Проект "Хлеб всему голова"
методическая разработка (старшая группа)

Сулимина Ольга Витальевна

 

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Главное в работе по проекту- способствование формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитание уважительного, бережного отношения к результату его деятельности.Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Главное в работе по проекту- способствование формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитание уважительного, бережного отношения к результату его деятельности.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Сулимина Ольга Витальевна

д. Сметанино

Актуальность

  Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные столы. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Поэтому главное в предстоящей работе - способствование формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитание уважительного, бережного отношения к результату его деятельности.

Цель проекта:

  Развитие поисковой деятельности, познавательной активности и осознанной нравственно-трудовой культуры у старших  дошкольников

Задачи:

  • формировать знания детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
  • познакомить детей с профессиями людей, связанных с хлебопечением и земледелием, объяснить практическую значимость их труда;
  • расширить и обогатить словарный запас, совершенствовать навыки связного высказывания;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Вид проекта:

 Практико - ориентированный

Продолжительность проекта:

 Краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

 Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты проекта:

  • расширение  знаний детей о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
  • знание детьми профессий людей, причастных к выращиванию и производству хлеба,  понимание практической значимости их труда;
  • обогащение словарного запаса по теме проекта;
  • воспитание бережного отношения к хлебу.

Этапы проекта:

I. Подготовительный

1) Определение уровня знаний детей о хлебе

Здесь я использовала модель трех вопросов:

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Хлеб продается в магазине

Откуда хлеб попал в магазин

Спросить у брата, сестры

Хлеб бывает белый и черный

Почему хлеб разного цвета?

Спросить у папы

Злаки растут в поле

Как называются люди, которые выращивают их?

Спросить у мамы

Хлеб делают из муки

Как делают муку? Что добавляют в тесто?

Спросить у бабушки

Урожай собирают осенью

Как убирают поля пшеницы?

Спросить у взрослых, посмотреть фильм

Каши готовят из круп

Как называются злаки этих круп?

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Есть современные сельхозмашины - трактора, комбайны

Как растили хлеб раньше?

Спросить у дедушки, бабушки

2) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

3) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, предметы русского быта; подготовка  презентации «Откуда хлеб пришел»;

4) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, загадки, сказки, притчи, стихи.

II этап.  Основной (практический)

Комплексно – тематическое планирование по теме проекта.

Познавательно-исследовательская деятельность        

ООД «От поля до стола» (см. приложение)

Беседы:  «Как на наш стол хлеб пришел», «Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!», «Какой бывает хлеб»

Рассматривание иллюстраций и репродукций

  • серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
  • картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская»;

Просмотр:

  • презентации «Откуда на стол хлеб пришел», 
  • документального фильма «Жатва»

Знакомство с профессиями:  агроном, комбайнер, тракторист, пекарь, кондитер

Исследовательская деятельность

  • рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса)

Опытно – экспериментальная деятельность

  • превращение зерна в муку (ступка, кофемолка),
  • выращивание семян (ячменя или овса)

Коллекционирование

Создание коллекции круп

Коммуникативная деятельность:

ООД Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь» (см. приложение)

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К.Г.Паустовский «Горячий хлеб».

Рассматривание, сравнение иллюстраций о выращивании хлеба в старину и сейчас (активизация в речи детей слов «плуг», «борона», «молотьба», «жатва», «мельница»).

Рассказывание:

  • по схеме «Как выращивают хлеб»,
  • по картинкам: «Как в старину люди выращивали хлеб»,
  • из личного опыта: «Домашняя выпечка».

Дидактические игры: «Назови профессию», «Что из какой муки испекли?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»,  «С какой начинкой пироги?», «Из чего сварили кашу?»

Продуктивная деятельность

ООД Рисование «Колосится золотистая пшеница», «Хлебобулочные изделия» (см. приложение)

Раскраски по теме проекта, пластилинография по желанию «Сдобная выпечка»

Игровая деятельность

Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колосок».

Старинная п/игра: «Пирог», игра «Вопрос – ответ» (см. приложение)

Игры-эстафеты: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Сложим выпечку», «Хлебный магазин» (см. приложение)

Шнуровка «Украсим торт»

Сюжетно-ролевые игры:  «Дом», «Магазин», «Булочная», «Кулинария».

Чтение художественной литературы:

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;
  • Литовская сказка «Как волк задумал хлеб печь»;
  • Стихи: К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; М. Глинская «Хлеб», Л. Квитко «Чудо»,  И. Токмакова «Что такое хлеб»;  Я. Аким «Пашут каждую весну…» и др.
  • Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки о хлебе

Работа с родителями

  1. Пополнение книжного уголка произведениями о хлебе.
  2. Приобщение к подбору и заучиванию с детьми пословиц, поговорок, стихов о хлебе.
  3. Чаепитие с домашней выпечкой для детей.

III этап. Заключительный

Вечер загадок «Вот баранки, калачи…» с домашней выпечкой.

Создание коллекции круп.

Вывод:

1. Хлеб проходит большой путь, пока попадает к нам на стол.

2. Необходимо много труда для того, чтобы он был на столе каждый день.

3. Вырастить, обмолоть и выпечь хлеб - это тяжелый труд.

4. Надо иметь огромное желание, трудолюбие, терпение, умение и любовь, чтобы вырастить хлеб.

5. Мы должны беречь тяжелый труд и старание людей, которые вырастили и испекли этот хлеб для нас.

Берегите хлеб – это наше богатство!



Предварительный просмотр:

Конспект рисования «Колосится золотистая пшеница»

Задачи:

  • обучить детей способам рисования пшеничного поля;
  • расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде;
  • закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки;
  • активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый);
  • формировать умение аккуратно работать с красками;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

 Ход занятия

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, «Вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?

Дети: пшеница, рожь, ячмень.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?

Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)

Физкультминутка

В землю зернышко попало (дети приседают),

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.

Воспитатель: дети, давайте сегодня  нарисуем пшеничное поле.

Итог:  откуда хлеб на стол пришел?

- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)

- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...