Кружковая работа дополнительного образования социально - гуманитарного направления с воспитанниками средних групп по развитию вокальных данных «Весёлые нотки»
методическая разработка (средняя группа)
Кружковая работа
дополнительного образования
социально - гуманитарного направления
с воспитанниками средних групп
по развитию вокальных данных
«Весёлые нотки»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Кружковая работа
дополнительного образования
социально - гуманитарного направления
с воспитанниками средних групп
по развитию вокальных данных
«Весёлые нотки»
Музыкальный руководитель:
Панькова Елена Александровна
.
г. Пыть-Ях
2024-2025г.г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Цель программы 5
Задачи программы 5
Структура занятий 6
Мониторинг уровня развития певческих умений 8
Перспективно–тематический план 10
Материальное обеспечение программы 14
Список используемой литературы 15
Пояснительная записка.
Программа кружка музыкально-эстетической направленности «Весёлые нотки» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года
№ 273 - ФЗ
- СанПин 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).
- Уставом МАОУ «Прогимназия «Созвездие».
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей. При пении развивается звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению , оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Главным критерием отбора программного материала стала его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных
произведений: классических, как отечественных, так и зарубежных, русских народных и современных.
Новизна программы кружка музыкально-эстетической направленности «Весёлые нотки» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и современной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель:
Формирование эстетической и духовно-нравственной культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, современной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Содержание программы.
Занятия проводятся один раз в неделю. Это 4 занятия в месяц и 36 занятий в год с сентября по май. В начале сентября и в конце мая проводится диагностика и тестирование занимающихся.
Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет:
20 минут – 25 минут.
Количество воспитанников в группе – не более 15 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой
деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Формы и методы реализации программы:
1.Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Занятие включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально- выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной, классической, народной музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
- Распевание.
Структура занятия.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
- Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
- Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
- Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
- Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
- Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
- Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Ожидаемый результат.
Воспитанники МАОУ «Прогимназии «Созвездие» имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Формы подведения итогов реализации программы - являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Оценочный материал
Критерием оценки считается качество звука, свобода при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Результатами подведения итогов реализации данной программы являются:
- выступления на концертах и праздниках;
- участие в конкурсах;
Деятельность каждого ребенка отслеживается, проводится мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы.
Мониторинг уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | ||
н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | |||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | |||
3. | Умение импровизировать | |||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | |||
5. | Навыки выразительной дикции | |||
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога в (высокий) - справляется самостоятельно
Учебно – тематический план.
Всего (В) количество занятий в год 36, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П). Из них одно занятие – развлечение каждый месяц.
№ | Темы занятий | Т | П | В |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Музыкальная подготовка | ||||
1 | Развитие музыкального слуха | 1 | 3 | 4 |
2 | Знакомство с музыкальной грамотой | 1 | 3 | 4 |
3 | Развитие чувства ритма | 1 | 3 | 4 |
Вокальная работа | ||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2 | Певческая установка. Дыхание | 1 | 4 | 5 |
3 | Распевание | 1 | 4 | 5 |
4 | Дикция | 1 | 4 | 5 |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 1 | 4 | 6 |
ИТОГО: | 8 | 28 | 36 | |
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальная подготовка
Тема 1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 2. Знакомство с музыкальной грамотой.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокальная работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Перспективно-тематический план работы на 2023 - 2024 уч.год кружка музыкально-эстетической направленности «Весёлые нотки».
СЕНТЯБРЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Входит музыка в наш дом». | Определение уровня знаний о музыке, музыкальных способностей. | Упражнения: «Василек» р.н.песня; «Кошка как тебя зовут» Речевая зарядка «Мы ногами топ». Н.Мясникова Дид.игры: «Узнай что звучит», «Громкая и тихая музыка» Г.Левкодимова Песни: «Мухоморы» А.Ермолов, «Дождик» М.Парцхаладзе. |
2 | «Дождь в окошко к нам стучится». | Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на песню задорного, игривого характера. Учить петь легким звуком, чисто интонируя мелодию. | |
3 | «Прогулка». | Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни. Петь легко не форсируя звук. | |
4 | «Высокие и низкие звуки». | Упражнять детей в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз. | |
ОКТЯБРЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Настроение в музыке». | Развивать у детей ладотональный слух; дать первоначальные навыки импровизации простых мелодий на заданный текст. | Упражнения: «Что ты хочешь кошечка?» Г.Зингера; «Барабан» Е.Тиличеевой Вальс» Е.Тиличеевой Дид.игра «Наше путешествие». «Повтори звуки», Песни: «Вместе весело шагать» В.Шаинского, «Сказочное дерево» Л.Б.Веселовой «Зимняя песенка» А.Варламова |
2 | «Прогулка в парке музыкальных загадок». | Учить правильно, интонационно передавать мелодию, петь протяжно окончания музыкальных фраз. | |
3 | «Контрасты в музыке». | Исполнять песню легким звуком. Петь негромко, усиливая звучание в припеве, но не форсировать звук. | |
4 | «Осенний листопад». «Игротека». | Удерживать в памяти заданную последовательность действий, учить запоминать слова. Упражнять детей в точной передаче ритмического рисунка. Учить детей передавать веселый, радостный характер песни. Исполнять легким звуком. Закреплять умение петь сразу после пения. | |
НОЯБРЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Народная музыка». | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на русские народные песни. Развивать тембровый слух, естественное. звонкое и легкое звучание детского голоса. | Упражнения: «Андрей, воробей» р.н.п. «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой «За-зе-зи-зо-зу», «Курочка» М.Лазаревой Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» С.А.Коротаева. Речевая игра «Что ревешь самолет?» Дид.игра «Определи инструмент» «Выполни задание» Песни: «Прибаутка» В.Карасевой «Где был, Иванушка?» Р.н.п. Обр.Н.Метлова |
2 | «Сольное пение». | Совершенствовать у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер песни. Удерживать чистоту интонации на одном звуке, точно выполнять ритмический рисунок. | |
3 | «Пение в дуэте». | Индивидуальная работа с дуэтом. Разучить мелодию песни. Учить петь протяжно. | |
4 | «Песни- инсценировки» | Инсценирование песен, песенных диалогов. Коллективное пение и индивидуальное. Добиваться четкого, ясного произношения слов. | Дид.игры «Ритмические загадки» «Наши песни». Песни: «Лягушка» Л.Раздобариной «Мама-лучший друг» |
ДЕКАБРЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Вокальные навыки». | Учить петь выразительно, передавая характер песни, оттенки, выполнять движения по тексту песни самостоятельно. | Упражнения: «Лесенка» Е.Тиличеева «Андрей, воробей». «Мы поем» Муз.И.Арсеев Сл.А.Харитоновой «Дудочка» В.Карасевой Дид.игра: ««Слушаем внимательно» Громкая и тихая музыка» Песни: «Ква-ква» А.Варламов «Веселого рождества» Англ.нар.п. «Новогодние игрушки» муз.А.Хоралов, сл.А.Дементьев |
2 | «Готовимся к новогоднему Празднику. Движения под музыку». | Знакомить детей с нотной грамотой. Разучить песню про ноты, придумать слова начинающиеся с названия нот. Учить петь протяжно и отрывисто. | |
3 | «Дикция». | ||
4 | «Игротека». «Новогодняя палитра». | Работа над интонационным ансамблем. Учить детей ритмично выполнять движения под музыку, согласовывая их с пением. | |
ЯНВАРЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Мажор и Минор» | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера. Выполнять логические ударения в словах. Петь выразительно, передавая характер песни в целом. | Упражнения: «Курочка» М.Лазаревой «Барабан» Е.Тиличеевой Дид.игра: «Кто поет?» «Музыкальная шкатулка» Песни из репертуара, выученного в течение учебного года. Песни В. Шаинского «Антошка», «Вместе весело шагать». |
2 | «Выразительное пение». | Развивать творческую активность каждого ребенка в процессе коллективных занятий, инициативу, самостоятельность в поисках | |
3,4 | «Любимые песни из мультфильмов» | Учить детей воспринимать песню веселого характера. Исполнять ее легким звуком, подвижно. Предложить детям нарисовать рисунок «Лето и музыка». | |
ФЕВРАЛЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Нотные знаки. Здравствуй, здравствуй Музыкант». | Дать понятие о системе записи музыкальных звуков. Учить петь небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать учить детей петь без форсирования звука, естественным голосом. | Упражнения: «Гамма», «Эхо» Е.Тиличеева Муз.сказка «Как ноты познакомились» Илана Вин Дид.игра: «Музыкальное лотто» . «Музыкальная шкатулка», Пальчиковая гимнастика: «Гном» Песни: «Мухоморы» Л.Раздобрина «Опадает лист клиновый» Е.Д.Гольцовой. |
2 | «Нотные знаки. Мягкое пение». | ||
3 | «Музыкальная шкатулка». | Развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным и нежным лирическим песням. Учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно. | |
4 | «Музыкальное соревнование» | Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. | |
МАРТ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Спой вместе со сказочным героем». | Учить детей петь выразительно, передавая спокойный характер песни. Формировать умение детей передавать в пении более тонкие динамические изменения. Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке. Вокальная работа над текстом. | Упражнения: «Курочка» М.Лазаревой «Собачки» Е.Горбина Дид.игра: «Громко- тихо запоем» Песни: «Песня Ослика Иа» О.Насонова «Мама- лучший друг» А.Ермолов «Божья коровка». Пальчиковая гимнастика: «Семья». |
2 | «Музыкальный город». | ||
3 | «Музыкальный город». | Продолжать учить детей петь естественным голосом, удерживать дыхание до конца фразы. Петь эмоционально в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, радостная, задорная). Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство. Развивать умение петь под фонограмму, владеть своим голосом и дыханием. | |
4 | Звонко голоса звучат». «Пение и Движение. | ||
АПРЕЛЬ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Шутки». | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз; слышать повторяющиеся звуки. | Упражнения: «Учитесь танцевать» «Скок-поскок» р.н.попевка «Козлики» Е.В.Горбина Дид.игра: |
2 | «Радостная песня». | Чисто интонировать различные мелодические обороты. Правильно выполнять ритмический | |
3 | «Веселый ритм». | Петь не очень скоро, естественным звуком. Петь цепочкой, без сопровождения мелодии. Играть мелодию попевки на металлофоне. | Пальчиковая гимнастика: «Умывалочка». Песни: А.Ермолов «Вороны и макароны» Л.Раздобарина «Бабушка» М.В.Сидоровой |
4 | «Весна на улице». | Учить детей воспринимать и передавать радостный, нежный, лирический характер песни. Петь выразительно. | |
МАЙ | |||
№ п/п | Тема занятий | Программное содержание | Репертуар |
1 | «Наша Родина». | Развивать у детей умение эмоционально откликаться на веселый, бодрый характер песни. Исполнять ее энергично, в темпе марша. | Упражнения: «Самолет» Т.Бырченко «Смелый пилот» Е.Тиличеевой Дид.игра: «Наши песни» ,Пальчиковая гимнастика: «Это я» Песни: «Наша Родина сильна!» А.Филиппенко «Разукрасим все плане «Прощайте игрушки» Е.Зарицкая «Барбарики» А.Ермолов ты» |
2 | «Артикуляция». «Дружные ребята». | Добиваться четкой артикуляции и правильного, ясного произношения слов. Точно передавать ритмический рисунок. Выразительно исполнять хорошо знакомые песни. Развивать артистические качества. | |
3 | «Песенное творчество». | Развивать у детей самостоятельность в нахождении песенной интонации для окончания мелодии, начатой педагогом. Формировать ладотональный слух. | |
4 | ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ «Сколько музыкантов, столько и талантов». | Создать атмосферу праздника. Вызвать желание у детей выступать перед публикой. Выразительно двигаться исполняя хорошо знакомые и любимые песни. | |
Материальное обеспечение программы:
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, СD- диски с записями музыкального материала)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
- Наглядные пособия: портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.
Список используемой литературы:
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Каплунова И, Новоскольцева И. «Как у наших у ворот».
- Лыков О. Народные песни для детей.
- Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры.
- Радынова О.П. Народные колыбельные песни.
- Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 143-144 с.
- Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь.- М.: Советский композитор, 1989.–33
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
- Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
- Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте.
— М..
- Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
- Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
- Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕРТ воспитанников вокальной студии «Весёлые нотки»
Выступление воспитанников дошкольного отделения "Гимназии №1". весёлый концерт с шутками и стихами....

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет
Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Программа вокального кружка "Весёлые нотки" (средняя группа).
Программа разработана для детей среднего возраста. Данный план работы направлен на развитие у детей вокальных данных, творческихх способностей, исполнительского мастерства. В программе расписаны: цель...

Конспект занятия с воспитанниками средней группы по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок».
Конспект занятия с воспитанниками средней группы по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней группы по развитию речи: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, воображения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Образовательные задачи:- закрепить знание...

Занятие в средней группе по развитию речи Чтение весёлых стихотворений
Занятие в средней группе по развитию речиЧтение весёлых стихотворенийПрограммное содержание:Формировать у детей умение понимать содержание стихотворения, юмористический смысл, и не соответствия.Помочь...

