Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка в дошкольном возрасте
статья

Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.

Семья является одним из основных факторов, определяющих развитие и воспитание ребенка в дошкольном возрасте. Роль семьи в формировании познавательных интересов и развитии любознательности у малышей неоспорима и неоценима.

Во-первых, семья является первой и основной средой, с которой ребенок сталкивается уже с самого раннего детства. Именно здесь формируются первые представления о мире, воспринимаются базовые знания о предметах, процессах и явлениях. Кроме того, в семье у ребенка появляется ощущение защищенности и безопасности, что влияет на его возможность активно исследовать окружающий мир и знакомиться с новыми вещами.

Во-вторых, семейные отношения играют важную роль в формировании интереса к познанию. Когда дети видят, что их родители стремятся к знаниям, учатся новым вещам и увлечены процессом обучения, они чувствуют в себе этот пример. Родители могут спланировать совместные походы в музеи, выставки, библиотеки, что позволяет детям не только познакомиться с новой информацией, но и увидеть энтузиазм и радость открытия новых знаний.

Кроме того, семейное чтение имеет важное значение для развития познавательных интересов и любознательности ребенка. Истории, сказки, стихи развивают воображение и фантазию, языковые навыки, а также активизируют интерес к чтению и изучению новых тем. Родители могут проводить время с ребенком, обсуждая прочитанное, отвечая на его вопросы и развивая его познавательное мышление.

Также, семейное общение и взаимодействие способствуют развитию любознательности у детей. Родители, обсуждая свои мысли и идеи, задают вопросы, провоцируют малышей думать, анализировать и искать ответы на интересующие их вопросы. В таких диалогах дети учатся обосновывать свои мысли, высказывать свои предположения и доказывать свою точку зрения.

Нельзя также забывать про важность семейных ценностей в формировании познавательных интересов ребенка в дошкольном возрасте. Когда в семье ценятся знания, образование и саморазвитие, ребенок воспринимает эти ценности как важные и стремится к их достижению. Родители могут поощрять и поддерживать ребенка в его интересах и увлечениях, создавая условия для дальнейшего развития его познавательных способностей.

Таким образом, роль семьи в развитии познавательных интересов и любознательности ребенка в дошкольном возрасте неоценима. Взаимодействие, образовательные мероприятия, общение и семейные ценности являются ключевыми составляющими процесса формирования любознательности и познавательной активности ребенка. Родители, активно включаясь в воспитание и обучение своего ребенка, создают благоприятные условия для его успешного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка в дошкольном возрасте.

  Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональной обстановке познавательный интерес выступает как отношение и мотив. Эмоциональная обстановка, «настраивающая» ребенка на познавательную деятельность, складывается из самых разнообразных моментов, имеющих отношение и к содержанию учебного материала, и к процессу деятельности, и к коллективу товарищей. Совокупность всех этих условий создает соответствующий эмоциональный тонус деятельности и в подкреплении познавательного интереса имеет чрезвычайно большое значение.

       Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ   

В развивающую среду должны входить: **измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканчики, линейки, сантиметры; **познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны рисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями; **азбуки картинные, книги для первого чтения; **былины, мифы, легенды; **часы настенные и календарь; **настольно-печатные игры - лото, пазлы; **настольные игры - домино, шашки, шахматы; **чистые листы бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин; **оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

►Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

Говорите с ребенком - рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

Задавайте ребенку как можно чаще вопрос "Как ты думаешь?"

Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не смейтесь над ним.

По возможности путешествуйте с ребенком.

Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка "поиграть в соседней комнате".

Ходите с ребенком в музеи.

Проводите совместные наблюдения и опыты.

Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников

В статье можно узнать как развить познавательные интерес у детей...

Консультация для родителей на тему: «Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольного возраста »

Консультация для родителейна тему:«Развиваем познавательный интерес и любознательность у ребёнка дошкольного возраста »...

Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.

Источником воспитания ребёнка  является семья. Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Любознательность и познавательные ...

Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребёнка

Проблема развития познавательных интересов и любознательности у детей дошкольного возраста является одной из ключевых в современной педагогике и психологии. Многочисленные исследования под...

Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребёнка

Эта статья рассматривает важную роль семьи в формировании и развитиии познавательных интересов и любознательности ребенка.  В статье говорится о важности создания благоприятной среды, влиян...

Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка.

Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Познавательная активность не явля...