воспитание дружелюбия
методическая разработка (средняя группа)

Софронова Ольга Николаевна

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Согласитесь очень важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Я глубоко

убеждена что, задача современного педагога состоит в том, чтобы его воспитанники вышли из стен образовательного учреждения не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, и обладающими дружелюбием в качестве основы

своей жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_druzhelyubiya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дружелюбия через художественную литературу.

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Омар Хайяма

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Согласитесь очень важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Я глубоко

убеждена что, задача современного педагога состоит в том, чтобы его воспитанники вышли из стен образовательного учреждения не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, и обладающими дружелюбием в качестве основы

своей жизненной позиции. Человечество всегда высоко ценила дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но, говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления.

Во-первых, дружба – определённый специальный институт, выполняющий

определённые социальные функции, изучением которых занимаются такие науки, как социология, история и антропология.

Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология.

В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности.

 В-четвёртых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.

В воспитании доброжелательности большая роль отводится художественной

литературе. Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и мучаются пока не искупят свою вину. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

 Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал:«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-тохорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения,

неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за

других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание,

успокоить, порадовать.

 Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как

активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек,

морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти

годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств

личности:

- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое

отношение к окружающим, деликатность;

 - правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.

В каждой детской деятельности необходимы определенные условия для решения следующих

задач:

 - в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.

 -в культурно - гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи

окружающим, уважение старших.

Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и

словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурногигиенические навыки).

День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю ихприветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»;

- «Рано утром я была удивлена,

Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие:

«Здравствуйте».

Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встаютрано, по 2 часа собираются и тогда получается , как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»

Чтобы дети проявляли взаимопомощь при складывании вещей в шкафу напоминаю правило:

«Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера.

 Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно -

образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится

о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания

спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или

«Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться

не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»

 В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются

закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если

недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение ктруду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук немыл, месяц в баню не ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, неразбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во

время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат

столовые приборы , крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я

такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных

проявлений:

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

 Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам,

взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я

использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из

стихотворения А. Введенского «Кто»: «А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

Напоминаю детям правила:

«Поиграл - убери на место»,

«Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому»

«Лиза с куколкой играла

Платье куклу разорвала.

Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.

Данил мячик маленький нашел

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим

Нет, не надо быть таким?

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

 Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться,

уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для

решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми,

навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся,

обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«В споре кулаки мешают,

Они проблемы не решают!

Драчун понять и не пытался

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит

Вздыхает тяжко и грустит

Никто с ним больше не играет

К себе его не приглашают.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться»

Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают

свои отрицательные поступки и делают вывод.

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя».

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете».

 Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что

договориться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как врассказе Осеевой «Волшебные слова».

 Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу:

«Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения,уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попроситьигрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про «Жадину» ЯАким.

 Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим,помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помогитоварищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади

на место»,полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу.Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно- творческой деятельности и т.д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в

окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.

«Метлу взяла и двор подмела

Приходите, поглядите

Хоть соринку вы найдите»

Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.

Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведенийпереносятся в их жизненный опыт.

 Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми , счастливыми.

И так бы хотелось, что бы воспитание в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в

человеке.

Список используемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников. – М., 1997.

Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2001.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,1974.

Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного

произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 1986. – т. 1.

Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании

детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей

дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе "Ненасилие" модель: « Дружелюбие - враждебность» на тему:" «Поможем Марсику найти друзей"

Вашему вниманию представляю конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей средней группы по программе по которой работает наш детский сад " Ненасилие". Это программа по формированию...

Конспект НОД "Злоба и дружелюбие"

Формирование у детей дошкольного возраста толераньности посредством познавательного развития...

Конспект НОД "Злоба и дружелюбие"

Формирование у детей дошкольного возраста толераньности посредством познавательного развития...

Воспитание дружелюбия у дошкольников

В дошкольном детстве закладывается обобщенное отношение к людям. Для полноценного развития личности ребенка важно, каким оно будет – доброжелательным или негативным. Благодаря формированию друже...

Буклет "Воспитание дружелюбия"

Дружелюбие - одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть дружелюбным - это значит быть общительным, внимател...

"Утренний круг как средство воспитания дружелюбия"

Последние два года я работаю над темой "Утренний круг как средство воспитания дружелюбия". Прежде чем начать планирование и реализацию какого-либо вида деятельности, мы изучаем терминологию ...

Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...