ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды
методическая разработка (подготовительная группа)

Томилова Лариса Фёдоровна

     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Теоретическая основа РППС

•Предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении (С.Л. Новоселова)

• Возможность для реализация всех видов детской деятельности в рамках социальной ситуации развития как системы отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социальным миром в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой (ФГОС ДО)

• Должна способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС ДО

Требования к РППС в ДОО

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать:

• возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;

• реализацию различных образовательных программ (параллельная реализация содержания обеих частей ООП);

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей.

РРПП должна быть: содержательно-насыщенной.  При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием по каждому направлению развития в соответствии со спецификой Программы).

РРПП должна быть: трансформируемой предполагается возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Требования к РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

РРПП должна быть: полифункциональной. Предполагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (не стационарно закрепленных)

РРПП должна быть: вариативной. Предполагается: наличие в группе различных пространств (для разных видов деятельности), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

РРПП должна быть: доступной и безопасной.

•доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

В группе организованы следующие центры:

Центр искусства:

Для рисования: бумага разного размера, цвета, формы, фактуры.

Цветные   карандаши    12 – 24 шт., цветные восковые   мелки,  гуашь,      

акварель, фломастеры,  кисти  (белка, пони) №№ 1, 3, 5, кисти жесткие, Дополнительные материалы для рисования: стакан-непроливашка, подставка для кистей, салфетка для просушки кисти, палитра, емкости для краски, клеенка для рисования, карманы для выставки детских работ.  Для лепки:  глина, пластилин,   стеки,  доски для лепки, шаблоны, трафареты, использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса, а также дополнительный материал для оформления работ (бусинки, семена, др. бросовый материал). Доска для выставки готовых работ.  Для аппликации: ножницы с закругленными концами, жесткие кисти для клея, подставки для кистей,  клеенки, на которых намазывают детали, салфетки для промакивания  клея, розетки для клея, заготовки  для вырезания деталей.

Предметы  декоративно-прикладного   искусства   с   элементами росписи  (дымка, городецкая и др. по программе).  Образцы элементов росписей, шаблоны для разных видов росписи.

Портреты художников.  Репродукции картин разных жанров.

Иллюстрации:   по   сказкам,  выполненные   в  разной    манере исполнения.

Настольно-печатные   игры:   «Народные промыслы», «Русские узоры», «Зазеркалье» и др.

Образцы по  рисованию, аппликации, лепке.

Выставки детских работ: рисунки, аппликации, лепка.

Альбомы и книги для детского творчества: «Пластилиновая сказка», «Оригами», «Мастерим как маги из простой бумаги» и др.

Трафареты для рисования и лепки, раскраски  предметные и тематические, материалы для ручного труда.

Центр занимательной математики:

Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур  разного цвета; природный материал для счета;  комплекты цифр, математические наборы для занятий на каждого ребенка и др. материал.

Измерительные приборы: линейки, весы, условные мерки.

Дидактические и настольно-печатные игры  по математическому развитию:  «Чудесный мешочек», «Соседи числа», «Внимание», «Внимание – угадай-ка»,  «Числовые домики», «Загадочные фигуры», «Найди сходства», «Собери фигуру» и др.

Занимательный  математический  материал:  задачи-шутки, головоломки,  математические загадки,   математические  считалки,  задачи  в стихах,  лабиринты, ребусы.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки»,  «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Танграмм», «Волшебрый круг» , «Шашки», «Математическое лото» и др. Альбомы и пособия к  блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера: «Посудная лавка», «Спасатели приходят на помощь», комплект игр к блокам Дьенеша "Давайте вместе поиграем" 

Книги с математическим содержанием, альбомы с заданиями для детей.

Модели:  дней недели,  часов.

Индивидуальные тетради для занятий.

Центр игры:

Наборы для сюжетно-ролевых игр:

«Военные», «Строители», «Почта», «Ателье».

Домик с мебелью, мелкие куклы, бытовая техника (стиральная машинка, пылесос, микроволновка и др.), машина, карета, велосипед и т.д.

Для игры «Больница», «Поликлиника», «Аптека»: карточки больных,  рецепты, направления,  наборы «Маленький доктор», «Аптека»,  телефон,  компьютер, надписи: регистратура, окулист, лор, хирург, аптека;  

Игрушки животных разных климатических зон (северные, жарких стран, местных лесов и домашние).

Спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги, пластиковые карты;  наборы мелких игрушек, журналы, газеты, книги, одежда, обувь, головные уборы и др.; ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для товаров.

Атрибуты инспектора ГИБДД: жезлы, свисток, жилет, фуражка; дорожные знаки, светофоры; Ковер с изображением улиц: домов, дорог, дорожных знаков и разметок.

Макет «Цирк» (набор мелких игрушек для обыгрывания),  афиши, билеты, программки;  элементы костюмов, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, штанга;  спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

Костюм пожарного, атрибуты для игры «Пожарные».

Одежда для повара, официанта; наборы посуды, подносы, меню, скатерти, полотенца, салфетки, наборы продуктов, вывеска, касса, чеки, деньги.

 

Центр конструирования:

Наборы мелкого строительного материала (деревянные), конструктор «Строим дома для гномиков», конструкторы «Лего» (средний и мелкий), конструктор металлический, конструктор «Геометрический», конструктор магнитный.

Схемы для конструирования. Мелкие игрушки для обыгрывания построек.

 Музыкально-театральный центр:

Ширма настольная, ширма для теневого театра, фланелеграф.

Шкаф с вешалками для костюмов с детскими костюмами для театрализации. Шапочки-маски для разыгрывания сценок и сказок.

Настольные театры игрушек, театр на ложках, театр на тарелочках, куклы Бибабо для разыгрывания различных сценок и сказок, перчатковый театр, театр на варежках, пальчиковый театр, театры на фланелеграфе, теневые театры, театр на дисках, театр ног.

Детские книжки со сказками для рассматривания, разыгрывания сказок.

Аксессуары для перевоплощения (носы, колпаки, парики), украшения (бусы, брошки, банты).

Музыкальные инструменты игрушечные для детского творчества, музыкальные инструменты, изготовленные детьми совместно с родителями.

Музыкально-дидактические игры.

Портреты композиторов.

Детские книги с песнями.

Центр природы:

  1. Иллюстрации.

Картины сезонных изменений в природе (в том числе: метель, капель, сосульки, половодье, вьюга, дождь, гроза, листопад, осень золотая, проталины, первый снег)

Овощи, фрукты (в том числе: сбор урожая, плоды на деревьях).

Домашние, дикие животные, животные жарких и холодных стран (в том числе: звери в зимнем лесу, приспособление к сезонным изменениям, волчья стая, следы зверей).

Насекомые (в том числе: муравьи за работой).

Птицы: перелетные, зимующие, лесные, грачи прилетели.

Цветы: летние, весенние, луговые, садовые.

Звери и их детеныши   и птицы с птенцами

Растения (деревья, кустарники, травы, злаки).

Гербарий злаков.

  1. Модели.

Посадки растений, уход за ними, черенкование.

Модель сравнения овощей (форма, цвет, характер поверхности, вкус, рост, место произрастания).

Модель строения растения (дерева, травы, куста).

Модель потребности растения для жизни.

Процесс изготовления хлеба.

Модель сравнения растений (форма листа, поверхность, размер, свет, расположение листьев, контур).

Модель понятие «живое».

Модель признаков осенних, зимних, весенних  изменений.

Сравнение домашних и диких животных, хищных и травоядных.

Модель ухода за домашними животными.

Модель строения зверей.

Модель строения тела рыбы.

Модель строения тела птицы.

Модель признаков насекомых.

  1. Дидактические и настольно-печатные игры:  «Откуда хлеб пришел»,

лото «Где что растет», «Чудесный мешочек», лото «Домашние и дикие животные», «Кто где живет?», «На лесной полянке», «Времена года». «Зоопарк» , Зоологическое лото, ботаническое лото. «Угадай чей след».

«Четвертый лишний», «Чьи детки», «Найди пару», «Когда это бывает»

Трафареты: птицы, звери, деревья, листья, овощи, фрукты, насекомые.

  1. Инвентарь

Грабли, лопатка, лейка, тряпочки, опрыскиватель, палочки для рыхления.

  1. Растения для наблюдения и ухода за ними.

Природный материал для поделок и демонстрации:  кора деревьев, песок, крупы, семена, мох, шишки, засушенные листья и цветы, ракушки, камешки, пёрышки, палочки, веревочки из пеньки, почва разного состава, опилки, стружка.

  1. Муляжи.

 Овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные холодных и жарких стран, птицы.

Центр экспериментирования:

      1.Дидактический материал:

- Календарь природы и погоды

-  Дневники наблюдений за посадками;

-  Пооперационные карты посадок;

- Картотека с описанием опытов;

- Журнал для зарисовки результатов опытов;

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
-серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, энциклопедии,  карты и атласы;
- тематические альбомы, наборы картинок, открыток по темам;
- коллекции бумаги, ткани, магнитов и др.

      2.Оборудование и материалы:

- клеенчатые передники, нарукавники, клеенки на столы;

-Оборудование для ухода за растениями (леечки, тряпочки, щеточки, пульверизаторы, палочки для рыхления);

- Ёмкости  для воды и песка.

- Поднос для рисования манкой, песком.

-  Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, разнообразные магниты, фонарики.

- Измерительные приборы: линейки, рулетка, условные мерки, мерные стаканчики для воды и сыпучих материалов, чашечные весы, безмен, песочные часы.

-  Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

-  Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, цемент, мел, птичьи перышки, ракушки, шишки, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, деревьев и цветов, опилки, древесная стружка, пластилин, масло, мука, соль, сахар, крупы.

-  Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля, формы для льда, свечи, цветные и прозрачные стекла

-  Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная, бархатная, копировальная.

-  Красители: пищевые, акварельные краски, безопасные красители.

-  Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема, пинцеты.

-   Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, стеки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.

Центр двигательной активности:

- Мелкий спортивный инвентарь: кегли, султанчики, флажки,  мячи

разных размеров и фактуры и др.,

- скакалки, резиночки;

          - Маски для подвижных игр,

- Оборудование для метания  в горизонтальную и вертикальную  цель: мешочки,

мягкие мячики, корзинка;

- Массажные дорожки для профилактики плоскостопия и закаливающих

процедур;

- Гантели пластмассовые и металлические;

- Палки гимнастические;

- Обручи;

- массажные мячики «су-джок» и др.;

- Бубен, свисток;

- Кольцеброс;

- Баскетбольная корзина;

- Наборы для тенниса и бадминтона;

- клюшки и мячики;

-нетрадиционное оборудование для игр-эстафет («Бильбоке», Эспандер,

«косички» и др.)

- «Бросалочки», «Каталочки», волчки для развития  мелкой моторики кистей

рук.

- Картотека подвижных игр, «Гимнастика для глаз», «Волшебные точки»;

- Альбомы: о спортивном инвентаре, разных видах спорта, известных

спортсменах, командах, о своём организме, правилах обращения с организмом,

система органов человека, органах чувств, закаливание и пр.

Центр книги:

Портреты писателей и поэтов.

Художественная литература, которая подбирается соответственно возрасту и

тематике. Используем произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы,

сказки  в стихах и в прозе, стихи: лирические и шуточные, басни,  малые

фольклорные формы) и  разной тематики (детская жизнь, труд людей, мир

природы, события общественной жизни и др.).    

Книги со сказками и малыми фольклорными формами русского народа:  потешками, загадками, скороговорками.

Произведения русской и зарубежной классики : А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»;  К.Д.Ушинский  «Ветер и солнце», «Четыре желания»; Л.Н.Толстой  «Лев и собачка», «Пожарные собаки»;  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Снежная Королева»; Ш.Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», и др.

Произведения природоведческого содержания: В. Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь»;  Г. Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка»;  Е. Чарушин «Волчишко», «Хитрая мама», «Что за зверь?» и др.

Детские журналы.

Книжки-малышки, созданные самими детьми совместно со взрослыми.

Энциклопедии: «Детская», «Энциклопедия от А до Я» (две части), «Наука», «Моя первая книга о динозаврах», «Атлас животных», «Про музей читаю сам».

 Центр речевого развития:

Зеркала, картотека артикуляционной гимнастики.

Шаблоны предметные для обведения и штриховки. Кассы букв, наборы для

звукового анализа слов, схемы предложений (раздаточный материал)

Планшеты тканевые с набором ниток. Азбука в картинках, азбука деревянная –

ковер, буквари, книги для чтения по слогам.

Дидактические пособия и игры по развитию речи: «Говорилки для молчунов»,

«Рассказываем сказку по картинкам», «Логопедическая ромашка», «Рифмы-

нерифмушечки», «Ребусы»,  «Умные кубики», «В гостях у бабушки», «Мы

играем в магазин», «Мамины помощники»,  и др.

Центр безопасности:

- Дидактические пособия и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения: «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Транспорт», «Знаки на дорогах», «Дорожные знаки», «Ребусы по правилам дорожного движения»;

- альбомы: «Правила дорожного движения для дошкольников», «Транспорт».

- Дидактические пособия и настольно-печатные игры по Правилам пожарной безопасности: «Детям об огне», «Пожарная безопасность»;

-дидактический материал по валеологии: «Зубы, зрение, слух», «Кожа, питание, сон», «Азбука чистоты», «Витаминная семья»;

-дидактический материал и настольно-печатные игры по ОБЖ: «Как избежать неприятностей?», «На прогулке», «Один в доме», «Азбука безопасности», «В городе», «Логический экран» - раздел ОБЖ.

Ковер с изображением улиц: домов, дорог, дорожных знаков и разметок.

Костюмы пожарного, полицейского, инспектора ГИБДД, врача, медсестры.

Центр нравственно-патриотического воспитания:

  1. «Моя семья»:  

Фотоальбом  «Моя семья» с фотографиями детей и их родителей. Книжки-малышки «Как я провел лето».

  1. «Мой город»:

Альбом «Новосибирск», набор открыток «Новосибирск», герб и флаг Новосибирска. Фотоальбом «Микрорайон «Родники», альбом «Знаменитости нашего города», созданный с участием родителей и детей, карта Новосибирской области, атлас Новосибирской области.

  1. «Моя страна»:

Альбом «Москва – столица Российской федерации», «Герб и флаг нашей Родины», наборы открыток из разных городов России, книги: «Моя первая книга о России», «Большая книга Российских праздников для самых маленьких»

  1. «Моя планета – Земля»: карты: «Обитатели Земли», «Народы и страны», книга «Путешествие по глобусу», коллекция магнитов «Вокруг света».

Центр психологической разгрузки.

- Уголок уединения (ширма, кресло-груша)

- боксерская груша и перчатки, стаканчики для крика, поролоновые подушки;

- аудио- записи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);

- Разноцветные клубочки, волшебные предметы (шляпка, плащ, палочка и т.д.), фонтанчик, фонарик;

- игры с крупой, песком, водой, пуговицами;

- «Мешочки настроений», «Коробочка добрых дел», «Азбука настроений», «Подушка примирения», «Сундучек радости»;

- настольно-печатные игры и дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Твистер»

В группе есть ноутбук, музыкальный центр. Имеется возможность выхода в интернет. Имеется подборка аудиозаписей, дисков, а так же  возможность подключать флеш-накопитель с нужными записями. Ноутбук используется для оформления дидактических материалов, презентаций для образовательной деятельности, просмотра видеозаписей прошедших мероприятий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.

Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС)

Представлен перспективный план развития развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО....

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды "Игровой центр"

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды...

Паспорт развивающей предметно- пространственной среды группы

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ.КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ, КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ!...

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы

Паспорт развивающей предметно-пространственной средыподготовительной группы «Светлячки» МАДОУ №65,реализующую примерную основнуюобщеразвивающую программу дошкольного образования&laqu...