -- Упражнение «Что помогает тебе в работе?» - 10 минут; материалы: (каждый участник, получает лист бумаги и карандаш) – Инструкция: Собрать от всехучастников «Свои сильные качества личности или возможности, и в то же время, самому написать всем участникам их личный потенциал. По желанию, можно зачитать для всех.
- Упражнение «Мои перспективы» - 5 минут; материалы: (карандаш и лист бумаги); Инструкция: Прогнозирование – это установка к действию: сформулируйте и напишите основные цели своего профессионального совершенствования на ближайшую перспективу, а также, что, по вашему мнению, ждет наше замечательное учреждение в будущем?
- Заключительная фаза; Цель: Подведение итогов снятие напряжения, эмоционально – психологическое сближение, доверительное отношение к участникам группы, положительное завершение тренинга.
- Упражнение «Держим предмет!» - 2 минуты (участникам предлагается, стоя в кругу, удержать предмет - (обруч), только указательными пальцами и опустить его плавно в указанное место « на стол»). Этот предмет, который Вы сейчас держали, символизировал наш детский сад, вы его подняли, уверенно держали и осторожно поставили на фундамент. А сможете ли вы, «удержать друг друга», когда это будет нужно? Сейчас мы это и проверим! - Упражнение «Я вам доверяю!» - 10 минут Ведущий: Вот также как, Вы сейчас дружно, сплоченно, держали обруч и плавно его опустили на стол «фундамент», вы попробуете удержать друг друга на своих указательных пальцах; Инструкция: участник должен полностью довериться своей группе, расслабиться лежа на столе, руки- на животе.
Рефлексия – 1 минута: Наш второй этап тренинга подошел к концу, Теперь вы знаете, почему важна сплоченность, ведь это возможность окунуться, увидеть, услышать, ощутить, испытать, стать, стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые возможности действовать сообща. Всем спасибо за работу, вы все заслуживаете аплодисменты, давайте, скажем, друг другу, спасибо и поаплодируем! Все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! А наш девиз тренинга «Вединстве – сила!» До новой встречи!
Был организован тренинг, на котором педагоги проходили различные упражнения, направленные на развитие командного духа. В ходе тренинга участники делились своими переживаниями и проблемами, что способствовало созданию доверительной атмосферы.
Одним из упражнений было «Создание общего проекта», где каждая группа должна была разработать план мероприятия для детей. Это требовало от участников не только креативности, но и умения слушать друг друга, учитывать мнения и предложения. Анализируя этот эпизод, можно заметить, что тренинг помог педагогам не только лучше узнать друг друга, но и научил их работать в команде, что в свою очередь снизило уровень конфликтов. Участники стали более открытыми к общению, что позволило им быстрее решать возникающие разногласия. Таким образом, тренинг по командообразованию не только укрепил командный дух, но и стал важным шагом к созданию более продуктивной и спокойной рабочей среды.
Педагоги начали обсуждать свои подходы, делиться опытом и вместе разрабатывать новые методики, что привело к улучшению как внутренней атмосферы в коллективе, так и качества образовательного процесса. Этот пример показывает, как командообразование может служить эффективным инструментом для управления конфликтами. Когда члены команды работают вместе, они становятся более открытыми к диалогу и готовы искать решения, которые удовлетворяют всех. Таким образом, создание сплоченной команды в дошкольной организации не только способствует улучшению рабочих отношений, но и помогает предотвратить конфликты, а в случае их возникновения — эффективно их разрешать.
В заключение, можно сказать, что связь командообразования и управления конфликтами в дошкольной организации является неотъемлемой частью успешной работы. Я считаю, что создание эффективной команды, основанной на доверии и взаимопонимании, является залогом успешного разрешения конфликтов и повышения качества образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация системы качества образовательной организации
презентация, материалы курса повышения квалификации...

Разработка блок-схем документированных процедур системы качества образовательной организации
презентация, которой хотелось бы поделиться...

Публичная лекция на тему: «Современные образовательные технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса».
Какие современные технологии я применяю в своей работе....

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»
«Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...

«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...
