Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смоленцева Марина Александровна

Долгосрочный проект в МБДОУ "Д/с №8" на тему: "Внедрение СТЕМ-образования в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»

Проект в МБДОУ «Детский сад №8» на тему: «Внедрение STEM-технологии в образовательный процесс ДОУ».

(по срокам реализации: долгосрочный)

                                                                                     

 

  Участники: педагоги МБДОУ «Д/с №8»,

воспитанники всех групп Д/с,

их родители.

                                                                 

                                                                                 Разработчик проекта:

               старший воспитатель Смоленцева М.А.

г.Коркино

Цель проекта: внедрение образовательных модулей STEM-технологии: «LEGO – конструирование», «Математическое развитие»,  «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»» в образовательное пространство ДОУ.

     Данный проект предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию. Способствует формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений у детей.

  Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень. Проект разработан на основе парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторы: Волосовец Т. В. : кандидат педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Маркова В. А. : кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ, главный методист АО «ЭЛТИ-КУДИЦ», ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», директор ОП АО «ЭЛТИ-КУДИЦ» в Краснодаре, Аверин С. А. : кандидат физико-математических наук, доцент Института педагогики и психологии образования.

Актуальность проекта:

По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки ДЛиванов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов

точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.

Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

Игра.

Конструирование.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Различные виды художественно-творческой деятельности.

Освоение технологий ХХI века (цифровые технологии).

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта: 2 учебных года (с 01.11. 2023 по 31. 05.2024 и с 01.11. 2024 по 31. 05.2025)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней, старшей и подготовительной к школе группы, родители.

Адресация проектапроект предназначен для педагогов ДОУ, родителей и воспитанников среднего старшего дошкольного возраста.

Типовые особенности проекта:

- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий

- По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: долгосрочный.

Цельвнедрение образовательных модулей STEM-технологии«LEGO – конструирование», «Математическое развитие»«Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»» в образовательное пространство ДОУ для развития интеллектуальных способностей дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

Задачи проекта:

1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.

2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии«LEGO - конструирование»«Математическое

развитие»«Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»»

3. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

4. Формировать у детей исследовательские и инженерные навыки; качества, необходимые для работы в команде; умение анализировать результаты проделанных мероприятий.

5. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были выбраны следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО. Через образовательный модуль «LEGO - конструирование» развивается:

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

- умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.

Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышлениянаглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся.

У детей формируются представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

Ключевой идеей образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» выступает создание авторского мультфильма, который может стать современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества. Данный модуль, по сути, объединяет в себе результаты всего STEM-образования дошкольников и младших школьников. Достижение поставленной цели возможно через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Практическая значимость проекта.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно-образовательный процесс с детьми среднего и старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми младшего возраста.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: старший воспитатель, воспитатели.

Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое: развивающие центры (центр занимательной математики и конструирования, центр экспериментирования, компьютер, принтер.

Этапы реализации проекта : (ноябрь 2023-май 2025 учебный год).

Данный проект предполагается реализовать в три этапа:

1 этап - подготовительный (ноябрь 2023г.)

2 этап - практический, основной (декабрь 2023 – апрель 2024г. и с сентября 2024-май 2025)

3 этап – итоговый (май 2025г.)

План реализации проекта

Этап Содержание этапа Направление работы

I этап

Подготовительный: ноябрь 2023года-  изучение литературы по данной теме. Создание педагогически целесообразной развивающей среды. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии.

II этап

Практический, основной:

декабрь-апрель 2023-2024 г и сентября 2024-май 2025.

Работа с родителями:

1. Родительское собрание«STEM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEM-образование: игры для развития инженерного мышления у ребенка»

2. Консультация «Веселая математика дома».

Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения.

3. Консультация «Математические игры по дороге домой».

Цель: учить родителей играм, направленным на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи ребенка.

4. Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье".

Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.

5. Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях".

Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам позволяющим показать связи между живым и неживым в природе.

6. Консультация «Экспериментирование с водой».

Цель: учить детей и родителей наблюдать за явлениями природы.

7. Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей»

Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования для развития детей.

8. Консультация «Освоение ИКТ в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы».

Работа с педагогами: 

1. Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ»

2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.

3. Педсовет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

Работа с детьми:

Модуль «LEGO - конструирование»(конструирование из различных видов конструкторов)

Модуль «Математическое развитие» (игры и занятия с математическим содержанием в течение года)

Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» (экскурсии, наблюдения, опыты, эксперименты, игры-эксперименты, игры-путешествия, игры с моделированием, проблемные ситуации) Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Дать представления о STEM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении Информационное сопровождение педагогов по данной теме.

Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации задач образовательных модулей.

Внедрение элементов STEM-технологии в работу с дошкольниками.

III этап

аналитический:

май 2025 г. Подвести итоги работы по проекту в виде:

- диагностика детей, анкетирование родителей «Применение STEM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье»;

- родительского собрания «STEAM технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;

- презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ. Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы.

Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.

2. Организация работы образовательных модулей STEM-технологии«LEGO - конструирование»«Математическое развитие»«Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»»

3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.

4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

5. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.

Предполагаемые продукты:

1. Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного процесса в ДОУ на основе STEM технологии.

2. Разработка проектов по образовательным модулям.

3. Конспекты НОД.

Перспективы распространения проекта:

Трансляция педагогического опыта на различных уровнях.

Возможности дальнейшего развития проекта:

Обогащение материально-технической базы; внедрение модулей «Робототехника», повышение профессиональной компетенции педагогов по STEM технологиям.

Трудности в реализации проектной деятельности:

Слабое обеспечение необходимой материальной базой; недостаток методических знаний и практических умений у педагогов, необходимых для полной реализации STEM технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "СТЕМ-образование в ДОУ".

Внедрение СТЕМ-образование в образовательную деятельность ДОУ....

конспект по стем образованию

конспект по стем образованию...

«СТЕМ образование в ДОУ»

Статья «СТЕМ образование в ДОУ»...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием элементов СТЕМ – образования «Поможем пчёлке»

Цель:     Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры с математическим содержанием.Задачи:Обучающие.  - Упражнять детей в ориент...

Из опыта работы по самообразованию: "Стем-образование.Конструктивно-модельная деятельность".

Статья отражает опыт работы  воспитателяпо самообразованию с средней и старшей группе детского сада....

Консультация для воспитателей «Математика в СТЕМ-образовании».

СТЕМ-образование – модульное направление образования, цель которого- развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения его в нау...