Семинар «Использование теневого театра как средства развития творческих способностей и эмоциональной сферы дошкольников»
учебно-методический материал
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере театрализованной деятельности в ДОУ, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с особенностями организации театра теней с тревожными детьми дошкольного возраста.
2. Совершенствовать в практической деятельности правильное применение методики обучения дошкольников ставить спектакль в форме теневого театра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Cеминар №1
«Использование теневого театра как средства развития творческих способностей и эмоциональной сферы дошкольников»
Срок проведения: 23-24 октября 2024 г.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере театрализованной деятельности в ДОУ, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с особенностями организации театра теней с тревожными детьми дошкольного возраста.
2. Совершенствовать в практической деятельности правильное применение методики обучения дошкольников ставить спектакль в форме теневого театра.
Ход:
1.Вводная часть:
- Упражнение-настройка «Угадай эмоцию по тени» (старший воспитатель И.А. Чальцева)
2. Теоретическая часть:
- Сообщение «Теневой театр в работе со страхами дошкольников» с презентацией (муз.руководитель А.И. Харченко, старший воспитатель И.А. Чальцева)
- Итоги мониторинга индивидуальных достижений воспитанников 3-7 лет (справка прилагается, старший воспитатель И.А. Чальцева)
3. Практическая часть:
- Мастер-класс «Театр теней в ДОУ. Методика обучения дошкольников ставить спектакль в форме теневого театра» (воспитатели С.М. Стурова, А.В. Моричева)
4. Заключительная часть:
- Рефлексия-упражнение «Настроение на палочке» (старший воспитатель И.А. Чальцева)
Ход:
- Вводная часть:
Театр — словно чародей, волшебник,
своею палочкой волшебной проведя
и вот ребенок, скромный и застенчивый,
сегодня вдруг играет короля.
Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники, выходя из стен ДОО, были более самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. В связи с этим проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной в наше время.
Современных детей очень трудно чем-то удивить. Смартфоны, планшеты, роботы – это еще не полный список современных игрушек и гаджетов. А мы – педагоги часто ставим перед собой задачи, чтобы воспитанники больше интересовались и узнавали о духовной культуре, знакомясь с различными видами искусств.
- Упражнение-настройка «Угадай эмоцию по тени» (старший воспитатель И.А. Чальцева)
- Как вы считаете, на тени могут быть выражены какие-либо эмоции или тень безмолвна? (варианты ответов)
- Тогда предлагаю вам угадать эмоцию у тени.
Актуальность
Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра. Из всего многообразия видов театра, мы выбрали теневой театр. И как мне кажется, не зря. Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке, развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками.
Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь по сути его не видно, все внимание сосредоточенно на тени предмета, и он потихоньку начинает раскрепощаться.
Театр теней, зрелищный и загадочный, который не только увлекателен по тематике, но и безграничен по своему развивающему и воспитательному потенциалу. К тому же, тень - довольно пластичный материал, который не нуждается в специальном изготовлении. Материал теневого театра настолько прост, что с его помощью можно показать любой предмет, стоит только изучить его тень и научится пользоваться ею. Визуальные свойства и возможности тени дополняются звуковыми: текстовыми, шумовыми и музыкальными эффектами, что придает теневому спектаклю еще большую выразительность.
Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, поэтому в занятия вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Задачи:
Театральное мастерство формирует у детей важные навыки совместной работы, общения, воспитывает ответственность, способность находить нестандартные решения, свой индивидуальный стиль поведения. Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи театральной деятельности – развитие креативности, воображения, памяти, абстрактного и образного мышления. Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно.
Такая деятельность способствует:
- развитию речи и мелкой моторики;
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
- формированию умения взаимодействовать с окружающими;
- становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
- появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
- воспитанию эстетического вкуса.
На первых занятиях с детьми мы знакомимся с историей возникновения театра теней, с атрибутикой и самим устройством теневого театра.
Теневой театр основан на использовании плоских кукол и декораций, которые расположены между источником света и экраном. Куклы нашего театра, делались из картона, бумаги. Фигурки кукол освещаются сзади, в результате чего, на экране проявляется черно-белое изображение.
Актерами теневого театра помимо силуэтных кукол, могут стать руки воспитанников. Можно разучить с помощью рук, как создать силуэт некоторых самых простых животных: собачка, петушок, зайчик и др. Которые лягут в дальнейшем в основу показа самых первых теневых представлений малых форм фольклора (потешки, частушки, поговорки, загадки, сказки и др.). Поскольку в данном виде теневого театра задействованы руки, то перед каждым показом с детьми проводится пальчиковая гимнастика, что позволяет не только подготовить пальцы рук к показу, но и развивать речь детей, создать положительный эмоциональный настрой.
Знакомя детей с различными видами театра, одновременно нужно проводить беседы с показом иллюстраций, загадывать загадки и.т.д.
2. Сообщение «Теневой театр в работе со страхами дошкольников» с презентацией (муз.руководитель А.И. Харченко)
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы.
Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.
Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.
Одним из наиболее привлекательных и незаслуженно забытых в современном образовании является театр теней. Театр теней как самостоятельный вид театрализованной деятельности в детском саду упоминается лишь в работах Лыковой И.А.
Театр теней – это синтетический вид искусства: драматургии, музыки, литературы, живописи, танца. Выразительные свойства театра теней достаточно скупы и обусловлены магическим свойством тени превращать любую вещь в художественный образ. Теневая фигура - это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Плоскую фигуру в театре теней зрители наблюдают опосредованно, сквозь полотно экрана, они видят размытую тень от цветных фигур, или черный силуэт. Таким образом, на экране создается иллюзия реальности и у зрителей появляется возможность дофантазировать, домыслить увиденное (Л. Башинская, 2012).
Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. Первые упоминания о нём появились ещё до нашей эры. Наверняка вы слышали легенду, связанную с появлением этого вида искусства…Когда у китайского императора, умерла жена, он настолько погрузился в свою печаль, что забыл про дела империи и она пришла в упадок. Он всё время находился в своих покоях и отказывался их покидать. Однажды за занавеской, подсвеченной солнцем, он увидел проходящего мимо придворного. Этот образ внешне очень напомнил профиль его покойной жены. С тех пор придворный каждый день разыгрывал подобный «спектакль», император отгоревал свою утрату и вернулся к делам. Так прошла эпоха застоя, и настал расцвет великой империи.
Первых кукол-персонажей для театра теней изготавливали из шкур животных, которые выделывались до прозрачности. Чаще всего использовалась – ослиная шкура, поэтому в народе театр теней называли «театр кукол из ослиной кожи». В Европе кукол изготавливали из кожи буйвола. Некоторые из них не плохо выглядят и хранятся в театральных музеях. Есть экземпляры, которым более 1000 лет.
Современные куклы для теневого театра для детей изготавливаются из плотного картона или пластика.
В зависимости от персонажей различают несколько видов теневого театра:
Настольный – самый простой вариант, доступный для домашнего досуга или игр в детском коллективе. Для него понадобится небольшая коробка или ширма, источник света и небольшие сказочные персонажи.
Ручной – когда персонажи сказки или истории изображаются с помощью изгиба и движения кистей рук. В этом случае необходима тренировка. Кстати, в Интернете есть очень много схем положения рук, тени от которых схожи с разными животными.
Ростовой – настоящий теневой спектакль, который смело можно назвать видом драматического искусства. За специальной подсвеченной ширмой играют свои роли настоящие актёры.
Использование теневого театра позволяет педагогам детских садов решить многие образовательные задачи в работе с детьми. Теневой театр вызывает яркие эмоции, чувства, фантазия и воображение дошкольника подсказывает, во что превращается тень, и руки невольно сами стремятся испробовать создать волшебные тени. Самое важное, то, что в спектаклях теневого театра теней активное участие могут принимать сами дети.
Есть дети, в том числе с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Участие детей в подготовке и постановке спектаклей способствует развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений, моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.
Через театрализованную деятельность необходимо обратиться к эмоциональному опыту особых детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т.д. Ребёнок, в том числе с ОВЗ, получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь для того, чтобы быть с ним, сопровождать. В результате долгой, кропотливой, совместной деятельности дети получают радость от выступления на сцене, начинают больше верить в себя, становятся более психологически устойчивыми.
Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей. Заданные образы помогают ребенку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной ситуации.
1.Театр теней развивает воображение ребёнка и учит креативно мыслить. Во время показа теневого театра ребёнок дорисовывает и дополняет в своей голове элементы, которые не показаны, а такой мыслительный процесс очень полезен.
2.Теневой театр развивает речь ребенка. Ребенок ставит спектакль и говорит вслух от лица персонажей. Пусть ребенок не стесняется придумывать и рассказывать историю. Педагогу стоит поддерживать рассказ ребенка восхищениями и вопросами.
3.Работа со сказочными персонажами позволяет ребёнку: совершенствовать мануальный интеллект и координацию движений,
проявлять через персонажей постановок те эмоции, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может проявить.
4.Театр теней помогает победить детский страх темноты, так как ассоциативный ряд «монстра под кроватью» и «страшных существ во мраке комнаты» перекрывается ассоциацией с торжественностью спектакля, чудом в темноте.
5.Теневой театр успокаивает детей перед сном, потому что игра происходит в темноте и в спокойной атмосфере, можно при этом задействовать музыкальные композиции.
6. Теневой театр помогает создать тёплые отношения со сверстниками и педагогами.
Любое театральное представление требует серьёзной подготовки!
Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями.
Чтобы использовать театр теней в работе дошкольной образовательной организации, с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать организацию работы с теневым театром:
1) Изготавливаем устойчивую и вместительную конструкцию (ширму) теневого театра. Теневой театр должен находиться на одном уровне с дошкольниками, чтобы дети сильно не утомлялись, для удобства посадим их на стулья.
2) Для создания настоящей театральной атмосферы – мистической и загадочной, нужно приглушить в комнате свет, задрапировать мягкой тканью сиденья для зрителей. Можно даже сделать настоящий занавес, нарисовать билетики и даже устроить антракт.
3) Приступаем к изготовлению вырезанных силуэты для плоскостного — кукольного театра. Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья лучше изготовить единую фигуру без дополнительных подвижных частей. При управлении фигурой важно учесть, что бы дошкольник располагал фигуру близко к экрану, для передачи четкого образа. Необходимо подготовить карточки с пальчиковым (ручным) театром теней, где изображены как, складывать пальцы рук в ту или иную фигуру. Изучение фигур нужно начинать с самых простых фигур, можно использовать прием «рука в руке».
3) В первых спектаклях лучше не задействовать более двух-трёх персонажей. Необходимо элементарное знание текста по ролям дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, можно использовать чтение текста взрослым, если дошкольник испытывает затруднение, а дошкольники в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста дошкольниками должно быть многократным, вначале возможно использовать просмотр мультимедии, пересказ по картинкам (можно использовать для наглядности магнитный театр, настольный театр).
4) Для лучшей гибкости пальцев рук перед началом игры с театром необходимо размять пальцы рук. Для этого можно использовать массажные шарики «су — джок», пальчиковую гимнастику, шнуровки. Развитие гибкости пальцев дает возможность быстро, ловко складывать пальцы рук в фигуры.
5) Обратите внимание – актёр должен находиться между экраном и источниками света, а экран – между лампами и зрителями. Во время постановки осветительные приборы могут сильно нагреваться, а потому к ним лучше не прикасаться.
6) «Раскрасить» спектакль помогут цветные лампочки или специальные фильтры. Для ночных сцен подойдёт синий цвет, а для утренних – розовый или красный.
В основном вышеперечисленные педагогические подходы в работе с дошкольниками, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, взаимосвязаны между собой.
- Итоги мониторинга индивидуальных достижений воспитанников 3-7 лет (справка прилагается, старший воспитатель И.А. Чальцева)
3. Мастер-класс «Театр теней в ДОУ. Методика обучения дошкольников ставить спектакль в форме теневого театра» (воспитатели С.М. Стурова, А.В. Моричева)
4. Рефлексия-упражнение «Настроение на палочке» (старший воспитатель И.А. Чальцева)
-Театр в любом его проявлении вызывает у людей эмоциональный отклик: отрицательный или положительный. Выберите, пожалуйста, сегодня ту эмоцию, изображенную на палочке, которую у вас вызвал этот семинар.
- Используйте в своей педагогической деятельности различные виды театров, и не забывайте о теневом, ведь он способствует профилактики различных страхов, в том числе темноты.
Список литературы:
- Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
- Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
- Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
- Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников "
Статья об истории возникновения теневого театра, а также об особенностях работы в данном виде искусства с дошкольниками....
Обобщение опыта "Театр как средство развития творческих способностей дошкольника"
Участие детей в театрализованной деятельности способствует овладению культурой речи ,то есть умению передавать свои мысли и в соответствии с целью высказывания грамматически правильно, лог...
Мастер – класс «Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс«Трафаретный театр как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развити...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Теневой театр как средство развития творческих способностей дошкольников
Роль теневого театра в развитии детей дошкольного возраста...

Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр» и познакомить детей с н...
