Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Струкова Марина Алексеевна

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством подвижных национальных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Струкова Марина Алексеевна

   Безрукавая Светлана Юрьевна

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 77»

РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ ИГРЫ  И  ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Давайте детям больше и больше

содержания общего, человеческого,

мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим

через  родные и национальные явления.

В.Г. Белинский

Для маленького человека игровая деятельность является превалирующей.

Именно в игре ребенок учится преодолевать препятствия, помогать друзьям, решать, даже порой, сложные и неоднозначные задания, приобретать опыт.

Игра для ребенка - это мир, где царит интерес, правила, эмоции. Любая игра- это последовательность действий, их согласованность, слаженность.

Игровая деятельность дает возможность каждому ребенку раскрывать свой потенциал, наблюдать за сверстниками, способствует формированию ответственности, умению радоваться друг за друга, сочувствовать и быть внимательным.

Огромное значение в воспитании дошкольников занимает именно такая игровая деятельность, которая  способствует формированию здоровья, выносливости, быстроте реакции, работоспособности, развивает мышление и внимание.

В работе с детьми очень важно применять подвижные игры, которые способствуют не только формированию физических качеств и навыков, а и  всестороннему развитию дошкольника, поскольку тесно связаны с интеллектуальными  и психомоторными способностями ребенка. И, так как   большую часть информации ребенок черпает из окружающей среды, необходимо делать так, чтобы  игровая деятельность    помогала знакомить воспитанника с традициями, культурой и обычаями нашей страны, ведь без знания своей истории, своих корней нельзя воспитать полноценно развитую личность.

Необходимо отметить, что в периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей. Многие современные родители не всегда имеют время и возможность,  а порой и желание закладывать детям основы нравственного - патриотического воспитания, уважения к своим предкам, а, иногда, даже   слишком сильно превозносят и восхваляют традиции народов других стран.  Конечно, ребенку очень трудно объяснить всю многогранность слова «патриотизм», поэтому нужно стараться применять разные, наиболее эффективные, приемлемые и понятные для детей методы приобщения к русской культуре и национальным традициям.

В своей работе с детьми, мы часто используем русские народные игры, которые имеют многотысячную историю и передаются из поколения в поколение. Такие игры могут быть как подвижными,  хороводными, дидактическими, так и сюжетно-ролевыми. Целью русских народных игр является не только развитие физических и умственных способностей детей, но и знакомство с историей их возникновения, с национальными традициями, народными игрушками (деревянной, глиняной, куклой-самоделкой), применяемыми как игровые атрибуты.

Самые элементарные подвижные игры такие, как « Догонялки», «Ловишки», «Салки» - напоминают внешне игры животных и были придуманы людьми в далекой древности, они очень просты и могут применяться в работе с детьми  младшего дошкольного возраста.

Большое количество русских народных включают в себя демонстрацию отношения человека к природе, отражают наблюдательность за окружающим миром. На примере таких игр, как «Гуси-лебеди», «Кошки – мышки», «Вороны и воробьи», « Волк и овцы», «Филин и пташки», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», дети совершенствуют навык давать характеристику животным, называть их отличительные черты, передавать повадки.

Огромное количество русских народных игр отражают человеческие взаимоотношения, быт русского народа, так,  играя в « Каравай», « Птицелов», « Ворота», « Домики». « Корзинки», дети приобретают способность играть в команде, договариваться, закрепляют умение ходить по кругу, производить одновременные действия, что имеет огромное значение для формирования социально-коммуникативной компетентности, а так же позволяет пополнять познавательный интерес детей об истории возникновения  той или иной игры. Хороводные игры: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…», позволяют сочетать вокальные и двигательные навыки детей, знакомят с русскими потешками и песнями. С большим интересом воспитанники знакомятся с дидактическими играми, пришедшими к нам из прошлых лет. Например, играя с детьми в « Лапту», «Чехарду», «Городки», «Чижик», мы всегда акцентируем внимание на том, что наши предки могли находить подручный материал для использования в игровых целях. Это тоже актуально, т.к. многие дети пресыщены огромным  количеством разнообразных игровых ресурсов.

В заключении, хочется отметить, что применяя в своей деятельности  русские народные игры или их элементы, мы расширяем интерес детей к изучению прошлого своего народа, воспитываем любовь и уважение к народной культуре, привлекаем родителей  к участию в фольклорных праздниках, созданию « мини-музеев» с атрибутами старины.

Любому педагогу  нужно помнить, что прививая национальные традиции, мы формируем личность, умеющую гордиться своим происхождением и Родиной!

Список использованной литературы:

1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов / Ветохина А.Я. [и др.]. -

СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-192 с.

2.История создания русских народных игр [интернетресурс]-URL: https://infourok.ru.issledovatelskaya-rabota-russkie...igri...( дата обращения 5.11.2019)

3.Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом. [интернетресурс]-URL: https://sch45ur.mskobr.ru. ( дата обращения  31.10.2019)