Мастер-класс Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал
Мастер-класс
Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью
нетрадиционных техник рисования»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 142.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аленушка»
Мастер-класс
Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью
нетрадиционных техник рисования»
Подготовила воспитатель:
Симакова И.М.
г. Городовиковск.
Мастер-класс
Тема: «Роспись дымковской игрушки с помощью
нетрадиционных техник рисования»
Цель мастер-класса: Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с детьми и участниками мастер-класса, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.
Задачи.
- Обогащать знания педагогов о народной игрушке.
- Создавать декоративную композицию на бумажных шаблонах – украшать элементами декоративной росписи (кругами, кольцами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами) нетрадиционными способами рисования: печатанье штампом, печатанье пробкой, ватной палочкой.
- Учить педагогов самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- Развивать творческие способности, чувство цвета и композиции, приобщать участников к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Материалы и оборудование: шаблоны из белой бумаги по мотивам «Дымковские игрушки»; ватные палочки, штамп из поролона, бросовый материал - пробки, стаканы с водой, салфетки бумажные, влажные салфетки, краски гуашевые разных цветов; таблицы с элементами дымковской росписи; наглядно-демонстрационный материал; мультимедийная презентация; образцы расписных дымковских игрушек.
Ход мастер класса.
Слайд 1
- Здравствуйте (добрый день), уважаемые коллеги (педагоги)! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования». Данный мастер-класс является одной из форм работы в духовно-нравственном воспитании.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития духовных традиций нашего времени. Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.
Слайд 2
Педагог ДО читает стихотворение «Дымковская игрушка»:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Сегодня у Вас есть возможность представить себя в роли дымковских мастеров.
Слайд 3
Ды́мковская игрушка - русская народная игрушка.
Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров).
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.
Слайд 4
Вначале были свистульки.
Слайд 5
Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.
Слайд 6
Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их,
Слайд 7
затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом.
Слайд 8
Для росписи используют яркие краски. Все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный. Есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки.
Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. Символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет говорит о горе, неправде, зле.
Красный цвет не только символ солнца (огня), но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни.
Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями.
Слайд 9
Узоры очень простые. Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки. Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Слайд 9
Такие узоры всем понравились, полюбились. Свои знания мастерицы передавали своим дочкам и внучкам, а те учили своих дочек и внучек».
И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки.
Слайд 10
Элементы дымковской росписи
Слайд 11
Разнообразие и красота дымковских игрушек на века запечатлена в образах людей, животных
Слайд 12
и птиц: лошадок, козликов, индюков и петушков!
Слайд 13
Нет одинаковых дымковских барышень, это и водоноска, кормилица, и нянька с младенцами, и барышня в кокошнике с хлебом, изысканная городская дама с кавалерами, рядом могут быть дети, домашние животные и целые семьи и сюжеты быта.
2 Практическая часть.
-Самопоказ.
-Самостоятельная работа участников мастер класса.
-Посмотрите каковы
Удивительно белы
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушку смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор.
У вас на столах лежат бумажные белые шаблоны, которые мы с вами сейчас превратим в красивые дымковские игрушки. Детские игрушки должны быть яркими, жизнерадостными, поэтому не скупитесь на красный, желтый, салатовый цвета при росписи.
Этапы работы
Слайд 14
1 этап – подготовительный
- Подготавливаем всё необходимое для работы: краски, пробки, ватные палочки и выбираем шаблон вашей игрушки.
- А сейчас мы картину оживим! Чтобы игрушки стали красивыми и яркими подготовим наши пальчики:
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим,
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали-сжали,
Кулачки разжали-сжали,
Вот и пальчики размяли,
А сейчас мастера за работу
Вам пора!
Слайд 15
2 этап работы
Последовательность выполнения росписи игрушек
Роспись дымковского козлика (коня):
- взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, рога, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза;
- хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек;
- узор на козлике (лошадке) идет сверху вниз, по ногам и туловищу;
- нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.
- Печатаем пробкой колечки и круги.
- Рисуем ватной палочкой точки.
Слайд 16, 17
3 этап – заключительный
- Рисуем орнамент и яркие узоры в образах дымковских игрушек.
3.Заключительная часть
Педагог-мастер:
Сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть свои работы и рассказать о своей игрушке.
Участники мастер-класса презентуют свои работы. Мастер-класс закончен. Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: "Создание Дымковской игрушки"
Ценность Дымковской игрушки заключена в том, что это уникальная ручная работа. Нет в мире двух одинаковых Дымковских игрушек, ведь даже один и тот же мастер не сможет создать две дымковские игрушки по...

Мастер-класс Лепка и роспись дымковской игрушки "Петушок"
Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополни тельного образования. Мастер-класс направлен на изготовление и пополнение развивающей среды группы по приобщению к истокам русской народно...

Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки»....

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (рисование) в подготовительной группе на тему: «Роспись дымковской игрушки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Конспект О...

Мастер-класс для педагогов "Роспись дымковской игрушки"
Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости сырей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Роспись дымковской игрушки»
Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.Задачи:- познакомить с декоративно – прикладным искусством &nd...
Мастер – класс на тему: «Роспись дымковской глиняной игрушки «Лошадка»
Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народной дымковской игрушке. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Слобода Дымково расположена на ок...








