Мастер-класс Тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»
консультация (подготовительная группа)

Каплун Татьяна Александровна

Мастер-класс

Тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master-klassa.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 17 «Незабудка»

Мастер-класс

Тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

        

        

                                                                               

                                                                    Подготовила: Каплун Т.А.

декабрь 2022 год

Мастер-класс

Тема: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

Слайд 1: Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс   

«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – технологии»

Слайд 2: Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. 

Слайд 3:  Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

1. “Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

2. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

3. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. В наше время образовательный процесс должен быть   увлекательным и захватывающим.. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость  образовательного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями?

Слайд 4:  Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка». Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования (дошкольного). Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.  И именно такой является технологии ТРИЗ- теория решения изобретательных задач.

Основателем ТРИЗ технологии является Генрих Саулович Альтшуллер. Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.  Система ТРИЗ  — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению

Слайд 4:   Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Существует кредо (тризовцев): «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта».

Слайд 7:  В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

  1. Один из Методы ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм.

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Предлагаю ответить на вопрос:

  • как оставить кусочек лета в зиму.

2.Метод аналогий- синтектика.

Личностная аналогия (эмпатия).

Представь, что вы животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

1. Прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",

фантастическая аналогия.

Для всех групп: нарисуй свою радость .

Игра «Да- Нетки»

Загадывает животное или предмет, и по очереди угадывают , используя метод да-нетка._______________________________

- Круги Луллия. Есть замечательная методика – игры на основе кругов Луллия. Это игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).  Игра «Лото»

Слайд 8:  Но я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

В теории ТРИЗ существует статистика, которая гласит, что творчески одаренные личности составляют – дети в пятилетнем возрасте, они дают до 90% оригинальных ответов, к 7 годам это количество утрачивается до 20%, а взрослые лишь составляют 2%

Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Слайд 9:   «Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием. Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

Работа с «Волшебным телевизором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно.

Слайд 10-12: Вот например, давайте попробуем рассмотреть как систему «цыпленка». Делать мы будем это словесно.

Кто это? Цыпленок. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был цыпленок в прошлом? А кем он станет в будущем? …

Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами. Эти методы чаще используются в младшем возрасте в совместной деятельности воспитателя с детьми через освоение образовательных областей

Например: тема «Кухня. Посуда» можно пользоваться методом «Системный оператор», где дети могут пофантазировать, какой может стать кружка в будущем. А также формирования у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

Технологию ТРИЗ можно использовать во всех видах деятельности

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают.

Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю включить свою фантазию, показать мимикой, походкой и звуками:

1. встревоженного кота;

2. грустного пингвина;

3. восторженного кролика;

4. разгневанного поросенка,

5. намокшую ворону.

Слайд 13:  Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка». Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!

- Какой метод ТРИЗ технологии ,  вам больше всего понравился?

А ведь применять ее можно где угодно! Не только в НОД, или в режимные моменты, но и дома со своими детьми. Дети умываются? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее. Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом чада и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Слайд 14:  Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, я постарались подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.

А в удивительной стране есть сердечки, напишите на них, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения и опустите в шкатулку.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

Слайд 15:  У меня здесь есть волшебная шкатулка, а в ней подарок для вас – это буклеты с играми.

Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Слайд 16:  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством дидактической игры"

Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ педагогики»

Задачи:- Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;- Формировать ж...

«Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ – педагогики»

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта»....

Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему: «Экологическая сказка  как средство эмоционального познания природы детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»

Формирование у родителей компетентности в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях....