Мастер-класс Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал

Симакова Ирина Михайловна

Мастер-класс

Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью

нетрадиционных техник рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_uchastnits_vospitatel_goda_2022.docx142.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Аленушка»


Мастер-класс

Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью

нетрадиционных техник рисования»

image1

Подготовила воспитатель:

Симакова И.М.

г. Городовиковск.

Мастер-класс

Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью

нетрадиционных техник рисования»

Цель мастер-класса: Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с детьми и участниками мастер-класса, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.

Задачи.

  • Обогащать знания педагогов о  народной игрушке.
  • Создавать декоративную композицию на бумажных шаблонах – украшать элементами декоративной росписи (кругами, кольцами,  пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами) нетрадиционными способами рисования: печатанье штампом, печатанье пробкой, ватной палочкой.
  • Учить педагогов самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
  • Развивать творческие способности,  чувство цвета и композиции, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Материалы и оборудование: шаблоны из белой бумаги по мотивам «Дымковские игрушки»; ватные палочки, штамп из поролона, бросовый материал  - пробки, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы с элементами дымковской росписи; наглядно-демонстрационный материал; мультимедийная презентация; образцы расписных дымковских игрушек.

Ход мастер класса.

Слайд 1

- Здравствуйте (добрый день), уважаемые коллеги (педагоги)! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования». Данный мастер-класс является одной из форм работы в духовно-нравственном воспитании.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития духовных традиций нашего времени. Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Слайд 2

Педагог ДО читает стихотворение «Дымковская игрушка»:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров.

Слайд 3

Ды́мковская игрушка - русская народная игрушка.

Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка  (ныне город Киров).

Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.

Слайд 4

Вначале были свистульки.

Слайд 5

Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках. 

Слайд 6

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их,

Слайд 7

затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом.

Слайд 8

Для росписи используют яркие краски. Все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный. Есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки.

Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет говорит о горе, неправде, зле.

 Красный цвет не только символ солнца (огня), но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_3.jpeg
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни.

Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями.

Слайд 9

Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Слайд 9

Такие узоры всем понравились, полюбились. Свои знания мастерицы передавали своим дочкам и внучкам, а те учили своих дочек и внучек».


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_4.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_5.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_6.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_7.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/09/s_5e16ed0b02bfd/1309811_8.jpeg

И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.

Слайд 10

Элементы дымковской росписи

Слайд 11

Разнообразие и красота дымковских игрушек на века запечатлена в образах людей, животных

Слайд 12

 и птиц: лошадок, козликов, индюков и петушков!

Слайд 13

Нет одинаковых дымковских барышень, это и водоноска, кормилица, и нянька с младенцами, и барышня в кокошнике с хлебом, изысканная городская дама с кавалерами, рядом могут быть дети, домашние животные и целые семьи и сюжеты быта.

2 Практическая часть.

-Самопоказ.

-Самостоятельная работа участников мастер класса.

-Посмотрите каковы

Удивительно белы

Мастера, скорей за дело        

Украшай игрушку смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовал он взор.

У вас на столах лежат бумажные белые шаблоны, которые мы с вами сейчас превратим в красивые дымковские игрушки. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.

Этапы работы

Слайд 14

1 этап – подготовительный

- Подготавливаем всё необходимое для работы: краски, пробки, ватные палочки и выбираем шаблон вашей игрушки.

- А сейчас мы картину оживим! Чтобы игрушки стали красивыми и яркими подготовим наши пальчики:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим,

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали-сжали,

Кулачки разжали-сжали,

Вот и пальчики размяли,

А сейчас мастера за работу

Вам пора!

Слайд 15

2 этап работы

Последовательность выполнения росписи игрушек

Роспись дымковского козлика (коня):

  • взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, рога, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза;
  • хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек;
  • узор на козлике (лошадке) идет сверху вниз, по ногам и туловищу;
  • нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.

- Печатаем пробкой колечки и круги.

- Рисуем ватной палочкой точки.

Слайд 16, 17

3 этап – заключительный

- Рисуем орнамент и яркие узоры в образах дымковских игрушек.

3.Заключительная часть

Педагог-мастер:

Сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть свои работы и рассказать о своей игрушке.

Участники мастер-класса презентуют свои работы. Мастер-класс закончен. Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: "Создание Дымковской игрушки"

Ценность Дымковской игрушки заключена в том, что это уникальная ручная работа. Нет в мире двух одинаковых Дымковских игрушек, ведь даже один и тот же мастер не сможет создать две дымковские игрушки по...

Мастер-класс Лепка и роспись дымковской игрушки "Петушок"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополни тельного образования. Мастер-класс направлен на изготовление и пополнение развивающей среды группы по приобщению к истокам русской народно...

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (рисование) в подготовительной группе на тему: «Роспись дымковской игрушки»

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 5  г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан  Конспект О...

Мастер-класс для педагогов "Роспись дымковской игрушки"

Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости сырей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Роспись дымковской игрушки»

Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.Задачи:- познакомить с декоративно – прикладным искусством &nd...

Мастер – класс на тему: «Роспись дымковской глиняной игрушки «Лошадка»

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народной  дымковской игрушке.  Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Слобода Дымково расположена на ок...