Консультация "Экологическое воспитание как инструмент в воспитании духовно - нравственных качеств"
консультация

Мунтян Елена Николаевна

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologii.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2

дошкольное отделение детский сад № 27 «Матрешка»

Консультация для педагогов

Тема: «Экологическое воспитание как инструмент воспитания духовно – нравственных качеств»

 

                                       Подготовила:

                                                                                      воспитатель Мунтян Е.Н.

                                                                               

г. Серпухов

2023 г.

Консультация для воспитателей

Тема: «Экологическое воспитание как инструмент воспитания духовно – нравственных качеств»

«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». Все педагоги убеждены в том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно,

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и нравственности. Во время этого процесса происходит становление личности ребенка, его мировоззрения, а также реакции на поступки других людей и контроль собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием.

 Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо. Экологическое воспитание является инструментом воспитания духовно нравственных качеств дошкольников,

 Что оказывает влияние на отношение современных детей к природе?


Психологи считают важным знать эти причины, так как именно они приводят к возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин, Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей подчас  формируется потребительское отношение к ней, они привыкают только брать от природы, а не охранять и оберегать ее. Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие ребенком ответственности за развитие самого себя и поведения в природе в целом. 
Влияние на поведения ребенка в природе оказывает и семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в нем нравственные ценности. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка - «все бросают мусор, и я тоже». 

Общеизвестно, что 80% черт характера закладывается в семье, поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Для этого мы вывешиваем консультации в папках-передвижках, проводим родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют.

 Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно – нравственном развитии


Животные, растения, вода – это все неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей, источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, радуясь дождю и снегу, создавая различные фигуры из песка. 
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Например, процесс общения с животным качественно отличается от взаимодействия с игрушкой, пусть даже и очень любимой. В ходе общения с животным у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается, где живет), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой такого результата не добиться. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Во взаимодействии с любимым животным  ребенок получает опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-либо домашним животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.
Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.

 

Актуально ли использовать экологическое воспитание как инструмент формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте?


Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы люди могли в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку вся природа включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ней, как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.
Характерно также разногласие между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника — поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», то есть изучит ее. Это вызвано отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Так как действенность таких запретов относительна. Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы. 

 Как же экологическое воспитание может стать ключом для воспитания духовности и нравственности у дошкольников

Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние техногенной городской среды на развитие ребенка. Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в своей работе мы используем природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина. Дети иногда не замечают растения, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. Не надо ограничивать стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и как следствие возможности использовать нам окружающую среду для формирования у них нравственных ценностей. Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например, релаксационное упражнение «Спящий котенок». «Облака». Птички невелички где дети имитируют повадки животных представляют образы природных объектов. Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда,

рождает желание сделать свой город еще прекраснее. Поэтому так важно показать, как мы совместно с детьми оберегаем и умножаем природные богатства, сколько труда вкладываем, чтобы вырастить овощи на нашем огороде и цветы в цветниках. Дети видят, как много времени и ухода нужно для выращивания рассады. Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее сокровища - наша задача, и успех ее решения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. И очень важно донести это до наших детей. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях.

Именно созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь.

Великий педагог Н. М. Романенко подчеркивала: воспитание нравственности невозможно без нравственности воспитателя. «Испытывая на себе духовное влияние, ребенок вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, а затем осознанно, руководствуясь принципом добровольного самоопределения, «взращивает» свою духовность в соответствии с общечеловеческим законом постижения истины, доброты и красоты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...

Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством восприятия художественной литературы

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Воспитание у детей дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством восприятия художественной литературы

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить...