Парциальная программа "Школа волшебников" ДОО для реализации проектов РДДМ
рабочая программа (средняя, старшая группа)

Лелло Марина Сергеевна

Образовательная программа «Школа волшебников» соответствует принципам и коррелирует с проектами РДДМ «Движение первых!», рекомендуется для реализации проектов РДДМ, предназначена для воспитанников средней и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений, с учетом реализации её воспитателями и педагогами дополнительного образования, занимающихся вопросами социально-культурного, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_volshebnikov_doo_vneurochka_rddm.doc389 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: arms_sm

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Комитет по образованию


Программа принята решением

Педагогического совета¸
Протокол № ____

от «____» __________ 2022 г.

Парциальная программа
духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет

«Школа волшебников»

Возраст учащихся: от 5 до 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик программы:
Лелло Марина Сергеевна,

                                                         

Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1. Основная характеристика программы

1.2. Направленность программы

1.3. Актуальность, педагогическая целесообразность программы, принципы ФГОС дошкольного образования

1.4. Отличительные особенности программы

1.5. Адресат, объём и срок реализации программы

1.6. Цель программы

1.7. Задачи программы

1.8. Условия реализации программы

1.9. Планируемые результаты

  1. Календарный учебный график
  2. Рабочая программа

3.1. Учебный план

3.2. Содержание программы

3.3. Календарно-тематическое планирование

  1. Методические и оценочные материалы

4.1. Оценочные материалы

4.2. Приложения

.

  1. Литература

5.1. Литература для педагога

5.2. Литература для родителей


1 Пояснительная записка

«Не забывайте о том, что все великие волшебники в истории в свое время были такими же, как мы. Если у них получилось, то получится и у нас», – Гарри Поттер.

  1. Основная характеристика программы. Введение.

Дети дошкольного возраста необычайно креативны, верят в сказку и волшебство. Разрабатывая социальные проекты (практики) ребята сами станут волшебниками.

          Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с основными нравственными понятиями. Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Содержание программы реализуется в ходе воспитательной и образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с родителями воспитанников. Виды деятельности, используемые при реализации программы, открывают широкие возможности использования развивающих ситуаций в процессе воспитания дошкольников. В приложении к программе даны примерные конспекты образовательной деятельности, ссылки на фильмы Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России», онлайн уроки с волонтерами социально-образовательного проекта «Огонёк Добра». Программа адресована педагогам ДОО.

Образовательная программа «Школа волшебников» соответствует принципам и коррелирует с проектами РДДМ «Движение первых!», рекомендуется для реализации проектов РДДМ, предназначена для воспитанников средней и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений, с учетом реализации её воспитателями и педагогами дополнительного образования, занимающихся вопросами социально-культурного, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет.  Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятиям «благотворительность»  и «добровольчество» их первоначальный смысл. Процесс воспитания и подготовки юных волонтеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становятся четкая гражданская позиция и способность к созиданию.  В социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках проектной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия по программе «Школа волшебников» создадут благоприятные условия для социализации. Обучение по данной образовательной программе поможет обучающимся осознать свой потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности. В данной программе представлен материал для развития базовых основ добровольчества через проектную деятельность.

Материалы программы основываются на принципе преемственности в образовании, подразумевают продолжение деятельности в данном направлении в начальной школе.

          Парциальная программа «Школа волшебников» разработана на основании и в соответствии со следующими нормативными документами:

 Конституция Российской Федерации;

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

 Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

1.2. Направленность программы.

Программа носит социально-педагогическую направленность.

 

  1. Актуальность, педагогическая целесообразность программы, принципы ФГОС дошкольного образования

 Актуальность программы

       Целевая аудитория курса – дети  от 5 до 7 лет.
       Детство  — время развития всех сил человека, как душевных, так и  телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и  привычек, хороших и  дурных. Поэтому именно дошкольный возраст — наилучший период для формирования личностных качеств ребёнка. Дети пятого года жизни отличаются повышенной любознательностью. Они начинают активно интересоваться окружающим миром: людьми и  их взаимоотношениями, предметами и  явлениями природы и  т.д. Дети постоянно задают взрослым множество вопросов и нетерпеливо требуют от них ответа. Но такие понятия, как «хорошо» и  «плохо», для них ещё представляют трудности в  понимании. Дошкольники отождествляют данные понятия лишь с  одобрением или осуждением со стороны окружающих их взрослых. В  понимании ребёнка «хорошо» — это когда взрослые хвалят и одобряют его поведение, и, наоборот, «плохо» — когда его наказывают.
          Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и направлена на реализацию одной из важнейших задач - освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программа обеспечивает реализацию основных направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания, а так же формирование гражданской позиции дошкольника.

Педагогическая целесообразность

Развитие социальных качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков возможно только через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны учащимся младшей школы. Коллективная деятельность  является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления личности учащихся, их саморазвития в процессе разработки и реализации социальных проектов.


Принципы ФГОС дошкольного образования 

  • Принцип содействия и  сотрудничества детей и  взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, предполагает построение равноправных позитивных взаимоотношений, которые заключаются в развитии дружеских связей детей. Под ними мы понимаем их умение действовать совместно, проявлять желание и  умение сотрудничать, а значит, трудиться вместе. Развитие активного интереса ко всему происходящему в группе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и инициативности.
  • Сотрудничество организации с  семьёй означает, что работа с  родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и  степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. ·
  • Приобщение детей к  социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в  которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. ·
  • Формирование познавательных интересов и  познавательных действий ребёнка в  различных видах деятельности. Данные принципы реализуются через использование методов и  форм организации образовательного процесса, позволяющих детям стать активными субъектами познавательной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания.

  1. Отличительные особенности программы


Новизна образовательной программы в использовании различных инновационных технологий:

  • информационно-коммуникативные (презентации, видеофильмы);
  • технологии творческого взаимодействия;
  • технологии творческих мастерских;
  • проектные технологии;
  • технология интегрированного обучения.

Особенность программы заключается в акценте на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

Программа «Школа волшебников» составлена с использованием Методического комплекта материалов, разработанных в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» - инновационной педагогической технологии, позволяющей организовать воспитательный процесс в увлекательной и интерактивной форме, а так же при содействии Социально-обучающего проекта «Огонёк Добра», осуществляющего деятельность в рамках Президентского гранта.

По окончанию курса, воспитанники сформируют отношение к духовно-нравственным понятиям, принципам и ценностям, получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных проектов. Основными формами работы являются дискуссия, круглый стол, проектная деятельность, работа в группе, встречи с интересными людьми.  Данные методы работы максимально приближены к реальной жизни, предоставляют возможность созидательной совместной деятельности, анализа собственных моделей поведения, равно как и приобретения новых моделей социального взаимодействия.

  1.  Адресат, объём и срок реализации программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, объём программы 36 часов, срок реализации 1 год

1.6. Цель программы

Формирование нравственной культуры и активной гражданской позиции, развитие навыков социального проектирования.

1.7. Задачи программы: 

Обучающие:

  • Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • Способствовать формированию активной гражданской позиции;
  • Способствовать формированию психологической и коммуникативной культуры;
  •     Научить разрабатывать и реализовывать социальные проекты.

Развивающие:

  • Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста, этноса, социального статуса и др. на основе взаимопомощи и поддержки;
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей;
  • Способствовать развитию навыков командной работы.

Воспитательные:

  • Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;
  • Воспитание чувства товарищества, и личной ответственности;
  • Создание условий для нравственного становления учащихся;
  • Формирование экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

  1.  Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

  •     Обучение по программе осуществляется для всех желающих детей в возрасте от 5 до 7 лет;
  •  Зачисление учащихся производится на основании заявления родителей.

Кадровое обеспечение

Программу реализует воспитатель или педагог дополнительного образования.

Материально-техническое оснащение занятий

  • Видеофильмы в рамках пособия «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы»
  • Комплект методических материалов к киноурокам, включающий методические рекомендации для проведения занятий;
  • Тематические презентации, входящие в комплект УМК к киноурокам;
  • Один мобильный телефон педагога под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
  • Набор карточек с QR-кодами;
  • Проектор или интерактивная доска с открытым сайтом Plickers в режиме Live View.


Методическое пособие «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы» предназначено для всех категорий работников образовательной сферы. Прошло проверку и имеет экспертное заключение зав. кафедрой социально-педагогического образования СПБ АППО, к.п.н., Шавриновой Е.Н.

Видеоматериалы к пособию прошли проверку и имеют экспертное заключение доцента кафедры социально-педагогического образования СПБ АППО, к.п.н., Жуковой Н.А.

Все фильмы имеют положительную оценку экспертов Роскомнадзора о соответствии информационной продукции законодательству о защите детей от негативной информации.

Технические средства обучения:

  • Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Формы проведения занятий

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся.

      Для диагностики результативности образовательного процесса используются следующие методы: наблюдение, собеседование, деловая и ролевая игра, анкетирование,

тренинги общения, творческая проектная работа, тестирование, дискуссии.

     

Процесс обучения предусматривает следующие этапы контроля:

  • Входная диагностика - проводится перед началом работы по программе: изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, потенциальные способности и достижения в этой области;
  • Текущий контроль проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по теме; после завершения изучения каждого раздела, в конце полугодия;
  • Итоговый контроль в конце обучения по программе.

      Контроль осуществляется в следующих формах:

  • Собеседование;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Диагностика;
  • Реализация проекта.

1.9. Планируемые результаты

Предметные

  • начальные социальные знания (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе);
  • первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • владение простейшими навыки работы в малом коллективе или группе;
  • владение техникой ведения разговора, дискуссии, умение достигать согласия и находить решения сложных проблем в группе.

Метапредметные

  • умение находить и осваивать недостающие знания;
  • умение ставить перед собой цели и определять задачи;
  • развитие навыков социального проектирования, основываясь на социальных запросах окружающего общества.

Личностные

  • использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • формирование уважительного отношения к окружающим, допускающего возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формирование навыков сотрудничества и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2. Календарный учебный график

Год обучения

Дата

начала обучения

Дата

окончания обучения

Всего учебных недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим

занятий

1

01.09

25.05

36

36

36

1 раза по 1 часу


3. Рабочая программа

3.1. Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие
Инструктаж по ТБ

1

0

1

Собеседование.
Диагностика.

2

Система духовно-нравственных ценностей:

5,5

17,5

23

Педагогическое наблюдение.
Реализация проектов.
Диагностика.

3

Экология снаружи – экология внутри

1

3

4

Педагогическое наблюдение.

Реализация проекта.
Диагностика.

4

Я - гражданин

2

6

8

Педагогическое наблюдение.

Реализация проектов.
Диагностика.

Всего

9,5

26,5

36

3.2. Содержание программы

  1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой. Обсуждение цели и задач программы. Основные формы работы. Знакомство с понятием «Социальный проект». Техника безопасности в помещении и на улице. Собеседование.

Практика:

Диагностика «Вот я какой!». Самопрезентация.

«Мир, в котором я живу». Игра – диагностика нравственных приоритетов личности  учащегося и выявления доминирующего мотива учения.

  1. Система духовно-нравственных ценностей

Теория: Знакомство с терминами  и понятиями «дружба, смелость, честность, дружелюбие, сочувствие, сопереживание, стремление понять ближнего, фантазия, воображение, творчество, справедливость, бескорыстие».  

Просмотр фильмов:

  • «Не трус и не предатель» (настоящая дружба);
  • «Хорошие песни» (доброжелательность);
  • «Новогодний подарок» (доброта);
  •  «Мой друг Единорог» (воображение);
  • «Другой мир» (верность идеалам);
  • «За руку с Богом» (бескорыстие).

Знакомство с правилами организации проектной деятельности.

Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.

  • Социальный проект «Мой друг»;
  • Социальный проект «Доброе слово»;
  • Социальный проект «Новогодний подарок»;
  • Социальный проект «День добрых дел»;
  • Социальный проект «Просто так» / «Подари улыбку»;
  • Социальный проект: совместный праздник Масленица с особыми детками проекта «Огонёк Добра»

  1. Экология снаружи – экология внутри

Теория: Представление об экологии, как основе жизни современного мира.

Знакомство с понятиями самоотверженность, верность идеалу.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  • Просмотр фильма «Стеша» (верность идеалам)

Эко – волонтёрство и волонтёры: знакомство, особенности деятельности.

Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.

  • Социальный проект «Мир, в котором я живу».
  1. Я – гражданин

Теория: Знакомство с терминами и понятиями «справедливость», «героизм», «патриотизм»,

«чувство долга», «сострадание» и «сочувствие».

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Умение вести диалог. Понятие социальных ролей.

Просмотр фильмов:

  • «Великий» (справедливость);
  • «Лошадка для героя» (чувство долга).


Круглый стол «Историческая память».

Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта.

Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.

  • Социальный проект «БабушкиНа радость»;
  • Социальный проект «Великие люди».

  1. Контрольные и итоговые занятия

Практика: открытое занятие. Защита созданных и реализованных социальных проектов. Рефлексия.

3.3. Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема  занятия

Количество  часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Знакомство с программой. Техника безопасности. Самопрезентация. Этикет разговора. Вежливый отказ, несогласие.

1

1

2

Система духовно-нравственных ценностей

Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность.
Просмотр фильма «Не трус и не предатель»

0.5

0.5

1

3

Система духовно-нравственных ценностей

Социальный проект «Мой друг» Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

4

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1,5

2,5

4

5

Система духовно-нравственных ценностей

Работа над понятиями дружелюбие, сочувствие, сопереживание, стремление понять ближнего. Умение вести диалог.

0.5

0.5

1

6

Система духовно-нравственных ценностей

Просмотр фильма «Хорошие песни». Социальный проект «Доброе слово».
Разработка плана проекта.

0.5

0.5

1

7

Система духовно-нравственных ценностей

Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

8

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

9

Экология снаружи – экология внутри

Представление об экологии как основе жизни современного мира. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

0.5

0.5

1

10

Экология снаружи – экология внутри

Знакомство с понятиями «героизм», «самоотверженность» и «верность своему идеалу» на примере сюжета фильма «Стеша».

0.5

0.5

1

11

Экология снаружи – экология внутри

Социальный проект «Мир, в котором я живу». Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

12

Экология снаружи – экология внутри

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

13

Система духовно-нравственных ценностей

Знакомство с глубинными смыслами привычных понятий  «дар» (подарок),  «сопереживание», «умение сочувствовать». Выход из конфликтных, спорных ситуаций и сложных жизненных ситуаций на примере просмотра фильма «Новогодний подарок».

0.5

0.5

1

14

Система духовно-нравственных ценностей

 «Человек, как солнышко»: добро делать просто. Занятие с волонтером.

0.5

0.5

1

15

Система духовно-нравственных ценностей

Социальный проект «Новогодний подарок» Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

16

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

17

Я - гражданин

Знакомство с понятиями сопереживание, чувство долга, умение сочувствовать. Насколько я справедлив?

0.5

0.5

1

18

Я - гражданин

Знакомство с понятием «справедливость»  на примере просмотра фильма «Великий».

0.5

0.5

1

19

Я - гражданин

Социальный проект. «Великие люди рядом с нами». В гостях у пара олимпийцев. Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

20

Я - гражданин

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

21

Система духовно-нравственных ценностей

Знакомство с понятием «бескорыстие».
Быть бескорыстным – легко или сложно? Урок самопознания. Интерактивное занятие «Оранжевое настроение». Диагностика.

0.5

0.5

1

22

Система духовно-нравственных ценностей

Формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на примере просмотра фильма «За руку с Богом».

0.5

0.5

1

23

Система духовно-нравственных ценностей

Социальный проект «Просто так» / «Подари улыбку» / «День добрых дел». Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

24

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

25

Система духовно-нравственных ценностей

Знакомство с  понятиями «фантазия», «воображение», «творчество»,  «сопереживание», «умение дружить». Формирование навыков совместной творческой деятельности.

0.5

0.5

1

26

Система духовно-нравственных ценностей

Формирование личной социальной позиции на примере просмотра фильма «Мой друг – Единорог».

0.5

0.5

1

27

Система духовно-нравственных ценностей

Социальный проект: совместный праздник Масленица с особыми детками проекта «Огонёк Добра».  Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

28

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

29

Я - гражданин

Знакомство с понятиями «героизм», «патриотизм», «чувство долга».

0.5

0.5

1

30

Я - гражданин

Понятия «умение сочувствовать» и «сострадание». Просмотр фильма «Лошадка для героя».

0.5

0.5

1

31

Я - гражданин

Социальный проект «БабушкиНа радость». Распределение ролей. Поиск недостающей информации.

1

1

32

Я - гражданин

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

33

Система духовно-нравственных ценностей

Актуализация знаний по теме «Доброта», «Сострадание».
Введение понятия «Верность идеалам» Что такое преданность?
Верный ли и преданный я друг?

0.5

0.5

1

34

Система духовно-нравственных ценностей

Не забывай свою мечту. Формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на примере просмотра фильма «Другой мир».

0.5

0.5

1

35

Система духовно-нравственных ценностей

Социальный проект «Тактильная книжка слабовидящим детям».
Урок доброты с волонтёром «Огонька Добра» о детях в интернатах для слабовидящих и незрячих.

1

1

36

Система духовно-нравственных ценностей

Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта.

1

1

1

3

4

Итого

9,5

26,5

36

  1. Методические и оценочные материалы

Диагностика проводится 5-10 раз в год: первая в начале учебного года, для выявления уровня знаний, затем в конце каждой темы и итоговая, а так же на каждом занятии для проверки результата усвоения знаний педагог предлагает детям:

ряд контрольных вопросов,

анкетирование,

тестовые работы,

викторины,

игры-тренинги,

активизирующий опросник,

творческие задания,

защиту проектов,

составление отчёта в виде рисунков, компьютерной или видео презентации.

Цель:
- выявить знания, умения и навыки в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определить уровень сформированности учебных навыков;
- определить уровень развития познавательной деятельности у детей.

Экспресс-диагностика осуществляется с помощью приложения Plickers.
Программа доступна для скачивания на любой смартфон ОС IOS или Android.


Описание: Plickers-Assessment-App-700x329


Дети получают карточки с кодами QR. Педагог выводит на экран опросник и считывает ответы с поднятых обучающимися карточек. На  экране

аудитории  зафиксированные  ответы появятся как карточки с именами (номерами) в списке класса учащихся, ответивших на вопрос, либо как диаграммы  ответов.

Отличие от других систем: приложение не требует мобильных устройств для учащихся. С помощью карточек со штрих-кодами можно

  • протестировать учащихся;
  • провести голосование;
  • проверить посещаемость.

В  режиме  реального  времени  приложение  также показывает статистику

результатов.
База данных результатов сохраняется и на сайте, и в мобильном приложении для последующего анализа.

Данные по каждому ученику и классу в целом можно экспортировать в таблицу Excel.



Пример отчета:
Описание: Картинки по запросу plickers xcell

4.1. Оценочные материалы

4.1.1 Диагностическая методика «Мое учение»

Воспитатель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.

1. Заниматься в кружке мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.

2. Я хожу в кружок, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.

3. Мои любимые темы: 

4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:

5. Если бы я был руководителем, то помог бы учащимся в следующем:

4.1.2 Выявление доминирующего мотива учения

На занятии учащимся предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
- практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к занятиям.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится воспитатель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.

Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:

Интерпретация

Показатели

 1. Самоопределение

 5, 7, 14

 2. Познавательные

 3, 4

 3. Узкопрактические

 5, 6

 4. Саморазвитие

 1, 2, 9

 5. Общение с учителем

 12

 6. Общение со сверстниками

 10, 11

 7. Самоутверждение

 13

 8. Избежание неприятностей

 8, 16

Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.

4.1.3 Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.
Расставьте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

4.1.4 Микро-практикум «Мой класс»

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком коллектива.
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш коллектив. За столом сидит воспитатель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:
- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- какое место в коллективе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: воспитатель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым руководителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

  1. Методические материалы

Успешность учебно-познавательной деятельности в значительной мере обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета итогов работы за определенный период времени.

Контроль обеспечивает обмен информацией между педагогом и обучающимся о результатах их совместной деятельности. Педагог получает информацию о качественных и количественных результатах усвоения учащимися учебного материала на основе педагогических наблюдений и опроса. Содержание контроля определяется спецификой дополнительной образовательной программы, а также дидактическими задачами отдельных этапов учебно-воспитательного процесса.

Начальная диагностика осуществляется на вводных занятиях в начале учебного года, предназначена для определения готовности обучающихся к выполнению требований дополнительной общеобразовательной программы или усвоению нового материала. Данные такого контроля позволяют педагогам уточнить учебные задачи, средства и методы их решения, индивидуализировать работу с учащимися.

Промежуточный контроль осуществляется в середине учебного года для определения результативности обучения и оперативного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Он позволяет педагогу соблюдать последовательность в решении задач и дает возможность учащимся оценить свои успехи и неудачи.

Итоговый контроль необходим для выявления конкретных результатов учебной работы по освоению дополнительной общеобразовательной программы за весь учебный год, его итоги служат основными показателями качества деятельности педагога и учащихся.

Результаты контроля выражаются в оценке, которая отражает степень решения определенного комплекса учебных задач. Оценка основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, проявляющуюся в том, что она складывается из оценивания уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков и развития личностных качеств учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы. Данные фиксируются в диагностических картах, в дальнейшем являющихся точкой отсчета для определения сдвигов в усвоении учащихся программного материала.

Критерии и формы оценки качества знаний.

Тестирование, ситуационные задачи, олимпиада, викторины, зачеты.

Диагностическое тестирование проводится 3 раза в год на итоговом занятии. С помощью информационной карты освоения образовательной программы. Для выявления прогресса и освоения программы. Контроль психологической атмосферы в коллективе. Наблюдение за способностями и эмоциональным состоянием учащихся.

  1. Информационная карта освоения воспитанниками программы
    и социально-психологического развития

Название программы

Педагог

№ группы

Год обучения

Дата заполнения

ФИО учащегося

Параметры результативности освоения программы

Параметры социально-психологического

развития

Опыт освоения теории

Опыт освоения практической деятельности

Опыт творческой деятельности

Опыт социально-значимой деятельности

Общая сумма баллов

Воспитанность

Коммуникативность

Эмоциональность

Общая сумма баллов

примечания

Итого баллов в группе:

Уровень результативности в группе (в%)

Критерии оценки: 0-не усвоил, не участвовал, нет роста; 1 – низкий уровень, незначительный рост; 2 средний уровень, заметный рост; 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень

Подпись педагога

  1.  Параметры результативности освоения программы

Таблица 1

Темы и разделы

Фамилия, имя

Знание темы

Умение выполнять

Творческое применение

1.

Таблица2

Ф.И.

Тема

Критерии овладения знаниями

Критерии применения

знает

Не знает

понимает

Не понимает

Повторяет за педагогом, выполняет по образцу

Применяет творчески

Параметры социально-психологического развития

Воспитанность:

  1. Долг и ответственность
  2. Бережливость
  3. Дисциплинированность
  4. Ответственное отношение к учебе
  5. Ответственное отношение к труду
  6. Чувство товарищества
  7. Доброта и отзывчивость
  8. Честность и справедливость
  9. Простота и скромность
  10. Культурный уровень

Коммуникативность, общение в коллективе:

  1. Восприятие коллектива учащимися
  2. Психологический климат в коллективе
  3. Взаимодействие учащихся внутри коллектива
  4. Взаимодействие учащихся со взрослыми
  5. Взаимодействие учащихся с родителями

Эмоциональный компонент:

  1. Общее эмоциональное состояние на занятиях ( положительные, нейтральные, отрицательные эмоциональные проявления).
  2. Эмоциональное отношение к сверстникам, педагогам, родителям, деятельности.

Уровни освоения материала( баллы):

Высокий ( 5 баллов). Учащийся излагает материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию; показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; демонстрирует усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

Преобретен опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог- учащийся» и «учащийся-учащийся». Доминируют субъект – субъектные отношения. Актуальные достижения обучающегося осознаны и сформулированы. Учащийся стремится к дальнейшему совершенствованию знаний и умений в области применения социальных практик , у обучающегося активизированы познавательные интересы и потребности.

Хороший (4 балла) Теоритическими знаниями владеет, в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа; допускаются один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию педагога; допускаются ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов. Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системе «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Мотивация и осознание перспективы присутствуют. Актуальные достижения ребёнком осознаны.

Удовлетворительный (3 балла).. Знает теоритические аспекты курса, но в процессе работы может не применять. Неполно или непоследовательно раскрывает содержание материала, но показывает общее понимание вопроса и умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются затруднения или допущены ошибки в определении понятий.  Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества, в системе «педагог-учащийся». У ребенка проявляются познавательные интересы, но отсутствует стремление к дальнейшему совершенствованию. Актуальные достижения ребенком осознаны, но не сформулированы.

Низкий (2 балла). Знает теоритическую составляющую, но в процессе работы может не применять. Не раскрывает основное содержание учебного материала; показывает незнание или непонимание большей или наибольшей части теоретического материала. Мотивация и осознание перспективы отсутствуют. Рефлексия отсутствует. Общение присутствует, но учащийся зачастую не прислушиваются к советам педагога.

Неудовлетворительный (1 балл). С базовыми теоритическими понятиями курса ознакомлен, но не применяет в процессе работы. Обучающийся показывает полное незнание и непонимание изучаемого материала или не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Мотивация и осознание перспективы, отсутствуют. Рефлексия отсутствует. Общение отсутствует (ребёнок закрыт для общения).  


  1. Литература
  1. Литература для педагога

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В. Н. Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  10.  Шемшурина  А. И. Этическая грамматика [Текст] /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
  11.   Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:Прогресс, 1974. 392 с.
  12.  Баранов О.А.  Экран становится прутом:  Из опыта работы учителя. М.: Просвещение,  1979.  96 с.
  13.  Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М: Олма-пресс гранд, 2003. 265 с.
  14.    Зримое слово:  Кино и литература:  диалектика взаимодействия /Отв. ред. Н. С. Горняцкая.  Л.: Искусство, 1985. 168 с.  
  15.    Кино-юным / Сост. В.А. Антонова.  М.: Искусство,  1985. 336 с.  
  16.  Левшина И.С. Любите ли вы кино?  М.: Искусство,  1978.  254 с.
  17.   Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989. 288 с.
  18. Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/   Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru  

  1. Литература для учащихся
  1. Дополнительный материал с сайта «Киноуроки в школах России»    https://kinouroki.ru/
  2. Дополнительный материал с сайта «Доброволец»  
    https://xn--90acesaqsbbbreoa5e3dp.xn--p1ai/     
  3. Дополнительный материал с сайта http://ogonekdobra.ru/                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта  "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....

Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"

В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...

Реализация проекта «Красмаш» в рамках реализации федерального проекта «ТехноМир: развитие без границ».

Вид проекта:Информационно- практико-ориентированный проект Участники проекта: воспитатели (специалисты), дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).Цель проекта: Создан...

проект "Круг добра" Отчет по реализации проекта. Приказ о реализации проекта

Цельсоздание условий для социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возрастаЗадачиРасширить представления детей об эмоциях (злость, страх, грусть, радость);развить умения выражать и ...