семинар "Инновационные технологии"
консультация
семинар "Инновационные технологии" для педагогов ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №36
Невского района Санкт-Петербурга
Семинар
«Внедрение инновационных педагогических технологий и практик по реализации ОП ДО»
Цель: повышение уровня компетентности педагогов ГБДОУ №36 в вопросах применения активных методов обучения.
Задачи:
- Совершенствование педагогического процесса посредством использования современных образовательных технологий в различных видах деятельности ГБДОУ.
- Обсуждение актуальных проблем деятельности, содействуя продуктивному обмену мнениями и координируя общие усилия, ход и направление дискуссии.
Дата проведения: 02 декабря 2024 года
Участники: педагоги ГБДОУ
Ведущий: и.о.заведующего Чепурина Т.А., Цепакина А.Н.
Ход семинара
Теоретическая часть
Ведущий: Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Педагогические технологии классифицируются на:
традиционные и инновационные.
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.
Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Ведущий: А что же такое инновационная педагогическая технология? (обсуждение участниками семинара) Слайд 2
Ведущий: Структура образовательной технологии:
- концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент;
- содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала;
- процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность – технология должна обладать всеми признаками системы (логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью);
- управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
- эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
- воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей. Слайд 3-4
Практическая часть
Деловая игра «Технологии»
Участники семинара делятся на 2 группы: «педагоги»; «эксперты-родители».
Вопрос для обсуждения
Педагоги отвечают на вопрос: «Когда детям не интересно заниматься, а педагогу обучать?»
Эксперты-родители отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы детям стало интересно заниматься, а педагогу обучать?»
В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, помогут повысить интерес к процессу обучения.
Из ответов выделяют 2-3 наиболее эффективных довода.
Ведущий: Как мы видим, чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять образовательного процесса.
И здесь нам на помощь приходят современные технологии, которые выступают как инструмент повышения мотивации к обучению и развития интеллектуальных, творческих способностей детей, как средство повышения результативности обучения и качества образования в целом.
Перечислите технологии, которые используются в образовательном процессе в нашем детском саду:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология “Мнемотехника”
- технология “Критическое мышление” кубик Блума технология “Критическое мышление” кубик Блума (учитель объявляет тему урока и очерчивает круг вопросов, касающихся данной темы, которые будут обсуждаться в течение занятия. Педагог подбрасывает кубик. Дети должны по очереди отвечать на вопрос, изображенный на грани, что выпала. Если ответ не полный, другие ученики могут его дополнить.)
- STEM-технология
Участникам семинара предлагается по описанию отгадать вид педагогической технологии. Слайд 5
- Это технология запоминания на основе ассоциаций (мнемотехника).
- Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). (технология проектной деятельности)
- Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). (игровая технология)
На столике расположены предметы, которые могут понадобиться для выполнения задания (листы бумаги, фломастеры, карандаши).
Ведущий: Вам сейчас будет необходимо применить одну из игровых инновационных технологий, которые способствуют развитию речи на практике.
Каждой группе предлагается конверт на выбор, в котором находится задание и вам необходимо его выполнить.
Выберите, пожалуйста, конверт. Вам надо составить мнемотаблицы к пословицам.
Задание для 1-ой группы
Команда изображает пословицу с помощью схемы, а команды соперников должны, отгадать какая пословица изображена на схеме.
(Весна красна цветами, а осень- пирогами и снопами)
(Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову.)
Задание для 2-ой группы
Команда, изображает пословицу с помощью схемы
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)
(Цыплят по осени считают.)
- Это способ фиксирования, накопления и оценки достижений ребенка (педагога) в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель». (технология портфолио)
- Это методика организации учебно-воспитательного процесса, дающая детям настоящие сведения об объектах, процессах и явлениях, которые они открывают самостоятельным образом. Применение этой технологии основывается на представлении учащегося в роли исследователя, проводящего экспериментальную работу, связанную с поиском ответов на разнообразные вопросы в области познания и развития. Такой подход позволяет понять и освоить связи между различными процессами и явлениями окружающего мира, выявить динамику их развития и факторы, воздействующие на них. (технология исследовательской деятельности)
- Данная технология используется для закрепления (рефлексии) полученных знаний. Для этого необходимо изготовить кубик, который состоит из шести граней и вопросов:
— что или кто это?
— на что это похоже?
— опиши
— классифицируй (раздели на группы)
— сравни
— примени (как и где можно использовать данный предмет или понятие и знания об этом предмете).
Ребенок или педагог бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. (технология критического мышления)
- Это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей. (информационно-коммуникационные технологии)
- Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. (личностно-ориентированные технологии)
- Комплекс специальных методов, направленных на охрану и стимулирование здоровья учеников образовательного учреждения. (здоровьесберегающие технологии).
- Это такое направление в образовании, которое объединяет научные дисциплины (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics) в единую систему обучения. Оно ориентировано на практическое применение знаний, взаимосвязь между учебными предметами и визуализацию научных явлений для более глубокого понимания теории. Способствует развитию творческого мышления и практических навыков, а также подготавливает к успешной адаптации в быстро меняющемся мире технологий и научных открытий.
Ведущий: Какие цели у STEM-технологии в дошкольном образовании?
- развитие критического мышления — умение задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию, делать выводы и решать сложные проблемы. Этот навык важен для адаптации к постоянно меняющемуся миру и принятия информированных решений.
- развитие навыков командной работы — STEM-активности часто предполагают работу в группах, что позволяет детям учиться сотрудничать, обмениваться идеями и решать задачи вместе. Это способствует развитию коммуникативных и лидерских навыков.
- практическое применение знаний — STEM-образование ставит детей перед реальными задачами и вызовами, что позволяет им применить свои знания на практике и видеть результаты своей работы;
- заинтересованность в науке и технологиях — стимулировать интерес детей к науке, технологиям, инженерии и математике;
- подготовка к современной реальности – обеспечить детям необходимые компетенции для успешной адаптации к миру, где технологии и наука играют важную роль во всех сферах жизни.
Такой подход поможет детям учиться и исследовать мир через игру и практические занятия, стимулируя их интерес к науке, технологии, инженерии и математике с самого раннего возраста.
С чего начать внедрение STEM-технологии в детском саду?
Погружение в STEM-среду можно начать с конструирования из дерева, бумаги, металла и пластика, например, складывать оригами или собирать Lego. Так дети будут знакомиться с принципами инженерии и постепенно приобретать элементарные технические навыки и умения.
Изготовление 3D конструктора из картона
Подведение итогов
Ведущий:
А закончить наш семинар я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить семинар. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.
Лист регистрации
семинар «Внедрение инновационных педагогических технологий и практик по реализации ОП ДО»
29 ноября 2024 г
ФИО педагога | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...
