«Роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка».
презентация к уроку (старшая группа)

Надежда Николаевна Конорева

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы на тему: «Роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка».

Слайд 2

Сотрудничество образовательной организации и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования на современном этапе. Семью и детский сад объединяют проблемы развития личности ребенка и условия организации образовательной среды. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие сотрудничества, доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями. И как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.  И тогда его жизнь заиграет всеми цветами радуги, а помочь ему в этом должны мы - взрослые».

Слайд 3

Дошкольное образование считается обязательной первой ступенью общего образования, в котором в роли полноправных субъектов образовательного процесса выступают родители, что регламентируется рядом нормативно-правовых документов: Законом об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  Семейным кодексом, ФГОС и ФОП дошкольного образования.

Слайд 4

Именно поэтому воспитание познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 5

Что же такое познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Воспитание познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка - дошкольника. 

Слайд 6

 На основе такого подхода была сформулирована цель: «Развитие особенностей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности.»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает решение следующих задач, которые вы видите на экране.

                Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду значительную часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Слайд 7

Поэтому принцип сотрудничества нашего детского сада с семьей и по данной проблеме мы рассматриваем в двух направлениях.

1. вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения через: открытые занятия; КВН, интеллектуальные игры; совместные праздники; досуги; развлечения.

2. повышение уровня педагогической компетентности и культуры  родителей по данному вопросу через: мастер-классы; практикумы; семинары; консультации; информационные стенды; сайт.

Слайд 8

        Для решения задач по воспитанию познавательных интересов, познавательной активности  воспитанников мы используем в работе с родителями различные формы сотрудничества, которые мы рассмотрим с вами более подробно на следующих слайдах.

Слайд 9

Основной задачей информационно-аналитических форм работы  с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. К ним относятся: анкетирование, опросы, личные беседы, тренинговые игровые упражнения и задания, вечера вопросов и ответов.

Слайд 10

      Наглядно-информационные формы взаимодействия с семьями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К наглядно-информационным формам относятся: официальный сайт дошкольного учреждения, социальная сеть; информационные стенды учреждения и групп; открытый показ образовательной деятельности для родителей, открытые мероприятия для родителей;  конкурсы и фотовыставки детских работ.

Слайд 11            

Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. К ним относятся: нетрадиционные формы проведения родительских собраний; информационно-практические занятия; совместная работа по реализации познавательно-творческих проектов; мастер-классы; семинары - практикумы; КВН, интеллектуальные игры.

Слайд 12

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

К досуговым: совместные праздники, досуги, развлечения. Проведение мероприятий, посвящённых государственным праздникам и важным событиям в жизни детского сада: праздник Осени, утренники в честь Дня матери, Нового года, Международного женского дня, Дня защитника Отечества, ко Дню космонавтики, Дню земли, Дню Победы.

Слайд 13 

Для осуществления полноценного воспитания познавательного интереса у дошкольников были проведены совместные мероприятия в этом учебном году, которые вы видите на экране:

Анкетирование - один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. На основе опросов можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Личные беседы с родителями – это оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание или в посещение семьи. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Слайд 14

Официальный сайт дошкольного учреждения и социальные сети - это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, проводимых мероприятиях, платных и бесплатных услугах. В информационных уголках размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей и другое. Открытый показ образовательной деятельности знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.  Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Массовые открытые мероприятия ДОУ-это укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. 

Слайд 15

Выставки, фотовыставки, конкурсы - такие формы работы, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес и желание мам и пап заниматься со своими детьми совместным творчеством.

Слайд 16

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний координируют действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанниковНа родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей  в нетрадиционной форме. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать   и само собрание. Информационно-практические занятия — один из способов взаимодействия детского сада с родителями. Такие занятия позволяют повысить активность родителей и мобилизовать их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. В совместной работе с родителями мы используем одно из эффективных средств воспитания познавательного интереса - технологию проектирования. В проекте объединяется содержание образования из различных областей знаний, открываются большие возможности совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Интеллектуальные игры— это способ развития умственных способностей и творческой активности в процессе игровой деятельности, это совместное времяпрепровождение, это игры, требующие совместного выполнения, способствуют формированию у детей умения договориться, учитывать мнение сверстника, вести коллективный поиск истины.

Слайд 17

Совместные праздники и развлечения. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица, «8 марта», «День защитника отечества», «День земли» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д. Традиции играют важную роль в укреплении дружеских отношений между всеми участниками образовательного процесса, они помогают ребёнку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. К традициям мы относим и акции. Это одна из интересных форм работы, которые дают возможность соединить три аспекта образования: эмоциональный, познавательный, действенный. Они более конкретны, просты, несут просветительскую и практическую направленность.

Слайд 18

Добиться эффективных результатов можно только в тесном взаимодействии ДОУ с семьей. При этом семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию, который поможет перевести случайный ситуативный интерес к постоянной активной познавательной деятельности в будущем. 

Всё наше взаимодействие с родителями и детьми вы можете увидеть на нашем официальном сайте организации и в нашем сообществе Вконтакте.

 Если вас заинтересовала моя работа, вы так же можете присоединиться к нашему сообществу.

Слайд 19

Позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой моей работы.

Слайд 20

Спасибо за внимание!