Опыт работы по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»
консультация (подготовительная группа)
Опыт работы
по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 17 «Незабудка»
Опыт работы
по тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»
воспитатель: Каплун Т.А.
сентябрь 2022 год
1-й слайд: Свое выступление я хочу начать словами В. Сухомлинского.
Мир, окружающий ребёнка,
- это прежде всего Мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
2-й слайд: Актуальность:
Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.
Я считаю, что бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, так как дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии я определила цель и задачи:
3-й слайд:
Цель:
воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
1.Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
2. Формирование начал экологической культуры, используя ТРИЗ – технологии;
3. Воспитывать совместно с родителями у детей
эмоционально- положительное, бережное отношение к объектам окружающей природы.
4-й слайд: Основные принципы моей работы
- Системность
- Интеграция
- Ориентация на возраст ребенка
- Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях МБДОУ и семьи.
Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.
5-й слайд: Первое, что я сделала, это создала предметно - пространственную среду экологического направления, где мои воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами природы. Организованный «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов, грибы; макеты природных зон, экологические альбомы ; книги экологического направления, дидактические, настольно-печатные, игры, гербарий, природный и бросовый материал. Инвентарь по уходу за растениями .
А в мини- лаборатории созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности., где дети превращаясь в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
6-й слайд: Работа с детьми:
В своей работе я использую основные методы работы с детьми: Метод наблюдения, игровой метод, метод проблемного обучения, наглядный метод, практический метод, словесный метод, интегрированный метод.
7-й слайд: Экологические занятия, уроки доброты, помогают познакомить детей с овощами и фруктами, ягодами и грибами, лекарственными растениями. Они узнаю , где они растут, как правильно их собирать. Знакомлю с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания.
8-12 -й слайд: Для экологического воспитания детей широко использую экологические экскурсии и наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. На прогулках организую экологические игры.
13 слайд: Познавательно- исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.
14 слайд: На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий по экологическому воспитанию для развития творчества у детей, является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы.
Я, использовала следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии:
15-й слайд: Метод мозгового штурма применяла для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.
16 слайд: Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят животные».
17-й слайд: Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.
Детей начала знакомить в средней группе. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар» или сами становились этими человечками.
Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно.
18-й слайд: Одной из разновидностей мозгового штурма, является аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, но для надо я сначала научила детей определять свойства и признаки предметов, их сравнивать и классифицировать.
Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста.
Применяя его дети учились сравнивать животное с различными объектами в таких играх, как « Кто на что похож? », «Узнай меня», « на что похож еж?
«Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»
В старших группах эти сравнения усложняются и я применяла
прием функциональной аналогиив играх: Игре «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.)
19-й слайд: Очень интересный Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть НОД по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.
20-й слайд: Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.
Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления.
С детьми мы перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.
Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».
- приёмы фантазирования («Что было бы, если бы…..?»). Например: что было бы, если бы не было воды?
21- 22 слайд: Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты: «Господин Лук»,
23- 24 слайд: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»,
25- 26 слайд: «Птицы»,
27-й слайд: а итогом проектов стали экологические праздники.
28-й слайд: Работа с педагогами: Опытом своей работы я делилась с коллегами на консультациях, педагогических часах, семинарах – практикумах, доказывая важность воспитания экологически грамотного, дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.
29-й слайд:
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
30-й слайд: В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использую традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры. Организую природоохранные акции ;
31-й слайд: Акция «Покормите птиц зимой»,
32-33 слайд: «ЗДОРОВАЯ ПЛАНЕТА - ЗДОРОВЫЕ МЫ!»
34 слайд: Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы., самое главное стали бережно относиться к богатствам природы.
35 слайд: В перспективе планирую продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию. Привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей.
Создать метеоплощадку и экологическую тропу в детском саду.
36 –й слайд: И в заключении, я хочу сказать:
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!
37-й слайд: спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями, для решения главной задачи-воспитание ч...
Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"
« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»
Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»...
Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"
Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...

Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ.
Консультация для воспитателей Экологическое воспитание дошкольников средствами ТРИЗ....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»
Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...
