Краткосрочный проект
проект (старшая группа)

Игнатьева Ольга Евгеньевна

Краткосрочный проект нравственно – патриотическое воспитание

Старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 182» г. Ярославль

Краткосрочный проект нравственно – патриотическое воспитание

Старших дошкольников

Разработал воспитатель:

 Игнатьева О.Е.

Ярославль 2023


Проект: «С чего начинается Родина?»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

в старшей группе

         Актуальность проекта.

С чего начинается Родина?

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному селу.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашей стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Семья —  она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий дошкольник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»?

Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу;

- роднойгород;

- страну в которой он растет.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже и родной город, родной край. А дальше идет представление, что такое малая родина (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, к природе.

Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем крае и России в целом.  О своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

Цельвоспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

Задачи:

  1. Ознакомить детей с символами родного города, государства. Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  2.  Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
  3.  Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и         последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление);
  4.  Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых; показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Ожидаемые результаты:

      Для детей:

  • Закрепить с детьми знания о национальном костюме, символике родного села, государства, о русской культуре. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного края и об его истории. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой Родины.
  • Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
  •  Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
  • Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.
  • Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
  • Научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

      Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Повышение психолого-педагогических компетенций.
  • Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.

      Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.

Формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • пополнение развивающей среды,
  • выставки детских работ,
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги;

Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагогический коллектив.

Срок реализации проекта: краткосрочный

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: 1 месяц.

Реализация проекта по этапам:

   Начало февраля :   I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Опрос детей: «Какая наша страна -  Россия?», «Что я знаю о семье?».

2. Пополнить патриотический уголок новой информацией. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, сюжетно-ролевых игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья», «Наша страна -  Россия»

3.Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4.Составить перспективный план проекта.

  С середины февраля:  II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми и родителями по перспективному плану.

Конец февраля:  III этап – итоговый.

Создание альбомов: «Чем славится Россия»

Настольно – печатная игра «Найди тень»

Лепбук «Наша Родина Россия»

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ и на личном сайте

Нашу работу мы разделим на 2 блока:

1 блок: «Родной свой край люби и знай! Россия – Родина моя!»

2 блок: «Семья и ближайшее окружение»

Перспективный план работы.

Сроки реализации

Мероприятия педагога с детьми и родителями

примечание

Начало февраля

Опрос детей: «Что такое малая Родина – наше село»; «Какая наша страна -  Россия?»; «Что я знаю о своей семье?»; «Детский сад – мой дом второй».

Составить перспективный план проекта «С чего начинается Родина?».

Середина февраля

1 блок «Родной свой край люби и знай, Россия – Родина моя!»

Беседы с детьми:

«Наша малая Родина – город Ярославль», «Улицы нашего города»; «Достопримечательности нашего города»

 «Русская березка – символ России»,

«Государственные символы - России».

Рассматривание иллюстрации:

Альбом «Мой родной город Ярославль», альбом «Чем славиться Россия» «Россия -  наша страна», «Русский национальный костюм», «Костюмы народов России», «Животные России», «Перелётные птицы России», «Бабочки России».

Художественная литература:

«А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалков, К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть?»  В. Маяковский, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова

«Пожар», «Почта», «А что у вас?» С.Я. Маршак «Что я видел» Б. Житков, «Родина» «Кремлевские звезды»  Михалков;
«Лучше нет родного края» П. Воронько;
«Родная земля» Г. Ладоньщиков;
«Родина» В. Семерин;
«Родная земля» П. Синявский

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о городе, труде. Загадки.

Дидактические игры:

«Сложи картинку»; «Закончи предложение»; «Подскажи словечко»; «Угадай что это?».

Художественное творчество:

Рисование «Улица где я живу»; «Мой дом»; «Моя семья»

Аппликация «Ко дню защитника отечества»; «Флаг России», «Кукла в национальном костюме»,

Настольная игра: «Найди тень».

Подвижные игры:

«Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди».

Работа с родителями:

Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

Конец февраля

2 блок:

«Семья и ближайшее окружение»

Беседы:

«Я и моя семья», «Моё имя», «Как я помогаю родителям», «Выходной день моей семьи», «Кем работают твои родители», «Мои дедушка и бабушка», «Что такое генеалогическое древо моей семьи».

Рассматривание иллюстрации:

Фотографии «Моя семья».

Художественная литература:

Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси – лебеди», «Хаврошечка».

«Синяя чашка» М. Матвеева,

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак,

«Цветик - семицветик» В. Катаев

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой

«Мамина работа» Е. Пермяк

 «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

Чтение поговорок, пословиц, стихотворений о семье. Загадки.

Дидактические игры:

«Назови как тебя дома ласково называют?», «Кто старше, кто младше», «Родственные отношения», «Угадай профессию», «Кто кем работает».

Настольные игры:

«Семья», «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки.

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья, сюжет – День рождения у Даши», «Больница – на приеме у стоматолога», «Магазин – покупки для пикника», «Строители – строим гараж для Мишиной машины», «Парикмахерская – сюжет стрижка только началась», «Детский сад – прием детей», «Дочки – матери сюжет – на прогулку в парк».

Пальчиковая гимнастика:

«Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете».

Артикуляционная гимнастика:

«Блинчики», «Вкусное варенье».

Художественное творчество:

Рисование: «Моя семья – моя рука», «Моя семья, мои друзья».

Аппликация: «Платочек для бабушки», «Открытка для мамы кпразднику 8 марта».

Лепка: «Божья коровка – оберег для всей семьи».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Что такое генеалогическое дерево?», «Наши привычки – привычки наших детей», «Семья глазами ребёнка».

Используемая литература:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Развернутое перспективное планирование подготовительной  группы»

5. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»

6. Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

7. По программе М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Комплексные занятия подготовительная группа»

8. Дронь А. В., Данилюк О. Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников», СПб: ООО «Издательство Детство – пресс», 2008.

9. Хрестоматия для чтения М., «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Проект по ПДД «Дорожная азбука» в старшей группе (краткосрочный проект)

Совместный проект подготовили:Качинская И.А. воспитательСеряпина А.Г. воспитательЦель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмо...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Групповой краткосрочный проект . «Надо правильно питаться, чтоб здоровым оставаться». Информационная карта проекта.

Цель: Расширять представления о рациональном питании, как одном из важных компонентов ЗОЖ. Задачи: 1.Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;.2....

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики»

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики» (для воспитанников 4-5 лет)...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду» Автор проекта: Козлова Э.А.

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду»Автор проекта: Козлова Э.А.Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль – апрель 2017 годТип проекта:...