Персонализированная программа наставничества
рабочая программа (старшая группа)

Прграмма наставничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Персонализированная программа наставничества

«Профессиональный старт: от теории к уверенной практике»

наставника, учителя- логопеда Корниловой В.Ф. с молодым специалистом учителем- логопедом Ноговицыной Е.Н.

2020- 2021 учебный год.

Девиз программы: «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». (Конфуций)

Принципы:  «Равный — равному». Наставник — не контролер, а опытный коллега-консультант.

Цель: Создать условия для успешной профессиональной и личностной адаптации молодого логопеда, сократить период вхождения в должность и предотвратить эмоциональное выгорание. |

 Задачи:

 - выявить сильные стороны и зоны роста молодого специалиста. Передать практический опыт (диагностика, коррекция, документация, работа с родителями).

- развить навыки самоанализа и рефлексии.

- сформировать индивидуальную траекторию профессионального роста. |

 Сроки: 1 учебный год (сентябрь — май) с ежемесячным мониторингом и корректировкой.

Участники - Наставник: опытный учитель-логопед (стаж от 5 лет) и молодой специалист (стаж до 3 лет).

Формы работы: Индивидуальные встречи, наблюдение, совместное планирование, моделирование ситуаций, совместное проведение занятий, анализ видеозаписей.

2. Этапы реализации и план работы.

Программа строится по принципу «от простого к сложному» и включает четыре ключевых этапа.

1 этап Адаптационный

Этап 1: Диагностико-проективный (Сентябрь – Октябрь)

*   Цель: Знакомство, диагностика потребностей и формирование индивидуального плана развития (ИПР).

*   Мероприятия:

    1.  Вводная встреча «Знакомство без галстуков»: Обсуждение ожиданий, страхов, сильных сторон. Анкетирование молодого специалиста.

    2.  Экскурсия в профессиональный мир: Знакомство с документацией (рабочие программы, журналы, речевые карты), материально-технической базой кабинета, программно-методическими комплексами.

    3.  Диагностический аудит: Наставник присутствует на первичной диагностике ребенка, проведенной молодым специалистом, и анализирует его действия.

    4.  Разработка ИПР: Совместная постановка 3-5 SMART-целей на год.

        *   Пример цели: «К декабрю самостоятельно провести и грамотно протоколировать обследование ребенка с ОНР III уровня, составив на его основе коррекционный маршрут».

2 этап Развивающий

Этап 2: Практико-внедренческий (Ноябрь – Февраль)

*   Цель: Отработка практических навыков под контролем наставника.

*   Мероприятия (выбираются и комбинируются в зависимости от ИПР):

    *   «Зеркальные» занятия: Наставник проводит занятие, молодой специалист наблюдает и анализирует («живое зеркало»). Затем они меняются ролями.

    *   Совместное проведение занятий: Наставник ведет основную часть, молодой специалист — фрагмент (игру, артикуляционную гимнастику), и наоборот.

    *   Супервизия: Молодой специалист проводит занятие, а наставник выступает в роли супервизора, после чего они вместе разбирают кейс: что удалось, что вызвало трудности, как можно было поступить иначе.

    *   Моделирование сложных ситуаций: Проигрывание трудных разговоров с родителями («Ваш ребенок не успевает», «Вы не выполняете домашние задания»), конфликтов с детьми.

    *   Практикумы по документации: Совместное составление анализа занятия, отчетов, характеристик.

Этап 3: Самостоятельно-аналитический (Март – Апрель)

*   Цель: Развитие самостоятельности и навыков рефлексии.

*   Мероприятия:

    *   Молодой специалист самостоятельно планирует и проводит цикл занятий по одной из тем.

    *   Видеосъемка занятий с последующим совместным анализом (акцент на невербалику, формулировку инструкций, подачу материала).

    *   Подготовка и проведение молодым специалистом консультации для родителей или выступления на педсовете/МО при поддержке наставника.

    *   Посещение открытых занятий других опытных педагогов (не только логопедов) с обсуждением.

Этап 4: Итогово-перспективный (Май)

*   Цель: Подведение итогов, оценка результатов, планирование дальнейшего развития.

*   Мероприятия:

    1.  Итоговая встреча: Анализ достижения целей ИПР. Что получилось? Что осталось сложным?

    2.  Круглый стол: Обсуждение успехов и трудностей с другими молодыми специалистами и наставниками (если программа масштабирована).

    3.  Анкетирование-рефлексия: Обратная связь о программе от обоих участников.

    4.  Формирование плана развития на следующий год: Самостоятельное непрерывное образование (курсы, вебинары, проекты).

 5. Индивидуальный план развития (ИПР) молодого специалиста

(Заполняется совместно наставником и молодым специалистом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персонализированная программа наставничества

Программа наставничества нацелена на работу с педагогом, не имеющимпрофильного – дошкольного образования и имеющим небольшой стаж работы вдошкольном образовании....

Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»

Персонализированная программа наставничества«Повышение ИКТ-компетентности педагогов МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка»...

Персонализированная программа наставничества

Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в МБДОУ, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических ...

Персонализированная программа наставничества

Идея создания программы наставничества появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педа...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА Тема: «Монтаж видео новичкам: как смонтировать ролик и что для этого нужно»

Цель: устранение дефицитов у воспитателей  в применении медиативных технологий по созданию редактированию и преобразованию видеороликов, при подготовке к образовательной, воспитательной и м...

Персонализированная программа наставничества педагогических работников

Персонализированная программа наставничества педагогических работников...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, совершенствование своих теоретических и практических знаний, умений и навыков....