Опыт работы по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»
консультация (подготовительная группа)

Каплун Татьяна Александровна

 

Опыт работы

по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_opyt_raboty.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 17 «Незабудка»

Опыт работы

по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

воспитатель: Каплун Т.А.

                                  сентябрь 2022 год

  1-й слайд: Свое выступление я хочу начать    словами В. Сухомлинского.                                                    

                                                       Мир, окружающий ребёнка,

                                                                      - это прежде всего Мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

 Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

 2-й слайд:  Актуальность:

Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.

Я считаю, что бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры  и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, так как  дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии я определила цель и задачи:

3-й слайд:

Цель:
воспитание экологически грамотного, социально  активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:
1.Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
2. Формирование  начал экологической культуры, используя  ТРИЗ – технологии;
3. Воспитывать совместно с  родителями у детей
эмоционально- положительное, бережное  отношение к объектам  окружающей природы.

4-й слайд:  Основные принципы моей работы

  1. Системность
  2. Интеграция
  3. Ориентация на возраст ребенка
  4. Преемственность  взаимодействия с ребенком в условиях МБДОУ и семьи.

Изучив ТРИЗ – технологию,  опыт работы в данном направлении, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.

5-й слайд: Первое, что я сделала, это  создала  предметно - пространственную среду экологического направления, где  мои воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами природы. Организованный «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку;  муляжи овощей и фруктов, грибы;  макеты природных зон,  экологические альбомы ;  книги  экологического  направления, дидактические, настольно-печатные, игры, гербарий, природный и бросовый материал. Инвентарь по уходу за растениями .

  А в мини- лаборатории созданы условия  для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности., где дети превращаясь в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

6-й слайд:    Работа с детьми:

 В своей работе  я  использую основные методы работы с детьми:  Метод наблюдения, игровой метод, метод проблемного обучения, наглядный метод, практический метод, словесный метод, интегрированный метод.

7-й слайд:  Экологические занятия,  уроки  доброты, помогают    познакомить  детей с овощами и фруктами, ягодами и грибами,  лекарственными растениями. Они узнаю ,  где они растут, как правильно их собирать. Знакомлю  с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста,  средой обитания.

8-12 -й слайд:  Для экологического воспитания детей широко использую экологические экскурсии  и наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека.  Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую   экологические игры.

13 слайд: Познавательно- исследовательская деятельность  помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

14 слайд: На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий  по экологическому воспитанию   для развития творчества у детей, является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы.

Я, использовала  следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии:

 15-й слайд:    Метод мозгового штурма  применяла для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.

16 слайд: Метод морфологического анализа  – с помощью таблиц или кругов Луллия  помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, Игры с кругами  Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят    животные».

17-й слайд: Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.

Детей  начала знакомить  в  средней  группе.  С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар»  или  сами становились этими человечками. 

Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.

18-й слайд: Одной из разновидностей мозгового штурма, является  аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам,  но для надо  я сначала научила детей определять свойства и признаки предметов,  их сравнивать и классифицировать.

 Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.

Применяя его дети учились сравнивать животное с различными объектами в таких играх, как « Кто на что похож? », «Узнай меня», « на что похож еж?

 «Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»

В старших группах эти сравнения усложняются и я применяла

  прием функциональной аналогиив  играх: Игре «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)

19-й слайд: Очень интересный Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть НОД по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

20-й слайд: Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.

Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления.

 С детьми  мы перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

 приёмы фантазирования  («Что было бы, если бы…..?»). Например: что было бы, если бы не было воды?

21- 22  слайд:   Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты: «Господин Лук»,

23- 24  слайд:   «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»,

25- 26  слайд:    «Птицы»,

27-й слайд:    а итогом проектов стали экологические праздники.

 28-й слайд:        Работа  с педагогами: Опытом своей работы я делилась с коллегами на консультациях,  педагогических часах, семинарах – практикумах, доказывая важность воспитания  экологически грамотного, дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

29-й слайд:

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

30-й слайд: В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры.  Организую природоохранные  акции ;

31-й слайд:  Акция «Покормите птиц зимой»,  

32-33 слайд: «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА - ЗДОРОВЫЕ МЫ!»

34 слайд: Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы., самое главное   стали бережно относиться  к  богатствам природы.

35 слайд: В перспективе планирую продолжить  поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.  Привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей.

Создать  метеоплощадку   и экологическую тропу  в детском саду.

36 –й слайд: И в заключении, я хочу сказать:    

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала -

Не наукой, а частью души!

37-й слайд: спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями,   для решения  главной задачи-воспитание ч...

Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего  дошкольного возраста.»...

Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"

Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...