Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (младшая группа)

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.          И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Работа, подготовленная Цыпышевой Нины Николаевны. Г.Урай

Оглавление

Введение        2

1. Этапы развития мелкой моторики у детей        4

2. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников        9

Выводы        12

Список литературы        13

Приложения        14


Введение

Постановка проблемы.  Проблема поиска новейших эффективнейших средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается актуальной уже очень долгое время. Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямо пропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.

Начинают развитие мелкой моторики с раннего и младшего дошкольного возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек, закрепляя в последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми.  Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.

Анализ последних публикаций. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм.

Цель данного исследования - раскрыть  значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.


1. Этапы развития мелкой моторики у детей

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте (такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса). Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Рассмотрим основные навыки мелкой моторики, которые ребенок приобретает на разных этапах своего развития:

Ребенок до 6 месяцев

  • рефлекторно хватает предметы (с рождения);
  • неосознанно тянется руками к предметам (3 месяца);
  • осознанно хватает предметы (3 месяца);
  • хватает предметы двумя руками (3 месяца);
  • хватает предметы одной рукой (5 месяцев);
  • намеренно тянется к предметам (6 месяцев).

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточное развитие мышц и координации их работы;
  • задержка способности играть самостоятельно;
  • задержка развития органов чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами.

Ребенок в 6-12 месяцев

  • тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;
  • намеренно отдает предметы;
  • хватает предметы большим и указательным пальцами;
  • берет предметы двумя пальцами;
  • перекладывает предметы из одной руки в другую;
  • бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • слабо развиты навыки обращения с предметами;
  • задержка развития органов чувств из-за недостатка игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

  • строит башню из трех маленьких кубиков;
  • строит пирамиду из четырех колец, нанизанных на стержень;
  • вставляет 5 колышков в отверстия;
  • переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;
  • рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;
  • нажимает кнопки;
  • рисует, используя движения всей руки, меняя руку, делая взмахи руками;
  • ест при минимальной помощи родителей;
  • использует жесты в общении;
  • подносит ложку ко рту;
  • самостоятельно берет чашку и пьет из нее.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развита сила рук и пальцев;
  • недостаточно развиты игровые навыки;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребенок в 2-3 года:

  • нанизывает 4 большие бусины;
  • переворачивает по одной странице книги;
  • режет ножницами;
  • держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;
  • большинство действий делает одной рукой;
  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;
  • рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;
  • раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;
  • самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • неготовность к занятиям письмом;
  • избегание работы с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки хватания и движения рук при работе с карандашом;
  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • недостаточно развит навык рисования.

Ребенок в 3-4 года:

  • строит башню из 9-ти маленьких кубиков;
  • рисует круг по заданному образцу;
  • рисует перекрещивающиеся линии;
  • лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);
  • использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;
  • режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема пищи);
  • неготовность к занятиям письмом;
  • недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами, ножницами);
  • расстройство из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в 4-5 лет

  • вырезает по контуру;
  • рисует пересекающиеся линии;
  • рисует квадрат;
  • пишет свое имя;
  • пишет числа от 1 до 5;
  • пишет буквы;
  • навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;
  • самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с удержанием и обращением с карандашом;
  • трудности с написанием имени и букв;
  • зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

  • вырезает простейшие фигуры;
  • рисует треугольник;
  • раскрашивает по контуру;
  • берет карандаш тремя пальцами;
  • приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;
  • рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с правильным написанием букв и цифр;
  • слабо развиты навыки письма;
  • трудности с выполнением письменных заданий в детском саду;
  • быстрая утомляемость при работе карандашом;
  • расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

  • правильно пишет большинство букв и цифр;
  • пишет на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);
  • уверенно рисует карандашом, движения рук при этом хорошо развиты;
  • хорошо развита моторика для занятий письмом;
  • строит различные модели из конструкторов;
  • самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

  • трудности с выражением мыслей в письменной форме;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности в школе из-за низкой скорости письма;
  • неразборчивый почерк;
  • низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;
  • проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

  • разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

  • сложности с выполнением письменных заданий на время;
  • быстрая утомляемость при занятиях письмом;
  • трудности с выполнением письменных заданий в школе из-за трудностей с выражением мыслей в письменной форме;
  • избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

2. Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Реализация ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты. Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Однако игра игре рознь. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры.

Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.). Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.

В рамках нашего исследования под пальчиковыми играми мы понимаем различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они  помогают инсценировать текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.

Соглашаемся и разделяем мнение с Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезовой утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется [2].

Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. [1]. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале.  В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответствующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.

К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. Так И.Е. Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое  состоит в том что:

  • развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
  • формируется и развивается устная речь ребенка;
  • развиваются творческие навыки, воображение;
  • непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
  • концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
  • корректируется эмоциональная сфера ребенка [4].

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И. Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр. [5, с. 57]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:

  • пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • народные пальчиковые игры;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [1].

Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.

Выводы

Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.) делает процесс игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус, активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка. Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.


Список литературы

  1. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк,  2007.
  2. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста : учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.
  3. Петров, А.В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает : Методическое пособие / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
  4. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. – М.: «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.
  5. Тищенко, Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 12. – С. 56–59.
  6. Ткаченко В.Н. Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 22.03.2019)

Приложения

Какие игрушки помогут в развитии

Есть игрушки, с которыми ребенок играется в любом возрасте. Чем старше юный испытатель и лучше развита мелкая моторика пальцев, тем интереснее находятся применения игрушкам:

  1. Конструкторы и кубики. Малыши сначала изучают формы и размеры деталей на ощупь и зуб. После учатся строить башни и замки. Кубики могут быть использованы как заместители стола или стула для куклы. Детали мягкого конструктора соединяются с помощью липучек и развивают плоскостное и объемное восприятие полученных фигур. 
  2. Вкладыши и рамки. Матрешка, сортеры, стаканчики, логические кубы — все представители этого вида игрушек малышу помогут в расширении кругозора. Они бывают разных размеров и форм. Для начала достаточно будет 2-3 элементов, но с возрастом необходимо усложнять задачу и добавлять большее количество предметов.  
  3. Магнитные фигурки. Этот вид игрушек позволяет собрать на холодильнике коллекцию букв, геометрических фигур, картинки любимых героев мультиков.
    Детям очень нравится расставлять фигурки и менять их местами на поверхности.
    Подросшему непоседе предложите собрать рисунок на магните из нескольких деталей.
  4. Пазлы. Самым маленьким будит интересно деревянные крупные детали пазлов, которые вкладываются в специальные ячейки. После картинки должны усложниться путем разделения на несколько частей. Более сложные пазлы насчитывают большое количество фрагментов с уменьшением размера детали.
  5. Шнуровки. Эти игрушки имеют разную форму и сложность. Освоение игрушек шнуровки помогает ребенку в освоении навыков завязывания шнурков на обуви.
  6. Мозаика. Эта игра состоит из различных размеров и форм деталей и поля, накоторое эти детали выстраиваются. С начало необходимо научить малыша ставить детали в линию, постепенно давая все новые задания. 
  7. Пальчиковые куклы. Театральные представления с помощью игрушек на родительских руках сначала развлекают малыша. Подражая, ребенок растет и уже сам показывает представления, осваивая жесты, манеры, интонацию.

Упражнения для мелкой моторики рук

Развитие от 0 до 2 лет:

  • Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
  • Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
  • Прятки (ладошками закрывать глазки);
  • Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
  • Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
  • Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).

Развитие от 2 лет:

  • Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
  • Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
  • Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
  • Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
  • Комочек (бумагу смять в комочек);
  • Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);

Развитие от 3 лет:

  • Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
  • Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
  • Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
  • Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
  • Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите развернуть);
  • Прищепки (учим пользоваться);
  • Угощения (лепим из пластилина).

Рекомендации для родителей

  • Во время упражнений с малышом включайте движения на расслабление, растяжение и сжатие;
  • Проводите регулярно массаж кистей;
  • Учитывайте возраст развития ребенка;
  • Помогайте выполнять движения и фиксируйте руки, если это необходимо;
  • Обучение идет от простых к сложным движениям;
  • Хвалите ребенка за новые движения.

Все необходимые навыки развития моторики пальцев ребенка закладываются в дошкольном возрасте. Достаточно уделить немного времени, и малыш будет удивлять вас достижениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...