Программа дополнительного образования по ФЭМП
рабочая программа (младшая группа)

Шарапова Евгения Дмитриевна

Дополнительная программа по ФЭМП "Игралочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matem.docx66.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №22

Кружок по РЭМП

«Игралочка»

вторая младшая группа

2022/2023 уч. г (Рассчитан на год)

Разработчик: Воспитатель :

Шарапова Е.Д.

2022

Содержание

Пояснительная записка…        3

Актуальность        4

Цель и задачи кружка…        4

Интегрируемые образовательные области        7

Планируемые результаты (целевые ориентиры)…        8

Перспективное планирование совместной деятельности педагога

и детей 3-4 лет        9

Литература…        14

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Игралочка» у детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (РЭМП). Методика кружковой работы учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Работа кружка «Игралочка» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 15 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

При   составлении   программы   кружка   использовалась     программа

«Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ
  • ФГОС ДО

Актуальность: развитие элементарных математических представлений

  • это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО; создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово.

Задачи кружка:

развивающие задачи направлены на развитие:

- логического мышления, памяти, внимания, речи;

  • математических способностей;
  • мелкой моторики рук и глазомера;

- а        также        овладение        предпосылками        к        универсальной        учебной деятельности.

образовательные задачи направлены на:

  • приобретение        знаний        о        множестве,        числе,        форме,        величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
  • обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);
  • формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

-формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);

  • формирование простейших графических умений и навыков;

воспитательные задачи формируют:

-организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия);

-самостоятельность и интерес к познанию;

-желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.

Организация деятельности кружка:

В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой

«Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (среда), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 15 минут). Кружок работает в течение учебного года (сентябрь-май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей посещающих кружок «Игралочка» - 14 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

В работе использованы такие методы и приёмы как:

-сюрпризные моменты;

  • игровые образы;
  • игровые ситуации;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание предметов, картин;
  • Д/И, упражнения;
  • беседы.

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет,
  • Ознакомление с геометрическими фигурами,
  • Определение величины.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.

Количество и счет

Учить:

  • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
  • понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше;
  • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
  • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
  • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
  • решать        логические        задачи        на        основе        зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.

Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.

Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка-дошкольника.

Геометрические фигуры

Учить:

  • приемам обследования зрительно-двигательным путем;
  • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Познакомить:
  • с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера.

Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только на запоминание их названия, но и на соотношение этих фигур с предметами окружающего мира.

Величина

Учить:

  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • выделять        признаки        сходства        разных        и        одинаковых        предметов        и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация.

Ориентировка во времени

Учить:

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето. Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет        лучшему        усвоению        знаний        маленького        ребенка        в        разделе

«Ориентировка во времени».

Ориентировка в пространстве

Учить:

  • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
  • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;
  • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды

— возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую).

Логические задачи

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления.

Форма организации:

- подгрупповая.

Интегрируемые образовательные области

Каждое занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие общения и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми,

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок к учебной деятельности.

«Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве.

«Речевое развитие» включает:

  • овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т.д.);
  • формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т.д.);
  • диалогической речи (ответы на вопросы).

«Художественно-эстетическое развитие» предполагает

чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года), штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т.д.).

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

К концу года ребенок:

  • сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);
  • устанавливает равенство и неравенство групп предметов;
  • понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;
  • называет числительные по порядку в пределах пяти;
  • относит        последнее        числительное        ко        всей        пересчитанной        группе предметов;
  • называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  • понимает, что фигуры могут быть разного размера;
  • видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;
  • сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
  • использует в речи результаты сравнения;
  • правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;
  • обозначает словами положение предмета относительно себя;
  • решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

Перспективное планирование совместной деятельности педагога и детей 3-4 лет

месяц

неделя

Тема

Цель

сентябрь

1

Мониторинг

2

Мониторинг

3

Игра «Когда это бывает?» Игра «Большой - маленький» Игра «Один - много»

Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один

предмет, а где много.

4

Игра «Назови правильно» Игра «Отгадай и нарисуй» Игра «Когда это бывает?»

Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в

основе загадки.

октябрь

1

Игра «Когда это бывает?» Игра «Высокий – низкий, большой - маленький» Д/У «Раскрась правильно»

Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и

«маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать

результаты определения в речи.

2

Игра «Один и много» Игра «Когда это бывает?»

Игра «Что бывает круглым»

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где

много; учить отгадывать загадки на основе

зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

3

Разучивание стихотворения Игра «Что где находится» Игра «Соедини правильно»

Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять

признаки сходства и различия.

4

Игра «Загадки и отгадки» И/У «Знакомимся с треугольником»

Игра «Что бывает осенью»

Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой –

треугольник.

ноябрь

1

Игра «Загадка и отгадка» И/У «Большая, поменьше, маленькая»

Игра «На какую фигуру похожи предметы?»

Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические

фигуры.

2

Игра «Соедини правильно» Игра «Посмотри и сравни»

Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от

себя (слева, справа, вверху, внизу,

посередине).

3

Игра «Хватит ли белочкам шишек?»

И/У «Нарисуй правильно» Игра «Узнай, кто спрятался»

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное

внимание.

4

Игра «Хватит ли слону туфелек?»

И/У «Рисуем квадраты» Игра «Когда это бывает?»

Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические

сравнения, лежащие в основе загадки.

декабрь

1

Игра «Сколько?»

Игра «На какую фигуру похожи часы?»

Игра «Слушай, смотри, считай»

Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические

сравнения, лежащие в основе загадки.

2

Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»

И/У «Рисуем прямоугольники»

Игра «Считай, закрашивай»

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической

фигурой прямоугольник.

3

Игра «Считай, закрашивай» Игра «Когда это бывает?» Игра «Соедини правильно»

Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

различать и называть время года – весна;

сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы

контрастных размеров.

4

Игра «Слушай, считай, делай» Игра «Закончи предложение» Игра «Посмотри и назови» Игра «Подбери пару»

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе

загадки.

январь

1

Праздничная неделя

2

Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»

И/У «Рисуем овалы» Игра «Соедини правильно»

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал,

круг.

3

Игра «Загадки и отгадки» Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы»

Игра «Раскрась правильно»

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических

фигур: овал, круг.

4

И/У «Найди лишний домик» И/У «Вставь в окошки нужное число»

Игра «Выложи по образцу»

Закрепить представление о многоугольниках; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать;

развивать логическое мышление

1

Игра «Помоги муравьишке»

И/У «Найди предмет такой же

Закрепление пространственные отношения:

справа, слева; соотнесение формы предмета с

февраль

формы»

Игра «Считай не ошибись!»

геометрической фигурой; усвоение порядка

следования чисел натурального ряда.

2

И/У «Бусы»

Игра «Третий лишний» И/У «Круглый год»

Учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление

последовательности времени года.

3

И/У «Волшебная ниточка» Игра «Подбери варежку»

Д/У «Что сначала, что потом»

Развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть

закономерность.

4

Д/У «Укрась коврик» Игра «Поезд»

«Задачи-шутки»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-

шуток.

март

1

Д/У «Дорисуй картинки» И/У «Распутай паутинку» Игра «Божьи коровки»

Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание,

воображение, наблюдательность.

2

«Обведи дорожки» Д/У «Логические цепочки»

И/У «Найди одинаковые фигуры»

Закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических

фигурах и их сравнение по всем признакам.

3

Д/У «Продолжи закономерность»

«Задачи-шутки»

Д/У «Раскрась так же»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; закрепить сравнение групп

предметов по количеству.

4

Игра «Построй домик» И/У «Самолёты»

Игра «Хватит ли бабочкам цветочков»

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая

результаты сравнения в речи.

1

Игра «Найди нужную деталь» И/У «Цветик - семицветик» И/У «Лесные зверушки»

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет,

закреплять умение соотносить цифру с

апрель

количеством предметов; развивать

пространственные представления.

2

Д/У «Какая фигура будет последней?»

«Задачи-шутки» И/У «Забавный инопланетянин»

Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; упражнять в решении загадок-задач и задач- шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных

представлений.

3

Д/У «Воздушный змей» И/У «Бабочки»

Игра «Волшебные дорожки»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность;

развивать пространственные представления.

4

«В стране геометрических фигур»

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений;закрепление пространственных понятий: вверху, внизу,

слева, справа, над, под и т.д.

май

1

«Путешествие по комнате»

Закрепление пространственных понятий:

вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

2

«Путешествие в

математическую страну»

Закрепление пройденного материала.

3

Мониторинг

4

Мониторинг

Литература

  1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010.
  2. Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М.,

2012.

  1. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  2. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд.

«Детство-Пресс» 1999 г.

  1. Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
  3. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
  4. Математика        от        трех        до        семи.        Учебно        –        методическое        пособие        для воспитателей детских садов.

План самообразования

по теме «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр, сделать увлекательным для ребенка, усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1.Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2.Приобщение к предмету в игровой форме.

Сроки: учебный  2022 – 2023 год.

Практический выход: отчет.

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это большое

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

        В.А. Сухомлинский.

Содержание работы

Сроки

1

2

3

4

Изучение методической литературы. Изготовление

дидактических игр.

Ознакомление с педагогическим опытом.

Проведение итогов диагностики.

Отбор инновационных коммуникативных и речевых приемов.

Сентябрь

Октябрь

Май

Ноябрь - май

1

2

3

4

Работа с детьми

Проведение дидактических игр.

Разучивание и отгадывание загадок математического содержания.

Проведение логических игр.

Составление образа предметов с помощью счетных палочек.

Ноябрь –

май

Работа с родителями

1

2

3

4

Создание папки – передвижки.

Подбор материала для консультаций.

Привлечение родителей для пополнения развивающей среды.

Рекомендация по накоплению заданий по «веселой» математике.                                   Проведение открытых занятий.         

Изготовление и проведение дидактических игр по темам:

1.«Величина».

2-ая и 4-ая недели ноября.

(день недели-вторник).

Название дидактической игры

Цель

«Длинное – широкое»;

«Найди нужный мост»;

«Путешествие на лесную полянку»;

«Закрой двери в домиках».

Формировать представление «широкое – узкое», «длиннее – уже» и т. д.

«Длинное – короткое»;

«Куклы собираются в гости».

        Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

«Нарядные зверюшки»;

«Достань куклам конфетки».

Формировать отношение к величине как к значимому признаку; обратить внимание на длину.

Загадки.

1.Длинное ушко,                  2. Самакоротка,       3.Косолапый да большой,

Комочек пуха,                         А хвост длинен.          Кто в берлоге спит зимой?

Прыгает ловко,        4. Маленькая, легонькая,

Любит морковку.        А за хвост не поднимешь.

5.Большущий, толстущий,                   6. Кругла, да сладка,  7.Не широка в ши-

Косолапый, ходит растяпой,                 откусишь – сладка.   Ну, но зато длинна

Глаза, как щелка,                                     Засела крепко на        в длину, где вода

Хвоста нет только.            Грядке …                      и глубина, там …

2.Тема: «Геометрические  фигуры».

2-ая и 4-ая недели декабря; 2-ая неделя января.

        Название дидактических игр

Цель

«Геометрическое лото»;

«Найди такую же»;

«Разложи в коробки»;

«Найди пару»;

«Что изменилось?»

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры».

Познакомить детей с новыми формами:овалом,прямоугольником, треугольником, давая их в паре со знакомыми: квадрат и треугольник и т. д.

        «Найди предмет»

Учить составлять формы предметов с геометрическими образцами.

«Игра с обручами»;

«Подбери ключик к замочку»

Различение и нахождение соответствующих геометрических фигур.

«Кому какая форма?»

Учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

«Соберем бусы»;

«Помоги Золушке украсить варежки»

Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету; форме и величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

«Составь предмет»

Упражнять в составлении силуэта из отдельных частей (геометрических фигур).

«Ищи и находи»

        Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

«Подбери фигуру»

Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их  названии.

Загадки.

1.Три вершины, три угла, три сторонки, вот и я.

2.Нет углов у меня,                                    3.Что похоже на открытку,

А похож на блюдце я,                                         На конверт и на альбом?

На тарелку и на крышку,                            Что сравнить, ребята, можно

На кольцо и колесо.                                     С одеялом и ковром?

Кто же я такой, друзья?                               Вы подумайте, скажите,

Назовите вы меня.                                        Только помнить вы должны:

                                                                            Противоположные стороны фигуры                                                                                                                                                                                                    

                Этой, всегда равны.

4.Он давно знакомый мой,                  5.Похож на прямоугольник,

Каждый угол в нем прямой.                   Но всем даю сигнал:

Все четыре стороны                                  Углов я не имею,

Одинаковой длины.                                  Что это?

Вам его представить рад,

А зовут его …

3.Тема: «Ориентировка в пространстве».

4-ая неделя января;  2-ая неделя февраля.

«Где птичка?»;

«Угадай, куда положил?»;

«Где звенит колокольчик?»

Определять положение предмета с помощью предлогов: на, под, в, за, относительно себя.

«Угадай, кого (чего) загадали?»

Определение положения предмета и называния его с помощью опорных слов: «впереди от тебя», «справа». «слева», «сзади».

«Где мячик?»;

«Самолет в небе»;

«Достань шарик».

Учить определять положение мяча (самолета) на листе («вверху», «внизу» и т.д.)

Загадки.

1.Сверху дыра,              2.Стоит копна:                       3.Ходит взад и вперед,

Снизу дыра,                     Спереди вилы,                      Никогда не устает.

А посередине –                 Сзади метла.

Огонь да вода.

4.Тема: «Ориентировка во времени.

4-ая неделя февраля; 2-ая неделя марта.

«Назови соседей ночи (утра, вечера)»;

«Режим дня в моем садике».

Учить детей различать день, ночь, утро, вечер по изменению своей деятельности.

«Когда это бывает?»;

«Когда это делают дети?».

Формировать временные представления детей, наполняя их конкретным содержанием.

«Наш день».

«Назови пропущенное слово»;

«Когда это бывает?»

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро». «день». «вечер», «ночь».

Утром я пришел в детский сад, а ушел …

Завтракаем утром, а обедаем …

В детском саде спим днем, а дома спим …

Светло бывает …, а темно ….

Днем бывает …, а ночью ….

Загадки.

1.Есть семь братьев;        2. Днем спит, ночью летает

Годами равные,        и прохожих пугает.

Именами разные.

3.Днем молчит,        4. Два соседа – непоседы.

Ночью ворчит.                            День на работе,

Кто к хозяину идет,                    Ночь на отдыхе.

Ему знать дает.

5.Кто всю ночь

По крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает.

        5.        Тема:  «Количество».

4-ая неделя марта;  2-ая и 4-ая недели апреля.

«Медведь и пчелы»;

«Самолеты»;

«Разноцветные фонарики».

Учить детей выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, называя ее словом «много».

«Поезд».

Учить детей видеть в окружающей обстановке множество в целом и его составные части.

«Бабочки сели на цветок».

Учить детей устанавливать равенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд (путем приложения). Пользоваться словами «столько». «сколько».

«Скорый поезд»;

«Кот и мыши»;

«Воробушки и автомобиль».

Закрепить способы соотнесения элементов одного множества с элементами другого множества (накладывания и прикладывания).

«Рыбак и рыбка»;

«Птички»

Закрепить понятия «один» и «много», способствовать формированию навыка в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов.

«Сколько раз прозвучал звук?»

Учить детей воспринимать множества с помощью различных анализаторов.

Загадки.

1.Много рук, а нога одна.                  3.Разных три имеет глаза,

2.Два кольца, два конца,                    Но откроет их не сразу:

А посередине – гвоздик.                Если глаз откроет красный –

                                                                    Стоп! Идти нельзя, опасно!

                                                                    Желтый глаз – погоди,

                                                                    А зеленый – проходи!

4.Четыре братца                5.У двух матерей

Под одной крышей стоят.                 По пять сыновей.

6. Составление образа предметов с помощью счетных палочек.

2-ая и 4-ая недели мая.

Организационно-диагностический

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В течение учебного года

Выводы: Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Программа дополнительного образования по ФЭМП «Веселый счет»

Программа дополнительного образования по ФЭМП «Веселый счет»...