Проект «Русский народный костюм»
проект (подготовительная группа)

Моисеева Надежда Николаевна

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект «Русский народный костюм»505.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Русский народный костюм»

Подготовительная «А» группа, 2022 – 2023 уч. год

Воспитатели группы – А.А. Старицына, Н.Н. Моисеева.

Проблема:

Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма? 

Содержание проекта:

Описание проблемы, на решение  которой направлен проект: Утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству, его традициям и культуре.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Цель:  приобщить дошкольников к изучению национальной культуры, ее традиций и особенностей. Сформировать представление детей о русском народном костюме посредствам  познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи:

В процессе работы над проектом решить следующие  задачи:

  • Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного  костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.
  • Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству.
  • Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
  • Дать детям знания об истории русского народного костюма.
  • Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
  • Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
  • Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
    познавательной и творческой деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
  • Обогащать словарный запас дошкольников. 
  • Воспитывать любовь  к родному краю, бережное отношение к одежде.

Содержание деятельности воспитателя:

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе с использованием  различных направлений на приобщение детей к истокам русского народного костюма, обычаям и традициям русского народа.

Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения        к русскому народному костюму, к своей стране, своему краю, малой родине, своему народу, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Проект основан на представлениях детей об историческом прошлом, на изобразительных умениях декоративного рисования и уже освоенных технических навыках рисования орнаментов. Этот проект значим для всех его участников: Дети: дети получают новые знания, учатся проявлять творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности, приобщаются к национальной культуре. Родители: получают новые знания по теме проекта, расширяются возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий собственного экспериментирования детей.

Вид проекта:

творческий, познавательный,  конструктивный.

Сроки реализации:

 - долгосрочный, октябрь – май

Возраст детей 6-7 лет

Целевая группа:

-  дети;

- воспитатели;

- родители;

- музыкальный руководитель.

 Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта: 

  • Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации).
  • Изготовление русских народных костюмов, кокошников, поясов.
  • Умение детьми применять различные виды техники декоративно – прикладного творчества.
  • Умение устанавливать необходимые контакты для решения возникающих проблем.
  • Высокая активность родителей в проведении мероприятий.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, изоматериал, коллекция предметов народного быта, изделий русских мастериц (прядение, вязание, вышивка, ткачество…). Аудиозаписи русских народных песен.

Работа с детьми:

сроки реализации

Мероприятия, проводимые по проекту. Работа с детьми

октябрь

- Одежда в старину  изготовление   альбома «История русского народного костюма».

- Посещение мини  - музея «Истоки народного быта» (создан в группе).

- Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды.

- Рассматривание иллюстраций,  где герои сказок в русских народных костюмах.

ноябрь

- Литературная викторина: «Русские народные сказки».

- Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Из чего делали ткани».

- Презентация:  «История Русского народного костюма».

- Праздник: «Девичья краса – русская коса». – День матери.

- Слушание народной музыки, разучивание русских народных пословиц и поговорок.

декабрь

- Дидактическая  игры «Одень куклу в русский  народный костюм» (мужской, женский).

- ЧХЛ: «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычок- смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

- Русские народные игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой».

- Аппликация «Одень русскую красавицу» (из конфетных фантиков).

- Разукрашивание раскрасок на заданную тему.

- Рисование сарафана и косоворотки.

январь

- ЧХЛ: «Колосок», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный».

- Развивающая игра - лото «Чудо узоры».

- Игра «Головные уборы» (определи, кто не правильно одел, головной убор).

- Загадки на заданную тему.

февраль

- ЧХЛ: «»Кот и лиса», «Зимовье зверей».

- Беседа о зимней русской одежде.

- Презентация «Русская народная зимняя одежда».

- Игра «Часть-целое» (определи костюм по фрагменту и назови его), «Лабиринт» (пройдя по лабиринту определи русскую обувь), «Найди 10 отличий».

март

- ЧХЛ: «Гуси – лебеди», «Заяц  - Хваста».

- Лото «Национальные костюмы народов России».

- Карточная викторина.

- Игра «Разрезные картинки».

- Игры по ознакомлению с народно – декоративным творчеством «Художественный салон», «Цветные капельки».

- Русская подвижная народная игра «Иголочка и ниточка».

апрель

- Русские народные пальчиковые игры «Синий чиж», «Шла собак через мост».

- Игра «Корзиночка», «Мемори».

- Викторина «Русский народный костюм».

- Аппликация «Русская красавица» (конусная кукла).

май

- Игра «Собери картинку», «Найди пару», «Домино».

- Рассматривание картинок «Виды русского народного костюма».

- Развлечение «История русского народного костюма»

Работа с родителями:

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЕ

октябрь

- Анкетирование родителей.

- Сбор экспонатов к созданию мини – музея в группе.

ноябрь

- Консультация   Роль родителей в возрождении русских традиций» (в закрытой группе в ВК).

- Праздник: «Девичья краса – русская коса». (День матери).

декабрь

- Презентация «История  мужской и женской одежды» (в закрытой группе в ВК).

- Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник».

- Мастер – класс от родительницы детям, аппликация с элементами конструирования «Разноцветный хоровод»

январь

- Родительское собрание: Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации).

февраль

-  Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов (для кукол).

март

- Видеозапись для родителей Русской народной игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой» (в закрытой группе в ВК).

апрель

- Рисование русского народного костюма совместно с детьми.

май

- Презентация. Выставка семейного творчества  «Золотые руки мастера» (праздничный кокошник, рисунок совместный с ребенком, пошив народных костюмов для кукол).

Этапы проекта:

этапы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

ответственный

Подготовительный этап

 

                   октябрь

- Опрос детей

- Одежда в старину  изготовление   альбома «История русского народного костюма».

- Посещение мини  - музея «Истоки народного быта» (создан в группе).

- Беседа «Что носили раньше?», рассматривание иллюстраций старинной одежды.

- Рассматривание иллюстраций,  где герои сказок в русских народных костюмах.

-Анкетирование родителей.

- Сбор экспонатов для создания мини – музея в группе.

Воспитатель: Моисеева Н.Н.

дети,

родители.

Основной    этап

                                       ноябрь

- Литературная викторина: «Русские народные сказки».

- Цикл познавательной деятельности «Хочу всё знать» по теме: «Русский народный костюм», «Из чего делали ткани».

- Презентация:  «История Русского народного костюма».

- Праздник: «Девичья краса – русская коса» – День матери.

- Слушание народной музыки, разучивание русских народных пословиц и поговорок.

- Развлечение «История русского народного костюма»

- Консультация   Роль родителей в возрождении русских традиций» (в закрытой группе в ВК).

- Праздник: «Девичья краса – русская коса»

(День матери).

Дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

декабрь

- Дидактическая  игры «Одень куклу в русский  народный костюм» (мужской, женский).

- ЧХЛ: «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычок- смоляной бочок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

- Русские народные игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой».

- Аппликация «Одень русскую красавицу» (из конфетных фантиков).

- Разукрашивание раскрасок на заданную тему.

- Рисование сарафана и косоворотки.

- Презентация «История  мужской и женской одежды» (в закрытой группе в ВК).

- Домашнее задание: творческая мастерская с детьми «Праздничный кокошник».

  • - Мастер – класс от родительницы детям, аппликация с элементами конструирования «Разноцветный хоровод»

                                            Воспитатели,

дети,

родители.

январь

- ЧХЛ: «Колосок», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный».

- Развивающая игра - лото «Чудо узоры».

- Игра «Головные уборы» (определи, кто не правильно одел, головной убор).

- Загадки на заданную тему.

- Родительское собрание: Презентация проекта «Русский народный костюм» (рассказы детей по презентации).

Воспитатели,

дети,

родители,

бабушки.

Февраль

- ЧХЛ: «»Кот и лиса», «Зимовье зверей».

- Беседа о зимней русской одежде.

- Презентация «Русская народная зимняя одежда».

- Игра «Часть-целое» (определи костюм по фрагменту и назови его), «Лабиринт» (пройдя по лабиринту определи русскую обувь), «Найди 10 отличий».

-  Семейная мастерская, пошив старинных и современных народных костюмов (для кукол).

Воспитатели,

дети,

родители.

.

март

- ЧХЛ: «Гуси – лебеди», «Заяц  - Хваста».

- Лото «Национальные костюмы народов России».

- Карточная викторина.

- Игра «Разрезные картинки».

- Игры по ознакомлению с народно – декоративным творчеством «Художественный салон», «Цветные капельки».

- Русская подвижная народная игра «Иголочка и ниточка».

- Видеозапись для родителей Русской народной игры «Лапоточек», «Мой платочек голубой» (в закрытой группе в ВК).

Воспитатели,

дети,

родители.

апрель

- Русские народные пальчиковые игры «Синий чиж», «Шла собак через мост».

- Игра «Корзиночка», «Мемори».

- Аппликация «Русская красавица» (конусная кукла).

- Рисование русского народного костюма совместно с детьми.

Воспитатели,

дети,

родители.

Заключительный этап

                май

 

- Презентация. Выставка семейного творчества  «Золотые руки мастера» (праздничный кокошник, рисунок совместный с ребенком, пошив народных костюмов для кукол).

- Викторина «Русский народный костюм».

- Презентация проекта «История русского народного костюма»

Дети, воспитатели, родители.

Работа с педагогами

Содержание этапов проекта

Сроки

Ответственные

Подбор экспонатов, литературы для создания мини-музея «Истоки народного быта» и работы по данному проекту.  

Октябрь-ноябрь

педагоги

Развлечение «История русского народного костюма»

Ноябрь

Н.Н.Моисеева

Презентация проекта «История русского народного костюма»

Май

педагоги

 

 

Заключительный этап

1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ).

 По  завершению проекта, после показа итоговой презентации среди детей, родителей и педагогов планируется проведение итоговой викторины, воспитанники смогут поделиться впечатлениями, новыми предложениями.

Оформление результатов проектных исследований.

2. Совместно с детьми  составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, совместно с родителями шьются сарафанные комплексы для кукол.  Детьми изготовлены атрибуты для игр, собраны пословицы, загадки и поговорки  о  одежде и её элементах.

3. Презентация и защита проекта.    

В мае данное представление будет продемонстрировано для родителей, воспитателей, детей других групп.

Работа над проектом дала детям творческий заряд и веру в себя и воспитала патриотические чувства.

Оборудование и материалы:

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- Альбом – история русского народного костюма (2 шт.).

- Картотека народных подвижных игр.

- Картотека русских народных пальчиковых игр для детей.

- Картотека игр по ознакомлению с народно-декоративным творчеством.

- Национальные костюмы народов России (папка).

- Русский народный костюм (папка).

- В поисках затерявшейся старины.

- Коллекция русских народных сказок: «Заюшкина избушка», «Колосок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Бычёк - смоляной бочек», «Сказки в стихах», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Зимовье зверей», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Сказка про храброго зайца».

- Лэпбук «Матрешки».

- Лэпбук «Народный быт».

- Лэпбук «Национальные костюмы. Русский народный костюм».

- Интернет ресурс.

Бюджет проекта

Источником финансирования являются внебюджетные средства

Персонал проекта

1. Заведующий ДОУ – осуществляет ресурсное обеспечение проекта.

2. Воспитатели - готовят нормативно-правовую базу, разрабатывают,  научно - методическое оснащение; организуют и координируют работу по проекту.

3. Воспитатели и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями по реализации плана проекта.

4. Родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания.

5. Дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Критерии эффективности:

Цель достигнута, если:

- в результате выполнения проекта будет, достигнут высокий уровень познавательных интересов, наблюдательности, к русскому народному костюму, к своей стране, своему краю, малой родине, своему народу, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

- будут расширены представления детей о русском народном костюме;

- сформирован интерес к русской народной культуре.

- у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....

Проект "Русский народный костюм"

Как одевались в старину русские люди....

Проект "Русский народный костюм"

Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...

Проект "Русский народный костюм"

ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...

Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.

Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....

Проект "Русский народный костюм"

Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...

Проект " Русский народный костюм"

Проект " Русский народный костюм"...