Консультация для воспитателей «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством сказок»
консультация

Хамидулина Зульхиза Ягудовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством сказок»

Подготовила: воспитатель

Хамидулина З.Я.

Задача развития речи у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных в современной педагогике. Связная речь рассматривается как фундамент воспитания и обучения, поскольку от уровня её овладения зависит успешность школьного образования, коммуникативные навыки и общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Формирование речевых навыков происходит у детей посредством знакомства с литературными произведениями, в частности, сказками. Сказки, стихотворения, песни и загадки привлекают внимание дошкольников и способствуют развитию их речи. Постепенное погружение в мир сказок, песен, прибауток, стихов и потешек позволяет обучать детей логическому мышлению и выражению собственных мыслей посредством грамотно построенных предложений.

Сказки являются эффективным инструментом для всестороннего развития речевых навыков у детей любого возраста.

Чтение сказок стимулирует развитие памяти, внимания, воображения и обогащает словарный запас ребёнка в игровой форме.  Игры, основанные на сюжете сказки, способствуют развитию творческих способностей, улучшению логического мышления и умению фантазировать. Инсценировки, обсуждения содержания сказок и другие творческие занятия оказывают значительное влияние на развитие речи.

В ходе таких занятий у детей совершенствуется произношение, формируется умение говорить связно и выразительно.

Игра в сказку является одним из самых увлекательных занятий для детей всех возрастов.  Для малышей подходят игры с "оживлением" сказочных героев, а также инсценировки с использованием игрушек. Дети с удовольствием будут имитировать звуки животных или рассказывать родителям о событиях в сказке. Старшие дети могут разыгрывать сказки по ролям, воплощая любимых персонажей.

Как играть с ребенком в сказку:

В образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать творческие задания, направленные на развитие воображения. Важно поощрять и поддерживать инициативу детей, даже если они испытывают затруднения при выражении своих фантазий. Взрослые могут помочь наводящими вопросами, стимулируя интерес к созданию сказок. После прослушивания забавной истории с нетипичными героями и ситуациями, ребенок, скорее всего, захочет самостоятельно сочинить подобную сказку.

Чтение сказок является эффективным инструментом всестороннего развития ребенка. Оно способствует обогащению словарного запаса, активизации речи и развитию коммуникативных навыков. Обсуждение прочитанного материала развивает логическое мышление, аналитические способности и умение строить причинно-следственные связи. Пересказ сказок совершенствует навыки связной речи и улучшает память. Игры, основанные на сюжетах сказок, а также создание творческих поделок, способствуют повышению самооценки, развитию воображения и художественного вкуса.

Взрослым рекомендуется подавать личный пример любви к чтению, изучая с ребенком разнообразные жанры литературы. Важно учитывать предпочтения ребенка при выборе книг, прививая ему любовь к чтению, что является одним из ключевых факторов успеха в будущем.

Использование сказок в развитии речи дошкольника занимает одно из важных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, правильно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, педагоги, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

Формирование у детей интереса к литературе является приоритетной задачей.

Необходимо обучать детей внимательному слушанию и восприятию литературных произведений. Важно помогать им соотнести свой личный опыт с фактами, изложенными в тексте, а также устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Следует поощрять умение анализировать поступки героев и давать им правильную оценку.

Овладение навыками самостоятельного пересказа и инсценирования сказок, а также творческое использование литературного материала и собственное сочинение являются важными элементами формирования литературной грамотности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко»    Консультац...