Консультация для педагогов "Социально-педагогическое направление"
консультация

Шабурова Светлана Васильевна
Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств человека. Вхождение в социальный мир происходите непосредственно через взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация». Социализация – это жизненное самоопределение человека, самореализация его сил и способностей в соответствии с нуждами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_seminar_23.10.19.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов

на тему: "Социально-педагогическое  направление "

Детство представляет собой особое состояние, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств человека.

Вхождение в социальный мир происходите непосредственно через взаимодействие ребенка с взрослыми. Это взаимодействие человека и общества обозначается понятием «социализация».

Социализация – это жизненное самоопределение человека, самореализация его сил и способностей в соответствии с нуждами общества.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Современная социокультурная ситуация предъявляет новые требования к организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Задачами социального развития дошкольников являются:

1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива»«Я - мальчик или девочка»«Я – житель России» и др. ;

4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации:

Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

Любовь к экспериментам.

Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Социализация включает в себя несколько технологий, которые позволяют выполнить поставленные задачи. Технологии могут использоваться как все вместе, так и отдельно:

1.Ситуация месяца.«Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».

2. Дети – волонтеры.

3. Социальная акция.

4. Рефлексивный круг.

5. Клубный час.

6. Волшебный телефон

7. Развивающее общение.

8.«Проблемные педагогические ситуации»

9. Технология включения родителей в образовательный процесс.

Технология - «Ситуация месяца»

Ситуация месяца: ситуации месяца позволяют детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).

«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.

Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»: по завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

Например, итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» было мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

Технология – «Дети - волонтёры»

«Дети – волонтеры» - это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например: «Научим малышей играть» «Научим разрешать конфликты» «Научим одеваться» и т.д.»

Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада, в помещении или на прогулке.

Используется в любом из режимных моментов. В том числе и в ходе «Клубного часа».

Технология -  «Социальная акция»

Социальная акция: направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца. О ее цели и месте проведения заранее информируются дети и родители. Все участники образовательного процесса должны получить удовлетворение от ее проведения.

Примеры «Социальных акций» 

1.«Спасибо за победу» (В детский сад пригласить  детей  войны, бывших сотрудников детского сада.  Для приглашенных педагоги, родители  и дети  изготавливают поздравительные открытки, музыкально- литературную композицию для приглашенных. Семьи воспитанников подготавливают портреты   ветеранов и участников  войны.  Можно организовать возложение цветов  к памятнику погибшим защитникам города. Такие акции   закладывают ростки милосердия и   благодарности старшему поколению  за мир  и безопасность  для нынешнего поколения, воспитывают гражданско –патриотические чувства и   гордость за свою Родину.

2.Акции по безопасности дорожного движения« Безопасное кресло» и другие.

Технология - «Рефлексивный круг»

«Рефлексивный круг -  это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников с речевыми нарушениями, мыслительные возможности таких детей. «Круг» способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. 

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком или после со всеми детьми, присутствующими  в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в старшей и  подготовительной к школе – 10-20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?»,  «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым?  А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?»  Вопросы,  задаваемые детям строятся чаще всего исходя из тематики планирования.

Темы рефлексивных кругов

1.     «Как вы провели свой день в саду»

2.     «Как провели свои выходные и как хотели бы провести»

3.     «Что такое дружба»

4.     «Моя любимая игрушка»

5.     «Добрые дела»

6.     «Наши дни рождения»

7.     «Как жить и не ссориться»

Технология  - «Клубный час»

Клубный часпозволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- формировать умение детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения

- умение вежливо выражать свою просьбу и благодарит

Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Заранее предварительно обсуждаются и определяются:

тематика «Клубных часов»,перспективный тематический план клубного часа на полугодие;периодичность и длительность мероприятий, как правило, 1 раз в месяц. Одним из главных условий проведения клубного часа является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.

Правила клубного часа:

• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

• Если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь.

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

• Говори спокойно.

• Ходи спокойно.

• Возвращайся в группу по сигналу звонка.

• Если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

После завершения мероприятия все дети - участники с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них. Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).

Типы Клубного часа:

1. Свободный КЧ, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

2. Деятельностный КЧ, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, (например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.);

3. Тематический КЧ, когда дети включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины .

4. Квест;

5. Музейный;

6. Творческий, дети подготовительной группы сами организуют деятельность во время «Клубного часа» для всех детей;

7. КЧ на улице;

8. Большая игра, когда присутствует персонаж с проблемой и дети должны самостоятельно ему помощь.

Технология – «Волшебный телефон»

Волшебный телефон- это телефон доверия для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили взрослому; проводиться в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю во вторую половину дня (работа психолога). Про то, что рассказал ребенок, родителям не рассказывают. В кругу решаются, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.

Решает задачи:

- развивать у детей умение выражать свои чувства

- понять, что глубинно волнует ребёнка

 - определить степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии

- дать от имени сказочного персонажа позитивную инструкцию поведения.

Пример проведение технологии «Волшебный телефон». Ребёнок говорит со сказочным персонажем в «Центре уединения». Можно говорить по групповому телефону или принести специально украшенный «волшебный телефон». Предварительно выясняется, какие герои наиболее популярны у ребёнка. Намечается примерный перечень вопросов, которые может задать персонаж.

Технология – «Развивающее общение»

Развивающие общение -  это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Технологии «Развивающее общение» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

Шаги:

Опишите, что вы видите или попросите детей рассказать, что происходит. Опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому). Попросите детей озвучить свои позиции друг другу. Если этого недостаточно, напомните правила в группе. Оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с другом. Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих»

Технология – «Проблемная педагогическая ситуация»

Проблемные педагогические ситуации- самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

Этапы:

- подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария)

- создание ситуации, максимально приближенной к жизни.

Проведение «Проблемной педагогической ситуации». Предварительный опрос детей и родителей (как они видят заданную проблему, как решают). Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённого возраста. Может проводиться без присутствия воспитателя (он наблюдает или слушает из укромного места). Чтобы дети усвоили «урок» ситуацию повторяют 3-4 раза, но моделируя сюжет.

Технология – «Включения родителей в образовательный процесс»

Технология включения родителей в образовательный процесс.

Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»

1.Недоверие к детскому саду;

2.Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;

3.Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;

4.Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;

5.Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;

6.Неадекватное донесение информации до родителей;

7.Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.

8.Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОУ

9.Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;

10.Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;

11.Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;

12.Обращение с любой просьбой к родителям через детей;

13.Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;

14.Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Педагогический коллектив ДОУ должен стремиться к открытой социально-педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения и прежде всего - с семьей. Изучение мнений родителей о ДОУ, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в развитии и воспитании детей. В ДОУ должна быть разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детейв союзе родителей и педагогов. Это позволит родителям и педагогам лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, дошкольных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в дошкольном учреждении, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, поможет взрослым в понимании их личности, развитии его способностей, формировании жизненных приоритетов.

Преимущества данных технологий.

Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.

Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Представленные технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Основные направления деятельности взрослых в семье" (познавательное развитие).

В дошкольном возрасте ведущим типом мышления является наглядно- образное. Это означае, что задача  взрослых прежде всего состоит  в том, чтобы создать условия  для получения детьм...

Консультация для педагогов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирова...

Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"

Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...

Консультация для воспитателей "Коррекционная направленность подвижных игр".

Данная статья содержит рекомендации по организации подвижных игр с детьми с нарушением зрения, правильному подбору атрибутов для игр....

Консультация для родителей. Основные направления работы логопункта на 2014-2015 уч.г. Артикуляционная гимнастика.

Консультация для родителей о необходимости играть вместе с ребенком для достижения наилучшего результата. О собственных наработках и игровых приемах артикуляционной гимнастики....

Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....

Консультация для педагогов «Игровая направленность детского экспериментирования и его особенности в дошкольном возрасте»

В данной публикации раскрывается роль детского экспериментирования в умственном развитии детей дошкольного возраста. Раскрыта роль игровой направленности экспериментирования и его особенности в дошкол...