Программа "В стране правильной речи"
рабочая программа
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 459.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,
Тюменская область,
Телефон / факс (834675) 7-79-95
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета заведующий МАДОУ
протокол № 1 от «27»августа 2024 г. «Детский сад «Гусельки»
Кузьмина Ю.В_________
«27» августа 2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«В стране правильной речи»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
учитель-логопед
г. Югорск
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
Обязательная часть Программы | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.1.3 | Значимые для реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | 6 |
1.2 | Планируемые результаты освоения Программы | 9 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
1.3 | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей МАДОУ | 9 |
Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
Обязательная часть Программы | ||
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, логопедическая работа с воспитанниками МАДОУ | 12 |
2.2 | Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников | 14 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
2.3 | Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ | 17 |
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
Обязательная часть Программы | ||
3.1 | Описание материально-технического обеспечения Программы | 20 |
3.2 | Учебный план | 23 |
3.3 | Календарный учебный график | 24 |
3.4 | Расписание организованной образовательной деятельности | 26 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
3.5 | Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися на 1 учебный год | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Табель посещаемости | 40 | |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Обязательная часть Программы
1.1. Пояснительная записка
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Речь является важнейшей социальной функцией, и нарушения речи ведут к изоляции ребёнка от стимулирующей среды человеческого общения. Данная коррекционно-развивающая программа направлена на коррекцию речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Нарушения речевого развития могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей. Одним из основных методов коррекции речевых нарушений является индивидуальные коррекционные занятия. Но в связи с увеличением количества детей с речевыми нарушениями для более эффективного формирования произносительных навыков возникла необходимость проведения групповых логоритмических занятий, что дает возможность закрепления результатов индивидуальной коррекционной работы.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Поэтому коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей, формирование речи как средства общения, в конечном итоге является интеграцией детей в общество.
Реализация программы позволит добиться изменений в социализации и интеграции детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии в современное общество.
Программа составлена в соответствии с:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012г. No 273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ No1155 Министерства образования и науки от 17.10. 2013 г.),
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения» №2 от 14.12.2000г.
- Положением о центре ППМС помощи МАДОУ «Детский сад «Гусельки».
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством логоритмических занятий.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Провести диагностику речевой и познавательной сферы, исследование состояния проблемы;
- Оценить эффективность, анализ.
Коррекционно-развивающая:
- Проводить коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Коррекционно-воспитательная:
- Формировать речь как средство общения и социализации детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
-полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьёй;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В основе реализации Программы лежат основные подходы:
• концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.
Выготский);
• учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
• концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А.
Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
• концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом
развитии ребенка (В.М. Солнцев);
• концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в
процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития речи детей раннего дошкольного возраста
Уровень развития речи детей в 3 года
1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
7. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
8. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.
2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.
3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.
4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходство в звучании нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.
6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.
7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звук
Уровень развития речи детей в 6 лет
1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков
дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
- Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации данной программы у детей с речевыми нарушениями:
- активизируется высшая психическая деятельность;
- сформируется правильный речевой уклад у 80% детей;
- развиваются коммуникативные способности;
- нормализуется социальная ситуация развития ребёнка.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента обучающихся МАДОУ
По результатам диагностического обследование центр ППМС помощи МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» посещают дети с речевыми нарушениями фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) II, III и IV уровнем речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) II уровня, в речи происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий; обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно; в общении дети используют простые фразы; происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации; звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.
Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети: неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки». Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели». Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги». Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например, «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».
ОНР III уровня, на этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло — «диван», смола — «зола», вязать — «плести», строгать — «чистить»).
Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.
Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто — «копыта», корыто — «корыта», зеркало — «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).
На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса — «кобалса», сковорода— «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.
Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.
К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР II, III и IV ур, строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей в центре ППМС помощи (с ФФНР и ОНР II, III и IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
- Содержательный раздел
Обязательная часть Программы
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, логопедическая работа с воспитанниками МАДОУ
Программа разработана для детей дошкольного возраста (5-7 лет) и состоит из двух блоков, каждый из которых имеет свои цели, задачи. Благодаря командной работе специалистов: учителя-логопеда и музыкального руководителя, снижается тяжесть социальной дезадаптации ребёнка путём высвобождения имеющихся интеллектуальных ресурсов и других сохранных функций.
1. Диагностический блок:
- организация комплексного изучения ребенка при динамическом наблюдении коррекционно - развивающего процесса, а также эффективности его развития.
2. Коррекционный блок:
- коррекционно- развивающие занятия с детьми (логоритмика);
- формирование способов усвоения необходимого материала, компенсаторных механизмов, преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Программа составлена с учётом специфических особенностей речевого развития дошкольников. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмическое занятие проводится во вторую половину дня, 2 раза в неделю, соответственно с тематическим планированием. Продолжительность занятия- 30 мин.
Логоритмические занятия включают в себя элементы: пальчиковые игры и массаж пальцев, артикуляционной базы звуков, формирование неречевого и речевого дыхания, речевые и музыкальные игры, чистоговорки, упражнения на развитие чувства ритма и внимания, упражнения на релаксацию под музыку, разучивание песен и попевок. Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением с опорой на показ педагога.
Основной целью деятельности учителя-логопеда является развитие речи и коррекция речевых нарушений. Для реализации цели выделяются два основных направления:
- Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно слухового внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировке, координация движения, чувства темпа и ритма в движении;
- Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания, и речи, оральный праксис, просодии, фонематического слуха, коррекции речевых нарушений в зависимости от этиологии.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в МАДОУ
Нарушения устной речи | Направления работы |
Фонетико-фонематическое недоразвитие |
|
Общее недоразвитие речи III – IV уровня |
|
Общее недоразвитие речи II уровня |
|
Общее недоразвитие речи I уровня |
|
Планирование занятий с обучающимися
I период:
октябрь – январь – 15 недель; 30 ООД – 2 ООД в неделю.
II период:
февраль – май – 16 недель; 32 ООД –2 ООД в неделю.
Всего 62 ООД в год.
2.2 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Для достижения положительных результатов в коррекционной-работе необходимо осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, через обучение эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Основные направления взаимодействия:
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речевого развития и детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речевого развития и детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- Активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.).
- Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома.
- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка.
- Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь.
- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
План взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями)
Месяц | Темы консультаций | Информационный уголок |
Сентябрь | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). Консультация «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда» (родители детей зачисленных на логопункт) Родительские собрания в группах МАДОУ | |
Октябрь | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). Родительские собрания в группах МАДОУ | «Уровень развития речи детей от 3 до 7 лет» (все возрастные группы). |
Ноябрь | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). | «Причины нарушения звукопроизношения». |
Декабрь | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). | «Как нарушение речи влияет на социализацию ребенка в обществе» (все возрастные группы). |
Январь | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). | «Рекомендации учителя-логопеда для заинтересованных родителей» (все возрастные группы). |
Февраль | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). | «Поиграй-ка» (все возрастные группы). |
Март | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). Родительский всеобуч «Мы идем в первый класс!» (подг.группы). | «Памятка родителям первоклассников» (подготовительные группы). |
Апрель | Индивидуальные консультации родителей (по запросу). | «Что необходимо уметь к школе» (подг.группы). |
Май | Индивидуальные консультации для родителей (по запросу). |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2.3. Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ
При построении Программы применялись парциальные программы где учитывались характеристики особенностей развития детей. «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет /Под. ред. Нищевой Н.В. — СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015 г.
Для достижения положительных результатов коррекции речевого развития воспитанников МАДОУ применяются современные технологии:
Современные образовательные технологии | Цель использования | Применение в практической деятельности | Результаты использования |
Информационно- коммуникативная технология | Положительно воздействовать на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. | Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения. | Повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания. |
Дистанционные образовательные технологии | Создание условий для непрерывной реализации программы | Онлайн занятия, готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.), онлайн консультирование родителей | Создание открытой информационно образовательной среды и освоения новых способов деятельности всех участников образовательного процесса. |
Технология проблемного обучения | Усвоить способы самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. | Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка. | Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации. |
Технология развивающего обучения | Развивать физические, познавательные нравственные способности воспитанников путем использования их потенциальных возможностей. | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности. | Усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. |
Технология сотрудничества | Реализовать демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. | Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. | Развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления. |
Игровые технологии | Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения. | Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов, или мини-историй. | Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций, включение детей в коллективную деятельность и общение. |
Технология дифференцированного обучения | Создать оптимальные условия для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала. | Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровней речевого развития воспитанников. | Эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития. |
Здоровьесбере-гающая технологиия: Дыхательная гимнастика | Активизировать кислородный обмен во всех тканях организма, стимулировать работу мозга, регулировать нервно-психические процессы. | Заключительный этап в организации утренней гимнастики, включение в коррекционно-развивающую деятельность по логоритмике. | Развитие нижнедиафрагмального дыхания, формирование сильного продолжительного выдоха, организация речи на выдохе, дифференциация ротового и носового дыхания. |
Зрительная гимнастика | Снимать статическое напряжение с мышц глаз, способствовать развитию зрительно-моторной координации. | Использование в непосредственно-образовательной деятельности после интенсивной зрительной нагрузки. | Профилактика миопии. |
Релаксация | Регулировать мышечный тонус, снимать мышечное напряжение. | Включение на заключительном этапе в коррекционно-развивающую деятельность по логоритмике. | Развитие умения управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. |
Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. | Упражнения в непосредственно-образовательной деятельности. | Совершенствование мелкой и речевой моторики, стимулирование речевого развития. |
Психогимнастика | Обучать детей выразительным движениям, тренировать психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение. | Игры и этюды в непосредственно-образовательной деятельности. | Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств |
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом | Снимать статическое напряжение, развивать общую и речевую моторику. | Физкультминутки по лексическим темам. | Повышение работоспособности, координация речи и движений, развитие экспрессивной речи. |
Сказкотерапия | Активизировать интеллектуальное и речевое развитие, эмоциональное восприятие, развивать артикуляционную моторику. | Сказки по лексическим темам, при выполнении артикуляционной гимнастики. | Повышение мотивации к обучению, обогащение словаря, улучшение произносительных навыков. |
III.Организационный раздел
Обязательная часть Программы
3.1 Описание материально-технического обеспечение Программы
Для успешной реализации Программы необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Оборудование логопедического кабинета включает:
Материалы для логопедического обследования
№ п/п | Наименование |
Диагностика мелкой моторики детей. | |
Карта обследования детей с дизартрией по методике логопедического обследования детей с нарушениями речи Н.М. Трубниковой. | |
Мониторинг коррекционно-логопедической работы. | |
Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:
|
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п | Наименование |
Книги для проведения артикуляционной гимнастики:
| |
Картинки для артикуляционной гимнастики. | |
Картотека практических материалов для индивидуальных и групповых занятий по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики. | |
Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). | |
Картотека «Исправляем произношение». | |
Схемы артикуляции свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л]. | |
Картинный материал для изолированного произнесения поставленных звуков [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], [ч], [щ]. | |
Картинный материал «Звукоподражание». | |
Пособия для развития речевого дыхания: вертушки, свистульки, воздушные шары, легкие перышки, пузырьки, мыльные пузыри, и др. | |
Игры для автоматизации звуков. | |
Тетради по автоматизации звуков (в электронном виде):
| |
Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова. | |
Игры «Лабиринт - Улитка» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова. |
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п | Наименование |
Пуговицы, камешки, мелкие предметы и игрушки. | |
Пособия для шнурования. | |
Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики. | |
Пластилин. | |
Цветные карандаши. | |
Картинки для раскрашивания и штрихования. | |
Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук. | |
Мозаики, пазлы, магнитный конструктор. | |
Игры с прищепками. |
Материалы для формирования лесико-грамматического строя речи и связной речи
№ п/п | Наименование |
Карточки с предметными картинками на разные лексические темы. | |
Дидактические игры:
| |
Картинный материал по лексическим темам:
| |
Картинный материал для развития психических процессов у детей. |
Компьютерные логопедические программы
№ п/п | Наименование программы |
«Мониторинг речевого развития детей 2-7лет». | |
«Занимательная коррекция письменной речи». | |
«Логопедические игры» |
3.2 Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Речевое развитие. Осень. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
2 | Речевое развитие. Овощи. Огород. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
3 | Речевое развитие. Фрукты. Сад. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
4 | Речевое развитие. Сад-огород. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
5 | Речевое развитие. Грибы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
6 | Речевое развитие. Перелетные птицы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
7 | Речевое развитие. Одежда. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
8 | Речевое развитие. Обувь. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
9 | Речевое развитие. Головные уборы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
10 | Речевое развитие. Зима. Зимние забавы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
11 | Речевое развитие. Зимующие птицы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
12 | Речевое развитие. Новогодний праздник. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
13 | Речевое развитие. Мебель. Части мебели. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
14 | Речевое развитие. Посуда. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
15 | Речевое развитие. Домашние животные. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
16 | Речевое развитие. Дикие животные. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
17 | Речевое развитие. Профессии. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
18 | Речевое развитие. Транспорт. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
19 | Речевое развитие. Семья. Человек. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
20 | Речевое развитие. Весна. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
21 | Речевое развитие. 8 марта. Международный женский день. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
22 | Речевое развитие. Продукты питания. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
23 | Речевое развитие. Домашние птицы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
24 | Речевое развитие. Инструменты. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
25 | Речевое развитие. Космос. День космонавтики. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
26 | Речевое развитие. Деревья. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
27 | Речевое развитие. Рыбы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
28 | Речевое развитие. День победы. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
29 | Речевое развитие. Наша страна. Мой родной край. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
30 | Речевое развитие. Насекомые. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
31 | Речевое развитие. Зоопарк. | 2 часа | 60 мин | 60 мин | Опрос. Беседа по теме. |
3.3. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь | 4,6 | групповая | 2 часа | Осень | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
2 | Октябрь | 11,13 | групповая | 2 часа | Овощи. Огород. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
3 | Октябрь | 18,20 | групповая | 2 часа | Фрукты. Сад. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
4 | Октябрь | 25,27 | групповая | 2 часа | Сад-огород | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
5 | Ноябрь | 1,3 | групповая | 2 часа | Грибы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
6 | Ноябрь | 8,10 | групповая | 2 часа | Перелетные птицы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
7 | Ноябрь | 15,17 | групповая | 2 часа | Одежда | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
8 | Ноябрь | 22,24 | групповая | 2 часа | Обувь | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
9 | Декабрь | 6,8 | групповая | 2 часа | Головные уборы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
10 | Декабрь | 13,15 | групповая | 2 часа | Зима. Зимние забавы. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
11 | Декабрь | 20,22 | групповая | 2 часа | Зимующие птицы. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
12 | Декабрь | 27,29 | групповая | 2 часа | Новогодний праздник | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
13 | Январь | 10,12 | групповая | 2 часа | Мебель. Части мебели. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
14 | Январь | 17,19 | групповая | 2 часа | Посуда. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
15 | Январь | 24,26 | групповая | 2 часа | Домашние животные. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
16 | Февраль | 2,7 | групповая | 2 часа | Дикие животные. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
17 | Февраль | 9,14 | групповая | 2 часа | Профессии. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
18 | Февраль | 16,21 | групповая | 2 часа | Транспорт. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
19 | Февраль | 24,28 | групповая | 2 часа | Семья. Человек. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
20 | Март | 2,5 | групповая | 2 часа | Весна. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
21 | Март | 9,14 | групповая | 2 часа | 8 марта. Международный женский день. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
22 | Март | 16,21 | групповая | 2 часа | Продукты питания. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
23 | Март | 23,28 | групповая | 2 часа | Домашние птицы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
24 | Апрель | 4,6 | групповая | 2 часа | Инструменты. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
25 | Апрель | 11,13 | групповая | 2 часа | Космос. День космонавтики. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
26 | Апрель | 18,20 | групповая | 2 часа | Деревья | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
27 | Апрель | 25,27 | групповая | 2 часа | Рыбы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
28 | Май | 4,6 | групповая | 2 часа | День победы | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
29 | Май | 11,13 | групповая | 2 часа | Наша страна. Мой родной край | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
30 | Май | 16,18 | групповая | 2 часа | Насекомые. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
31 | Май | 23,25 | групповая | 2 часа | Зоопарк. | Кабинет учителя-логопеда | Табель посещаемости |
3.4. Расписание организованной образовательной деятельности
ПОНЕДЕЛЬНИК | ВТОРНИК | СРЕДА | ЧЕТВЕРГ | ПЯТНИЦА |
групповое занятие | - | групповое занятие | - | - |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.5 Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы
с обучающимися по дополнительной общеразвивающей программе «В стране правильной речи. Веселый язычок» (5-7 лет).
Неделя/ занятия | Мелкая и артикуляционная моторика | Лексико-грамматическая сторона речи | Планируемый результат | |
Октябрь | 1/ 1,2 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: самомассаж фаланг пальцев «Листики осенние ..- О. И. Крупенчук, | «Осень» Коррекционно- образовательные: - закрепить признаки осени - закрепить, расширить и активизировать словарь по теме; - закрепить знание образовывать множественное число существительных - закрепить знание существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами Коррекционно- развивающие цели: - закрепить у детей и родителей диалогическую речь; - развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение; Коррекционно- воспитательные цели: - воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
2/ 3,4 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, | «Овощи. Огород» Коррекционно- образовательные: - закрепить представления о овощах - закрепить, расширить и активизировать словарь по теме; - закрепить знание образовывать множественное число существительных - закрепить знание существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами Коррекционно- развивающие цели: - закрепить у детей и родителей диалогическую речь; - развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение; Коррекционно- воспитательные цели: - воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
3/5,6 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: упражнение «Компот» | «Фрукты. Сад» Коррекционно- образовательные: - закреплять знание детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже. Коррекционно- развивающие: - упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. - закреплять, активизировать и расширять словарный запас детей по теме. - закреплять внимание и мышление, устанавливая причинно- следственные связи Коррекционно- воспитательные: - формировать уважительное отношение к труду взрослых. - воспитывать интерес к изменениям в природе в осенний период. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
4/7,8 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: упражнение «Компот» | «Сад- огород» Коррекционно- образовательные: - учить согласовывать имена существительные с глаголами; Коррекционно- развивающие: - развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в. - упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже Коррекционно- воспитательные: - воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Ноябрь | 5/9,10 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: упражнение «За грибами мы идем» | «Грибы» Коррекционно- образовательные: - закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах - формировать навыки образования и употребления имен существительных в родительном падеже множествен. числа. Коррекционно- развивающие цели: - закреплять умения детей общаться друг с другом, используя вопросно- ответную форму общения. - закреплять употребление предлога в. - упражнять детей в подборе обобщ. слов - развивать и активизировать словарный запас по теме Коррекционно- воспитательные: - воспитывать бережное отношение к живой природе, соблюдая правила поведения в природе. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
6/11,12 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: самомассаж фаланг пальцев - О. И. Крупенчук, | «Перелетные птицы» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги. Коррекционно- развивающие: - закреплять умение составлять простые предложения. - упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением. - закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными Коррекционно- воспитательные: - воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
7/13,14 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: самомассаж фаланг пальцев - О. И. Крупенчук, | «Одежда» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей различать предметы одежды по сезонам. - закреплять умение согласовывать числительные два, две с существительными. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик,- чик,- ечк,- очк,- еньк,- оньк. - закреплять умение узнавать предмет по описанию и самому составлять описательные загадки. - закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Коррекционно- воспитательные: - воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
8/15,16 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: самомассаж фаланг пальцев - О. И. Крупенчук, | «Обувь» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение у детей подбирать согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа Коррекционно- развивающие: - активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь. - упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению. - развивать мыслительную деятельность и внимание. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви, одежды. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Декабрь | 9/17,18 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Мы идем гулять». | «Головные уборы» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей образовывать имена прилагательные от имен существительных. Коррекционно- развивающие: - упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением. - активизировать и расширять словарь по теме. - развивать связную речь. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать в игровой ситуации навыки поведения в общественных местах. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
10/19,20 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». | «Зима. Зимние забавы» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей подбирать однокоренные слова. - формировать навыки образования глаголов прошедшего времени. Коррекционно- развивающие: - расширять, активизировать словарь по теме. - развивать логическое мышление, внимание - развивать умение подбирать имена существительные к глаголам. - закреплять правильное употребление предлогов. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
11/21,22 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Снегири». | «Зимующие птицы» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц. - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением. Коррекционно- развивающие: - закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах. - упражнять в узнавании птиц по их описанию. - развивать внимание, логическое мышление Коррекционно- воспитательная: - воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
12/23,24 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Мы повесим шарики». | «Новогодний праздник» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о новогоднем празднике. - учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно- ласкательным значением. Коррекционно- развивающие: - закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах. - упражнять в узнавании птиц по их описанию. - развивать внимание, логическое мышление Коррекционно- воспитательная: - воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Январь | 13/25,26 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «На диване мы сидим». | «Мебель. Части мебели» Коррекционно- образовательная: - закреплять умение детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в назывании частей мебели. - закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множ. числа родительного падежа. - расширять и активизировать словарь по теме. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
14/27,28 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка, заборчик, трубочка, лопаточка, горка, грибок, маляры»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Помощница». | «Посуда» Коррекционно- образовательная: - закреплять умение детей подбирать антонимы Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. - развивать понимание логико- грамматических конструкций. - закреплять знания о родственных связях слов. - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
15/29,30 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «У бабушки во дворе». | «Домашние животные» Коррекционно- образовательная: - закреплять умение детей образовывать прилагательные от существительных. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в назывании военных профессий, закреплять употребление имен существительных в различных падежах. - развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. - упражнять в подборе признаков и действий к предметам. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
16/31,32 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Животные леса». | «Дикие животные» Коррекционно- образовательная: - закреплять умение детей образовывать притяжательных прилагательных. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за, - упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме. - развивать навыки словообразования. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Февраль | 17/33,34 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Профессии». | Профессии» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласованию их в роде, числе, падеже. - развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными. - расширять, активизировать словарь по теме. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей доброжелательное и внимательное отношение друг к другу, своим родным и близким. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
18/35,36 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Мы в автобусе сидим». | «Транспорт» Коррекционно- образовательная: - закреплять умение детей образовывать приставочные глаголы. Коррекционно- развивающие: - развивать логическое мышление и связную речь детей. - закреплять употребление существительных и различных падежах. - закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
19/37,38 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Руки, ноги, голова». | «Человек Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей употреблять глаголы в прошедшем времени. - учить выделять из текста однокоренные слова. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений. - активизировать и расширять словарь по теме. - упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Март | 20/39,40 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Весна». | «Весна» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей называть признаки времен года. - учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним. Коррекционно- развивающие: - развивать умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их. - развивать мышление и связную речь. - закреплять навык использования в речи предлога без. - упражнять детей в образовании существительных мн. числа именительного и родительного падежей. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
21/41,42 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Буке для мамы». | «8 марта. Международный женский день» Коррекционно- образовательные: - закреплять умение детей называть признаки времен года. - закрепить знание детей о празднике - учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним. Коррекционно- развивающие: - развивать умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их. - развивать мышление и связную речь. - закреплять навык использования в речи предлога без. - упражнять детей в образовании существительных мн. числа именительного и родительного падежей. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
22/43,44 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Хозяюшка». | «Продукты питания» Коррекционно- образовательная: - учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать. Коррекционно- развивающие: - развивать внимание, воображение, мышление детей. - активизировать, расширять и обобщать знания детей по теме. - упражнять в составлении предложений, развивать связную речь. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
23/45,46 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Заборчик», «Грибок», «Чашечка»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Гуси». | «Домашние птицы» Коррекционно- образовательная: - учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в подборе родственных слов. - упражнять в подборе признаков к предметам. - развивать логическое мышление, внимание, воображение. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Апрель | 24/47,48 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Мы починим шкаф». | «Инструменты» Коррекционно- образовательная: - учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже. - упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного числа. - развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
25/49,50 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Планелы». | «Космос. День космонавтике» Коррекционно- образовательная: - учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже. - упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного числа. - развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
26/51,52 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Листья березы, листья осины…». | «Деревья» Коррекционно- образовательная: - учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий. - закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. - упражнять в объяснении слов- действий, связанных с выращиванием хлеба. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
27/53,54 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Зоопарк». | «Рыбы» Коррекционно- образовательная: - учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в подборе действий, соответствующих назначению комнат. - закреплять умение составлять предложения, употребляя различные предлоги. - расширять и активизировать словарь по теме. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей аккуратность и желание помогать взрослым в работе по дому. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. . | |
Май | 28/55,56 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Салют». | «День победы» Коррекционно- образовательная: - познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных; - развивать умение согласовывать слова в предложениях; - активизировать словарь по теме. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. |
29/57,58 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Города». | «Наша страна. Мой родной край» Коррекционно- образовательная: - познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Коррекционно- развивающие: - закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных; - развивать умение согласовывать слова в предложениях; - активизировать словарь по теме. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
30/59,60 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Комарик». | «Насекомые» Коррекционно- образовательные: - учить детей образовывать сложные слова. - учить образовывать притяжательные прилагательные. Коррекционно- развивающие: - расширять словарь антонимов. - активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме мн. числа родительного падежа. - развивать словообразование и словоизменение. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
31/61,62 | 1.Развитие артикуляционного аппарата: упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок»; 2. Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика | «Зоопарк» Коррекционно- образовательная: - учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам. Коррекционно- развивающие: - упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды. - развивать внимание, логическое мышление и связную речь. - учить классифицировать предметы посуды - активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах. Коррекционно- воспитательная: - воспитывать у детей навыки самообслуживания и | 1.Развить артикуляционный аппарат; 2. Развить мелкую моторику рук; 3.Закрепить, расширить и активизировать словарь по теме. | |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...





