Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»
Проект в МБДОУ «Детский сад №8» на тему: «Внедрение STEM-технологии в образовательный процесс ДОУ».
(по срокам реализации: долгосрочный)
Участники: педагоги МБДОУ «Д/с №8»,
воспитанники всех групп Д/с,
их родители.
Разработчик проекта:
старший воспитатель Смоленцева М.А.
г.Коркино
Цель проекта: внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO – конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»» в образовательное пространство ДОУ.
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию. Способствует формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений у детей.
Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень. Проект разработан на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторы: Волосовец Т. В. : кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Маркова В. А. : кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, главный методист АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», директор ОП АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в Краснодаре, Аверин С. А. : кандидат физико-математических наук, доцент Института педагогики и психологии образования.
Актуальность проекта:
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов
точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
Игра.
Конструирование.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Различные виды художественно-творческой деятельности.
Освоение технологий ХХI века (цифровые технологии).
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта: 2 учебных года (с 01.11. 2023 по 31. 05.2024 и с 01.11. 2024 по 31. 05.2025)
Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, родителей и воспитанников среднего старшего дошкольного возраста.
Типовые особенности проекта:
- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Цель: внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO – конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.
Задачи проекта:
1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое
развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»»
3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
4. Формировать у детей исследовательские и инженерные навыки; качества, необходимые для работы в команде; умение анализировать результаты проделанных мероприятий.
5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:
Модуль «LEGO - конструирование»
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» развивается:
- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.
У детей формируются представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.
Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»
Ключевой идеей образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества. Данный модуль, по сути, объединяет в себе результаты всего STEM-образования дошкольников и младших школьников. Достижение поставленной цели возможно через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.
Практическая значимость проекта.
Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно-образовательный процесс с детьми среднего и старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего возраста.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: старший воспитатель, воспитатели.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: развивающие центры (центр занимательной математики и конструирования, центр экспериментирования, компьютер, принтер.
Этапы реализации проекта : (ноябрь 2023-май 2025 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (ноябрь 2023г.)
2 этап - практический, основной (декабрь 2023 – апрель 2024г. и с сентября 2024-май 2025)
3 этап – итоговый (май 2025г.)
План реализации проекта
Этап Содержание этапа Направление работы
I этап
Подготовительный: ноябрь 2023года- изучение литературы по данной теме. Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.
II этап
Практический, основной:
декабрь-апрель 2023-2024 г и сентября 2024-май 2025.
Работа с родителями:
1. Родительское собрание. «STEM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEM-образование: игры для развития инженерного мышления у ребенка»
2. Консультация «Веселая математика дома».
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.
3. Консультация «Математические игры по дороге домой».
Цель: учить родителей играм, направленным на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.
4. Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".
Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.
5. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".
Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам позволяющим показать связи между живым и неживым в природе.
6. Консультация «Экспериментирование с водой».
Цель: учить детей и родителей наблюдать за явлениями природы.
7. Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»
Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования для развития детей.
8. Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы».
Работа с педагогами:
1. Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ»
2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.
3. Педсовет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Работа с детьми:
Модуль «LEGO - конструирование»: (конструирование из различных видов конструкторов)
Модуль «Математическое развитие» (игры и занятия с математическим содержанием в течение года)
Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, игры-эксперименты, игры-путешествия, игры с моделированием, проблемные ситуации) Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Дать представления о STEM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении Информационное сопровождение педагогов по данной теме.
Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации задач образовательных модулей.
Внедрение элементов STEM-технологии в работу с дошкольниками.
III этап
аналитический:
май 2025 г. Подвести итоги работы по проекту в виде:
- диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»;
- родительского собрания «STEAM технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;
- презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ. Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.
Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.
2. Организация работы образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»»
3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.
4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
5. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.
Предполагаемые продукты:
1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEM технологии.
2. Разработка проектов по образовательным модулям.
3. Конспекты НОД.
Перспективы распространения проекта:
Трансляция педагогического опыта на различных уровнях.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Обогащение материально-технической базы; внедрение модулей «Робототехника», повышение профессиональной компетенции педагогов по STEM технологиям.
Трудности в реализации проектной деятельности:
Слабое обеспечение необходимой материальной базой; недостаток методических знаний и практических умений у педагогов, необходимых для полной реализации STEM технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "СТЕМ-образование в ДОУ".
Внедрение СТЕМ-образование в образовательную деятельность ДОУ....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием элементов СТЕМ – образования «Поможем пчёлке»
Цель: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры с математическим содержанием.Задачи:Обучающие. - Упражнять детей в ориент...

Из опыта работы по самообразованию: "Стем-образование.Конструктивно-модельная деятельность".
Статья отражает опыт работы воспитателяпо самообразованию с средней и старшей группе детского сада....

Консультация для воспитателей «Математика в СТЕМ-образовании».
СТЕМ-образование – модульное направление образования, цель которого- развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения его в нау...


