Доклад на муниципальном уровне на тему: "Опыт работы по внедрению СТЕМ-образования в МБДОУ "Детский сад №8""
методическая разработка

Смоленцева Марина Александровна

Доклад на муниципальном уровне на тему: "Опыт работы по внедрению СТЕМ-образования в МБДОУ "Детский сад №8""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по внедрению STEM-технологии в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад № 8». (слайд 1)

    Реализация ФГОС ДОУ требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольного образования. Поиск новых, более эффективных методов, приемов, технологий в процессе организации образовательной деятельности. В настоящее время появились новые инновационные технологии, позволяющие развивать у детей дошкольного возраста навыки конструирования, моделирования и проектирования. Поэтому возникла необходимость внедрения STEM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дало возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству.

 С 2023 года мы начали работу по реализации STEM-образования в ДОУ, начали апробацию новой образовательной технологии. Вначале это было на уровне ознакомления с технологией. В 2023 году при разработке образовательной программы МБДОУ «Детского сада №8» на основе ФОП ДО, мы также включили парциальную программу «STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией Т.В. Волосовец, и стали более углубленно изучать STEM- образование. Адаптировали материал под образовательный процесс нашего детского сада.

  (слайд 2)   Целью нашей работы является создание условий для практического применения STEM - технологии в образовательной деятельности с детьми, а также развитие творческого потенциала педагогов, формирование и совершенствование их профессиональных умений и навыков.
     Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
- обучение педагогов инновационной STEM технологии;
- формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников;
- разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов занятий и т.д.;
- включение педагогов в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности;
- организация мероприятий, направленных на распространение инновационного опыта работы и продуктов инновационной деятельности;
- популяризация и ознакомление со STEM – технологиями родителей дошкольников;
пополнение предметно-развивающей среды.

(слайд 3)«STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией Т.В. Волосовец - это новая парциальная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. STEM-абривиатура, которую вы видите на экране.( где S - science ( естественные науки). T - technology ( технология). E - engineering ( инженерное искусство). M – mathematics ( математика).)

 Ценность программы в том, что она может успешно использоваться   в рамках образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

(слайд 4)Парциальная программа «STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» Волосовец Т.В. включает в себя 6 модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

  • Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
  • Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
  • Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
  • Образовательный модуль «Математическое развитие».
  • Образовательный модуль «Робототехника».
  • Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”.

Реализуются образовательные модули в приоритетных видах деятельности: игре, конструировании, познавательно – исследовательской, учебной деятельности, в различных видах художественно – творческой деятельности.

За эти 2 учебных года педагогическим коллективом была проделана большая работа.

(слайд 5)Педагоги нашего детского сада повышали свою педагогическую компетентность:

- прошли курсы повышения квалификации по темам: «STEM- образование для детей дошкольного возраста», «Основы робототехники и LEGO-конструирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников», «Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в условиях ФГОС», «Стратегии и практики в образовании для развития личности и общества»

- прослушали обучающие вебинары и семинары по использованию учебно-игровых пособий STEM.

- посещали обучающие мастер-классы в ДОУ(слайд 6): «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников», «Математический планшет «Геометрик», «Палочки Кюизенера - как средство развития математических способностей  у детей дошкольного возраста», «Использование игрового набора «Дары Фребеля» для полноценного развития детей дошкольного возраста» и др. На этом мастер-классе педагоги знакомились с Дарами Фребеля, и выполняли различные практические задания, одно из таких было: сконструировать времена года с помощью Даров Фребеля.

- посещали открытые занятия в ДОУ, на которых педагоги делились своим опытом с коллегами;

- реализовывали проектную деятельность

-участвовали в конкурсах разного уровня: Всероссийский конкурс «Парки России будущим поколениям с использованием Даров Фребеля», конкурсы муниципального уровня: Lego фестиваль «Лего-звёздочка-2023 и 2024»,  Лего-фестиваль моделей из конструктора «Военная техника». В этом учебном году мы участвовали в муниципальном конкурсе «Педагог года» с педагогической находкой –  применением инновационной технологии «Мультстудия «Я творю мир»» в образовательном процессе и заняли 1 место, теперь дальше готовимся к региональному к-су «Педагог года 2025» по этой же теме.

Хочу немного остановиться на Всероссийском конкурсе «Парки России будущим поколениям с использованием Даров Фребеля». Основное задание конкурса было создать проект «Парки России- будущим поколениям» с помощью Даров Фребеля и смонтировать видеоролик про данный парк с желаемыми видоизменениями в будущем. Мы с педагогами собрались и решили, что мы будем конструировать Парк им. Федько сначала сами, а потом подключим детей к этой деятельности, и вот что у нас получилось(видеообзор проекта)(слайд 7 .)

Для достижения цели и решения задач в 2023-2024 году были выбраны следующие модули:

(слайд 8) Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Образовательный модуль LEGO- конструирование ЛЕГО- это яркий, красочный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности. Способствует развитию способностей к техническому творчеству. Перед вами на экране проекты «ЦДОД г. Коркино», «Открытки к 1 Мая» детей в рамках кружковой деятельности, реализуемой воспитателем нашего детского сада Бабушкиной Ириной Эдуардовной.

(слайд 9) Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры с палочками Кюизенера, игры с блоками Дьенеша и др.  Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности. Перед вами на экране открытое занятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию ФЭМП, которое проводила педагог Гладкина Марина Анатольевна с применением игр с палочками Кюизенера. Дети закрепляли понятия цифр, порядкового счета от 1 до 10 и обратно, увеличение и уменьшение числа(слайд 10). Дошкольники также отрабатывали состав числа из двух чисел с помощью Игры «Числовые домики».(слайд 11) С помощью Игры «Разноцветные вагончики» дети отрабатывали навык умения видеть соответствие между цветом, длиной и числом. (слайд 12) Дети сравнивали числа в Игре «Сравни числа».
Длину каждой палочки они обозначили цифрой, а, сравнивая, пользовались знаками «больше», «меньше», «равно».

(слайд 13) Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
     У детей формируются представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.

Детское экспериментирование можно разделить на темы: Исследование свойств воды; Исследование свойств песка, глины, камней и почвы; Исследование свойств воздуха; Исследование света и тени; Магнетизм и электричество; Элементарная физика и химия; Исследование растений; Исследование животных. Перед вами на экране педагоги 2 младшей и средней групп на открытых занятиях знакомят детей со свойствами воды.(слайд 14) Было обновлено оборудование для экспериментальной деятельности. Был закуплен набор для проведения экспериментов со светом и звуком. (слайд 15)В процессе экспериментирования необходимо поддерживать  и направлять детей на правильный ход деятельности, помогать тем, кто находит собственные способы решения задач. Продолжительность экспериментов может быть различным, это зависит от заинтересованности детей.

(слайд 16)Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

   Мультстудия — это отличная возможность совместить приятное с полезным. Ведь в наше время все больше входят компьютерные технологии, а интерес детей является одним из важных мотивов для начала любой деятельности. Одной из основных задач педагога является подбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут эффективны для достижения поставленных целей. Мультстудия — это современная технология с использованием мультимедийных и технических средств, в основе которой лежит совместная деятельность ребенка и взрослого по созданию совершенно нового продукта «мультфильма». В нашем детском саду весь 2023-2024 учебный год ребята старшей группы «Гуси-лебеди» посещали кружок «Мультстудия «Я творю мир» под руководством педагога Шеиной А.А., а в 2024-2025 уч.году. эту работу продолжила Кизуб К.В. В этом году Кизуб К.В. попыталась ввести элементы мультстудии в образовательный процесс ДОУ, интегрируя занятия по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию с созданием мультфильмов, опираясь на методические рекомендации, представленные в книге Муроходжаевой Н.С., В.Н. Пунчик, И.В.Амочаевой «Образовательный модуль Мультстудия «Я творю мир»». Главной целью использования мультстудии является поддержка и развитие познавательных и речевых навыков у детей. В ходе работы в мультстудии мы стремимся:

1. Развивать креативность и творческое мышление: изучение основ анимации и создание собственных мультфильмов помогают детям свободно выражать свои идеи и фантазии.

  2. Формировать коммуникационные навыки: в процессе работы в группах, когда дети обсуждают свои идеи, создают сценарии и представляют свои работы, у них улучшаются навыки общения и совместной деятельности.

3. Углублять познания об окружающем мире: создание мультфильмов может быть связано с изучением различных тем — от природы до истории, что помогает детям лучше понимать окружающий мир.

4. Развивать речевые навыки: работа над диалогами, озвучивание персонажей и артикуляция — все это становится эффективным инструментом для развития речи у детей.

    Например, в рамках тематической недели «Животные жарких стран» педагог Кизуб К.В. организовала работу над созданием мультфильма "Жизнь жирафа и черепахи". Дети делились своими знаниями о животных, создавали сценарий и рассказывали о животных. В процессе работы у них значительно улучшились навыки командной работы и речевые навыки. (слайд 17)Этот мультфильм снимался в  предметной технике. А по теме недели: «Зимние забавы» ребята смонтировали и озвучили мини - мультфильм «Мы снеговика слепили» в технике пластилиновой анимации, дошкольники использовали персонажи детей, слепленных на занятии по художественно-эстетическому развитию(лепке)(слайд 18).  Предлагаю вашему вниманию мини-мультфильм, созданный ребятами в технике песочной анимации «Весенняя песенка». (слайд 19) Создание мультфильмов позволяет интегрировать знания из разных областей: чтение художественной литературы (сказки, стихи), формирование элементарных математических представлений (счет, формы), окружающего мира (природа, экология) и искусства (музыка, рисование). Организация мультстудии может включать такие этапы, как написание(составление) сценария, создание персонажей, озвучивание и монтаж. Каждому этапу можно уделять отдельное занятие. А потом подвести итоги в открытом итоговом занятии, где снятие мини-мультфильма займет уже не столько много времени, т.к. до этого проводилась предварительная работа с детьми и наша главная задача - создать мини-мультфильм из нескольких кадров, а не создавать объемный, длинный по протяженности мультфильм. Мы только подводим детей к созданию мини-мультфильма, даем им мотивацию для лучшего изучения и вовлечения в познавательную и речевую активность детей.

Мы уверены, что использование мультстудии в образовательном процессе открывает перед нами новые горизонты и возможности!

А в 2024-2025 году наши педагоги работали над оставшимися 2 модулями «Дары Фребеля» и «Робототехника», продолжили работу по предыдущим модулям.

(слайд 20) Образовательный модуль «Дары Фребеля»  

     В настоящее время «Дары Фребёля » представляют собой игровой набор из 14 модулей – (деревянных наборов конструкторов) 6-даров самого Фребеля: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», а остальные модули, придуманные основоположниками Фридриха Фребеля- это Модуль 7«Цветные фигуры», Модуль 8 «Палочки», Модуль 9 «Кольца и полукольца», Модуль 10 «Фишки», Модуль11 «Цветные тела», Модуль12 «Мозаика», Модуль 13 «Башенки», Модуль14 «Арки и цифры». Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности ребенка. Этот игровой набор помогают развивать творческое мышление, моторику и сенсорные навыки, а также учат детей основам математики, эстетики и гармонии. Дары Фребеля являются универсальным инструментом в организации различных видов детской деятельности: конструктивной, речевой, художественно-эстетической, игровой. Они способствуют не только развитию логического и творческого мышления, но и социальным навыкам, что делает процесс обучения более увлекательным и многообразным.

В нашем детском саду имеется 2 комплекта данных даров, занятия проводятся по подгруппам не более 10 человек на 1 комплект. С ними вы сможете ознакомиться позже в нашей стем-лаборатории.

(слайд 21)Образовательный модуль «Робототехника»

Образовательный модуль « Робототехника» Освоение робототехнического конструирования; Через организацию движения роботов познание основ механики и базовых электронных компонентов; Понятие, что такое «Алгоритм» Получение первого опыта программирования, моделирования. Перед вами на экране педагог Бабушкина Ирина Эдуардовна проводит открытое занятие «Майло, научный вездеход» по  LEGO конструированию с использованием робототехники. В течение всего учебного года Ирина Эдуардовна ведет кружок по лего-конструированию и робототехнике «Лего-кантри», ей также была разработана Программа по дополнительному образованию детей.(слайд 22) В этом учебном году Ирина Эдуардовна с ребятами участвовали в  муниципальном конкурсе Lego фестиваль «Лего-звёздочка-2024» и заняли 2 место, совместным проектом их работы с детьми был «Стадион Горняк», который изображен на экране. Также Ирина Эдуардовна совместно с ребятами украшают выставками работ территорию детского сада.

Работа с родителями:

     Летом, перед началом 2024-25 учебного года была создана STEM-лаборатория в нашем Детском саду для занятий с детьми и родителями, где и разместились все 6 образовательных модулей. Она была переоборудована из групповой комнаты. STEM-лаборатория организована в различные зоны, каждая из которых имеет свои функции («Мультстудия», «Лего-конструирование» и «Робототехника», «Уголок экспериментирования», «Дары Фребеля», «Логика и мышление»). Это разделение помогает детям ориентироваться и выбирать виды деятельности согласно своим интересам, позже вы сможете ознакомиться с ней.

      Создание STEM-лаборатории в детском образовательном учреждении — отличная возможность для вовлечения и родителей, и детей в интересный и познавательный процесс обучения. STEM-лаборатория стала местом, где дети совместно с педагогами и родителями, развивают свои навыки в науке, технологиях, инженерии и математике через игру и экспериментирование.(слайд 23)  В этом учебном году, в рамках реализации проектной деятельности в МБДОУ «Детский сад №8» на тему: «Использование мастер-классов по STEAM-образованию как эффективный способ вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ», в STEM-лаборатории педагогами всех групп были организованы и проведены мастер-классы для родителей на темы: «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактического материала «Дары Фребеля»», «Дидактическая игра «Радужные камешки»». На данных мастер-классах родители познакомились с играми «Радужные камешки» и дидактическим материалом «Дары Фребеля», которые помогут закрепить пройденный материал по формированию элементарных математических представлений родителям и дома с детьми. (слайд 24)В старшей группе прошли мастер-классы с родителями и детьми на темы: «Учимся, играя в Лего» и «Путешествие в страну математики с использованием палочек Кюизенера». На первом мастер-классе родители познакомились с конструктором «Лего» и методами игры в него. Были проведены совместные игры с детьми и родителями: «Собери лесенку», «Чья команда быстрее построит цифру», «Собери модель по памяти» и др. Лего-конструирование развивает у детей не только пространственное и логическое мышление, но также развивает у детей математические способности(сенсорные представления, обучение счету).(слайд 25)На втором мастер-классе родители знакомились с играми по ФЭМП с использованием «Палочек Кюизенера», с помощью этих игр родители смогут и дома с детьми закреплять пройденный материал по математике. (слайд 26)  А в подготовительной группе «Гуси-лебеди» воспитатели группы провели 2 мастер-класса на темы: «Художественное конструирование с помощью Даров Фребеля – наш любимый парк» и (слайд 27)«Фелтинг- валяние бус из шерсти».   Вовлечение родителей в занятия помогает им активнее участвовать в образовательном процессе и поддерживать интерес своих детей к обучению.

(слайд 28)Просвещение родителей процессу обучения и информирование их о новых подходах, таких как STEM-образование мы реализовали через оформление стендов с информацией на эту тему с использованием QR-кодов — это эффективный и современный способ взаимодействия.  

Преимущества использования QR-кодов:

- Родители могут в любое время сканировать QR-коды со стенда, чтобы получить доступ к необходимым данным на своих устройствах.
- Интерактивность: Это делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным, вдохновляя родителей изучать информацию самостоятельно.
- Обновляемость: Контент на сайте можно легко обновлять, добавляя новые материалы и ссылки, что позволяет всегда держать родителей в курсе последних новостей и исследований в области STEM - образования.

Проекты, основанные на STEM – технологии, часто требует командной работы педагогов, детей и родителей. И только совместная слаженная работа сможет дать успешные плоды. Внедрение STEM-образования в нашем дошкольном учреждении открывает новые горизонты для развития детей, закладывает фундамент для их будущего обучения и помогает формировать активных, любознательных и уверенных в себе личностей. Спасибо за внимание.(слайд 29)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

  Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым  физкультурно - оздоровительная...

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)

2.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО ...

Из опыта работы по самообразованию: "Стем-образование.Конструктивно-модельная деятельность".

Статья отражает опыт работы  воспитателяпо самообразованию с средней и старшей группе детского сада....

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого внеклассного мероприяти...

Презентация Опыта работы на муниципальном уровне по внедрению СТЕМ-образования в МБДОУ "Детский сад №8"

Презентация Опыта работы на муниципальном уровне по внедрению СТЕМ-образования в МБДОУ "Детский сад №8"...

Доклад на муниципальном уровне на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности педагогических работников».

Доклад на тему: «Технологическая карта документационного сопровождения системы оценки качества образования и механизмов управления качеством образования «Система мониторинга эффективности ...

Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"

Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"...