Мастер-класс «Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Мастер-класс

«Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx_3.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: передача опыта проведения народных игр участникам мастер-класса.

Задачи:

- представить опыт работы по проведению народных игр с детьми;

- активизировать деятельность педагогов, развить их творческий потенциал;

- познакомить педагогов с игровыми методами и приёмами при разучивании народных игр.

Ход мероприятия:

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные и желанные.

Красивые молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге –

Хозяйке радость!

Для вас и место готово.

Красному гостю – красное место.

И сейчас я попрошу вас, уважаемые коллеги, встать в круг и поприветствовать друг друга. А поможет нам игра.

Игра «Я по горенке иду»

Все стоят в кругу, водящий ходит в центре круга, напевая:

«Я по горенке иду,

Друга я себе ищу.

Подходит к кому-то из играющих, встаёт перед ним.

На слова:

«Вот ты» - оба хлопают 2 раза друг другу в ладоши.

На слова:

«Вот я» - оба хлопают 2 раза в свои ладоши.

На слова:

«Вот компания моя!» - берутся правыми руками «крендельком», кружатся.

Затем расцепляются, и игра повторяется, но уже с двумя ведущими, затем - 4, 8, 16 и т.д., пока все станут играть. Когда все оказались в игре, все ходят врассыпную, напевая слова и меняются парами, встают кто с кем хочет. Игра продолжается до тех пор, пока все не натанцуются.

После игры все присаживаются на стулья.

Муз. рук. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа, который издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми как для детей, так и для взрослых.
В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

По необходимости, в игре используются различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

Игры, в которые мы будем сегодня играть, можно проводить на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах, на прогулке.

Муз. рук. Да были времена! В старину славился наш русский народ разными промыслами. Девушки красавицы отличались своим трудолюбием. Днём они вязали, вышивали, пряли. А добры молодцы плели лапти, корзины, подбивали и прошивали обувь, делали игрушки, свистульки, посуду для ярмарки. А вот вечером выходили все на гулянье, веселились: пели песни, играли в разные игры, водили хороводы.

Внимание! Внимание!

Начинаем гуляние!

Я хочу вам представить две игры для раннего и младшего дошкольного возраста.

Хоровод "Три весёлых братца" для детей от 1,5

Три весёлых братца гуляли по двору.
Три весёлых братца затеяли игру.
Делали головками:

Ник – ник – ник все кивают головами вверх и вниз
Пальчиками ловкими:

Чик – чик - чик. хлопают сложенными в щепоть пальчиками
Хлопали ладошками:

Хлоп – хлоп – хлоп все хлопают
Топотали ножками:

Топ – топ - топ все топают

Игра «Воротики» народная мелодия «Полянка»

Дети стоят в кругу, держатся за руки, образуя «воротики». Один или несколько детей (2-3) под музыку бегают в «воротики», с окончанием музыки «воротики закрываются» (опускают руки вниз). Тот ребенок, который оказался внутри «воротиков», спрашивает: «Что мне делать?». Дети отвечают: «Плясать!». Все хлопают в ладоши, а он танцует в середине образовавшегося круга. Игра повторяется.

Игра «Ручеёк»

Муз. рук. Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.

Дети встают парами в «ручеёк» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать!

Игра «Заря - заряница»

Муз. рук. Славянская традиция знает две зари: Утреннюю и Вечернюю.

Обе они – сёстры Солнца. Однако предки наши почитали утреннюю зарю намного больше, чем вечернюю.
Свет Зари, по народным поверьям, способствует плодородию.
Она же – Небесная заступница, защищающая от бед.
Утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу ночи.
Так верили, что богиня «Заря» может прогнать всякое зло. Недаром пословица гласит «Утро вечера мудренее»

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков. Дети говорят слова.
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла,
И ребят нашла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту. Дети говорят: «Раз, два - не воронь, беги как огонь!» и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй, и игра повторяется.

Хороводная игра «Дударь»

Дети встают в круг, выбирают водящего-Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

Дударь, Дударь, Дударище,

Старый, старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую.

Пропев песню спрашивают:

«Дударь, Дударь, что болит?»

Дударь отвечает:

«Нога» (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т.д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3-4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

Игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся на против друг друга. Между ними садится «пирог» (в «шапочке» пирога). Перед игрой произносят потешку:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Поговорим о том, о сем.

Затем все дружно начинают расхваливать пирог.

Экий он высоконький, да экий он мякошенький,

Экий он широконький, режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребенок из проигравшей команды. Игра продолжается до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Игра «Масленица»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирают водящего - Масленицу. Дети идут по кругу и произносят:

«А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду».

Водящий идёт в противоположную сторону. По окончании слов, 2 детей , между которыми остановился водящий, встают друг к другу спиной. Водящий говорит:

«На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит?

1,2,3 – беги!»

Дети бегут в противоположные стороны и стараются быстрей схватить платок у водящего и занять пустое место. Кто не успел, становится Масленицей.

- А эта игра вам что-нибудь напоминает? Правильно, игра «Гори ясно», где правила сходные, только слова песенки другие.

Игра «Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются, по кругу и при этом поют русскую народную прибаутку «Бай – качи»:

«Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи,

С пылу, с жару, из печи»

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.

Именно такие же правила собраться в свой кружок мы применяем в наших играх на внимание, где дети собираются вокруг своей игрушки, вокруг своего флажка или платочка по цвету.

Игра «Колпачок и палочка»

Водящий встает в центр круга с палочкой в руках, надевает на голову

колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

«Раз, два, три, четыре, пять

Будет палочка стучать,
Водящий стучит палочкой

Скок, скок, скок.
Угадай, чей голосок»

Водящий показывает палочкой на кого-либо из детей, ребенок зовет по имени водящего (кто сидит в колпачке) или говорит «скок-скок-скок», после этого водящий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.

- Колпачок мы надеваем и игру мы продолжаем.

Игра «Золотые ворота»

Муз. рук. «Золотые ворота» — чудесная русская народная хороводная игра, в которую будет интересно поиграть и взрослым, и детям. В эту игру хорошо играть на природе, во дворе, на детских праздниках и в детском саду. Играют

большой компанией, чем больше народа, тем игра длиннее и веселее.

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне». (где больше, та команда побеждает). Или устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

Игра «Бояре»

Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, потеряв свое «магическое» значение игра стала детской забавой, веселым провождением времени.

Правила старинной русской народной игры «Бояре»

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.

Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

Разбить детей на две команды можно с помощью жеребьевок, издавна использовавшихся ребятами для этих целей.

Игра «А мы просо сеяли»

В русской народной игре «А мы просо сеяли» обрядовые корни сохранились с очень давних времен. Еще 100-150 лет назад в нее играли на Красную горку и Духов день взрослые девушки и недавно вышедшие замуж женщины-молодухи. Цель этой игры была пробудить плодородие земли, обеспечить обильный урожай. А для незамужних девушек – удачно и скоро выйти замуж.

Выстраивались в две шеренги и двигались, наступая и отступая. Те, кто запевал песню двигались с востока на запад – по солнцу, а второй ряд с запада на восток – против солнца.

Каждая строчка повторяется два раза – первый раз шеренга двигается вперед, во второй назад.

- А мы просо сеяли, сеяли!

- А мы просо вытопчем, вытопчем!

- А чем же вам вытоптать, вытоптать!

- А мы ее конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим.

- А чем же вам выкупить, выкупить.

- А мы дадим сто рублей, сто рублей.

- Нам не надо тысячу, тысячу.

- А чего же вам надобно, надобно.

- А нам надо девицу, девицу.

- А каку ж вам девицу, девицу.

Команда, выбирающая девицу совещается, а потом поет, называя имя выбранной:

- А нам надо Машеньку, Машеньку!

- Открывайте ворота, принимайте девицу!

После этих слов одна из девушек переходит к замужним молодкам. Они поют:

- В нашем полку прибыло, прибыло!

- В нашем полку убыло, убыло!

- В нашем полку пиво пьют, пиво пьют!

- В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Мой мастер – класс я завершаю и предлагаю вам добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы………….. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Статья «Использование русского народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращаются историки, искусствоведы и педагоги. Уже тысячу...

Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством подвижных национальных игр....

Мастер - класс для родителей "Нейро игры в работе с детьми дошкольного возраста"

Находясь в поиске новых интересных форм для работы с детьми дошкольного возраста по физическому развитию, моим из последних открытий стало использование нейро-игр на занятиях физической...

Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности человека. Современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Заменителями р...

Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время особенно актуальной является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с традициями, обрядами, то есть стоит задача приобщения новых поколений к истокам р...