Мини-лекция для педагогов "Воспитатель в системе межличностных отношений"
консультация

Фомичева Елизавета Викторовна

мини-лекция для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel_v_sisteme_mezhlichn.otn_.doc1019 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова – на - Дону «Детский сад № 192»

Мини-лекция для педагогов

«Воспитатель в системе межличностных отношений

(Гармоничные межличностные отношения:

педагог-родитель, педагог-педагог)»

Подготовила:

педагог-психолог

Фомичева Е.В.

2021 г.

Педагог профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, осваивает реальность морально-этического знания в своей профессии. Проявить себя всесторонне в работе он может лишь при активном взаимодействии с родителями, коллегами и руководством в процессе межличностных отношений. В целом, межличностные взаимоотношения – это всегда "субъект-субъектные" связи, характеризующиеся постоянной взаимностью и изменчивостью.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностное взаимодействие есть действующая, реально функционирующая связь, взаимная зависимость между субъектами, личностями. Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение.

Гармонизация - это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого. Предметом коррекции межличностных взаимодействий в педагогическом коллективе являются феномены межличностного взаимодействия.

1. Гармонизация отношений педагог-родитель

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач воспитателя.

Однако, у преобладающей части родителей  нет должных знаний о воспитании своих детей. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке.

Основа сотрудничества педагога и семьи заключается в совпадении целей.

Это:

- изучение ребенка, его особенностей, возможностей и способностей;

- определение цели и задач воспитания;

- определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

- своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;

- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

- коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.

Но не совпадение этих целей у воспитателей и родителей и приводит к нарушению межличностных отношений, а в дальнейшем и к конфликтам. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ  И РОДИТЕЛЯМИ:

1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

2. Недостаточная компетентность многих воспитателей.

3. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.

4. Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

5. Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

6. "Закрытость" дошкольного учреждения.

7. Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

Проблемы препятствующие гармоничным взаимоотношения

педагог-родитель и пути их преодоления

Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным и при этом не знают возрастные особенности детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет"). Важна не столько психолого-педагогическая культура, сколько воспитанность (культура социальная).

Пути преодоления:

- Каждый год на родительских собраниях в доступной форме (нестандартными способами, с использованием схем, карточек) разъяснять родителям, что должны уметь делать к концу года.

- Давать родителям на дом консультации по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала.

- Демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых родитель сможет наглядно увидеть способности своего ребенка.

- Индивидуальные беседы с родителями (прием: "вы хотите, чтобы мы вам помогли?..").

 

Неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду. «Закрытость» учреждения.

Родителям доступна лишь та информация, которую обличает воспитатель. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Пути преодоления:

Ссылки на публикации в инстаграмме на страничке детского сада и на сайте детского сада.

Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой"), и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.  

Пути преодоления:

Меньше жаловаться на ребенка, диалог начинать с позитивной информации и плавно переходить к проблеме.

Изменить диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректирует предложенные идеи ("А каково Ваше мнение?» «Вы говорите замечательные вещи», «А как Вы предлагаете?»).

Недостаточная компетентность воспитателей.

Набор личностных качеств, установок. Мешающих конструктивному взаимодейтсвию (упорство, упрямсвто, грубость).

Молодые педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом.

Отсутсвие эжелания вникать в суть конфликта, разбираться в сути вопроса.

Пути преодоления

Самосовершенствования. Повышение квалификации.

Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже. 

 

Как построить диалог с родителями 

 

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

 

Техника “я - Высказывания”

 

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

 

Алгоритм

Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.

Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”

Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.

Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.

Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

 

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощёно и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия. 

 

Алгоритм взаимодействия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Этап 1.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

 

Этап 2.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

 

Этап 3.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

 

Этап 4.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

 

Этап 5.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением. Без взаимопонимания невозможно общение, координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы.

2. Гармонизация отношения педагог-педагог.

Понимание строится на основе сопереживания, идентификации. Коррекции в педагогическом коллективе подлежат такие негативные свойства личности, как конформизм, неадекватность восприятия коллег, неуравновешенность, неаккуратность (особенно проявляется в отчетности и ведении документации).

Под благоприятным психологическим климатом понимают эмоционально-психологическое настроение коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются и личные, и деловые взаимоотношения его членов, определяющиеся их ценностными ориентациями, моральными нормами и общими интересами.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в педагогическом коллективе, с воспитанниками, администрацией, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении педагога, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Процесс педагогического общения имеет определённую структуру.

Воспитателю по роду своей деятельности приходится общаться с детьми, их родителями, коллегами по работе, администрацией ДОУ, работниками органов управления образования; возвращаясь домой педагог общается с членами своей семьи, соседями и т. д.. При этом, в зависимости от условий конкретной ситуации, педагог занимает одну из трёх коммуникационных позиций: позицию «над», позицию «наравне» или позицию «под».

Позиция «над» характеризуется тем, что педагог является по отношению к партнёру по общению доминирующим субъектом, он в ходе коммуникативного акта проявляет инициативу, управляет, контролирует процесс общения, а его партнёр выступает в качестве пассивного объекта. Такой тип коммуникации характерен для общения воспитателя с воспитанником на занятии.

Взаимодействие с позиции «наравне» предполагает, что оба партнёра являются равноправными субъектами общения. Они оба проявляют инициативу, учитывают цели и интересы друг друга. Этот тип взаимодействия наиболее часто реализуется в общении воспитателя с коллегами или супругом.

Взаимодействие с позиции «под», когда педагог занимает подчинённое положение по отношению к своему партнёру по общению наиболее характерно для его коммуникативных контактов с руководством ДОУ или представителями органов управления.

Для успешного осуществления своей деятельности педагог должен уметь занимать все три коммуникативные позиции. Но на практике, в связи с тем, что большую часть своего рабочего времени воспитатель взаимодействует с детьми, ему бывает трудно переключиться и занять позицию «наравне» в отношениях со своими коллегами. В результате происходит нарушение «правил» общения, которое может привести к конфликтам.

Чтобы после окончания работы с детьми легче было перейти с позиции «над» на позицию «наравне», постарайтесь сначала перестроиться на физическом уровне. В этом нам может помочь

Упражнение Мышечная броня» (Райх – К. Рудестам)

Существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны 7 кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Настройтесь на позицию «над» и вы почувствуете физическое напряжение, так как энергия при этом концентрируется в верхней части тела: напрягаются глаза («пристальный взгляд»), сжимается рот («твёрдые губы»), одеваются «панцирем» шея и грудь. На уровне талии течение энергии блокируется мышечным напряжением. Чтобы ослабить напряжение глаз, шеи и груди, можно использовать следующие простые упражнения:

Дыхание

Глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряжённую маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя схватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их – С глаз, губ, шеи и груди. Освободились? Теперь можно начинать беседу.

Массирование

Перед началом беседы дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который уйдёт 1 – 1,5 секунды станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над», но после которой вы перешли в позицию «наравне». Произошло ролевое перевоплощение: на занятии вы были воспитателем, а сейчас вы становитесь собеседником.

Распознавание барьеров общения и упражнение в противостоянии им

Эффективному взаимодействию часто мешают так называемые «барьеры общения». К ним относятся:

Негативные оценки и «ярлыки»: «Ты всё врёшь!», «Не твоего ума дело» и т. п.. Негативные оценочные высказывания вызывают обиду, желание возражать, спорить.

Советы: «Сделай, как я сказал», «Не советую тебе так поступать» и др. Если человек сам не просил у вас совета, то всякие советы вызовут у него только протест: «Не учите меня жить», «Я не маленький, сам знаю, что делать»

Вопросы, на которые не требуется ответов: «Кто ты такой?», «Ты в своём уме?», «Ты что, с Луны свалился?». Подобные вопросы, не предполагая ответов собеседника, призваны показать ему, как вы злы, обижены, взволнованы, возмущены. В ситуации конфликта партнёр вряд ли захочет понять ваши чувства и, вероятнее всего, постарается прервать дальнейшее общение вопросами: «А твоё какое дело?», «А сама-то какая?»

Приказы: «Не зли меня!», «Замолчи!» «Успокойся сейчас же!». Человек, отдающий приказы, становится в позицию «над», демонстрирует своё превосходство, что не подходит для общения равных партнёров и вызывает чувство протеста, желание оспорить приказ.

Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев(«всегда», «вечно» «постоянно», «никогда»): «У вас вечно документы не в порядке», «Ты никогда не держишь слово» и т. п.. Подобные высказывания чаще всего вызывают возражения, и человек может привести контрпримеры в ответ на них.

Ирония, язвительность: «Ну, ты же у нас самый умный, сам всё понимаешь!», «Где уж нам, сирым, за тобой угнаться!» В конфликтной ситуации ирония и язвительность обижают собеседника, воспринимаются, как оскорбление.

Упрёки, ультиматумы, настаивание на собственной правоте также являются серьёзными «барьерами общения»

Эти и другие барьеры чаще всего вызывают не желание взаимодействовать, а негативную эмоциональную реакцию.

Участники объединяются в пары. Каждая пара получает карточки с описанием ситуаций и подбирают варианты реагирования, стараясь избежать «барьеров»:

Коллега взяла у вас на выходные нужную Вам книгу и не возвращает уже целую неделю. Когда Вы обратились к ней за своей книгой, коллега ответила Вам, что ещё не закончила работу по ней.

Вы долго трудились над созданием нового стенда для группы. Новый стенд вы положили на стол подсыхать и ушли. Когда утром Вы пришли на работу, то увидели, что край стенда забрызган водой, краска размыта. Придётся постараться, чтобы ликвидировать последствия «аварии». Дети рассказали, что ваша коллега, которая работает в той же группе, вечером поливала цветы на полке и случайно забрызгала стенд. Вы дождались прихода воспитателя...

Вы в порыве откровенности рассказали одной из Ваших коллег о своих семейных неприятностях, но затем попросили её никому не рассказывать об этом. Через некоторое время Вы случайно услышали, что две другие Ваши сослуживицы обсуждают между собой Вашу проблему.

Вы готовитесь к открытому занятию. Одна из Ваших коллег пообещала Вам изготовить дома и принести необходимое для него наглядное пособие, но так и не принесла его. В день проведения открытого занятия она сказала, что не успела его изготовить. Вы считаете, что качество занятия сильно пострадало из-за отсутствия этого пособия.

Одна из коллег во время посещения Вашего занятия заметила в Вашем объяснении материала фактическую ошибку и в присутствии детей сделала Вам замечание.

Один участник из пары обращается ко второму с выбранным вариантом реагирования на ситуацию. Второй говорит о своих чувствах в связи с этим.

Предложенные варианты реагирования обсуждаются всеми участниками. Выясняется, не относятся ли они к каким-либо «барьерам».

Вопросы:

Обратили ли вы внимание, что «барьеры» первыми приходят в голову? Как вы думаете, почему это происходит?

В скрытой или открытой форме легче понять чувства?

Одним из способов открытого выражения чувств является «Я-высказывание». Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности, в то время, как «Ты-высказывание» предполагает взаимные обвинения. Общая схема «Я-высказывания» такова:

Событие – Реакция – Причина напряжения.

 


Приложение 1

Коммуникативные позиции

hello_html_m38b3fb3f.jpghello_html_m4375fa20.png

  1. Позиция «НАД»

hello_html_m38b3fb3f.jpghello_html_m7b54c0bd.png

  1. Позиция «ПОД»

hello_html_m38b3fb3f.jpghello_html_m7b54c0bd.png

  1. Позиция «НАРАВНЕ»

Приложение 2

Ситуации

  • Коллега взяла у вас на выходные нужную Вам книгу и не возвращает уже целую неделю. Когда Вы обратились к ней за своей книгой, коллега ответила Вам, что ещё не закончила работу по ней.

----------------------------------------------------------------------

  • Вы долго трудились над созданием нового стенда для группы. Новый стенд вы положили на стол подсыхать и ушли. Когда на следующий день Вы пришли на работу, то увидели, что край стенда забрызган водой, краска размыта. Придётся постараться, чтобы ликвидировать последствия «аварии». Дети рассказали, что ваша коллега, которая работает в этой же группе, вечером поливала цветы на полке и случайно забрызгала стенд. Вы дождались прихода воспитателя...

-----------------------------------------------------------------------

  • Вы в порыве откровенности рассказали одной из Ваших коллег о своих семейных неприятностях, но затем попросили её никому не рассказывать об этом. Через некоторое время Вы случайно услышали, что две другие Ваши сослуживицы обсуждают между собой Вашу проблему.

-----------------------------------------------------------------------

  • Вы готовитесь к открытому занятию. Одна из Ваших коллег пообещала Вам изготовить дома и принести необходимое для него наглядное пособие, но так и не принесла его. В день проведения открытого занятия она сказала, что не успела его изготовить. Вы считаете, что качество занятия сильно пострадало из-за отсутствия этого пособия.

-----------------------------------------------------------------------

  • Одна из коллег во время посещения Вашего занятия заметила в объяснении нового материала фактическую ошибку и в присутствии учеников сделала Вам замечание.

Ситуации

Проблемы препятствующие гармоничным взаимоотношения

педагог-родитель

Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители молодые, неопытные, невоспитанные, несдержанные. Считают свое мнение единственным верным. Не желают слушать. Уходят от проблем, занимаются самообманом, делают вид, что все в порядке ("перерастет").

Неполная информированность родителей о жизни ребенка в детском саду. «Закрытость» учреждения.

Родителям доступна лишь та информация, которую обличает воспитатель. Родители мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.

Назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду. Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей ("как никто другой"), и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.  

Недостаточная компетентность воспитателей.

Набор личностных качеств, установок. Мешающих конструктивному взаимодейтсвию (упорство, упрямсвто, грубость).

Молодые педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом.

Отсутсвие эжелания вникать в суть конфликта, разбираться в сути вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

Статья: "Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей в старшем дошкольном возрасте"

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встреч...

Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения дошкольников

: Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитате...